План-конспект урока информатики на тему “Государственные электронные сервисы и услуги”
План-конспект урока информатики (2 урока)
Тема: “Государственные электронные сервисы и услуги”
Тип урока: проектная работа с экскурсией в МФЦ
Цель урока: сформировать понимание преимуществ цифровизации государственных услуг, познакомить с электронными сервисами Республики Татарстан
Задачи:
- Образовательные: расширить знания учащихся о государственных электронных сервисах
- Развивающие: формировать умения использовать электронные сервисы в повседневной жизни
- Воспитательные: воспитывать гражданскую ответственность и информационную культуру
Оборудование: компьютерный класс с доступом в интернет, проектор
Междисциплинарные связи: обществознание (правовые аспекты взаимодействия граждан с государством), экономика (экономия ресурсов при использовании цифровых сервисов), ОБЖ (информационная безопасность при работе с персональными данными)
I. Организационный момент (3 минуты)
Приветствие учащихся
Проверка присутствующих
Объявление темы и цели урока
Инструктаж перед экскурсией в МФЦ
II. Экскурсия в МФЦ (30 минут)
Содержание экскурсии: - Знакомство с сотрудником МФЦ, проводящим экскурсию - Демонстрация работы систем МФЦ - Знакомство с уникальными региональными услугами Республики Татарстан - Демонстрация взаимодействия офлайн и онлайн сервисов - Интерактивное взаимодействие учеников с электронными сервисами
III. Возвращение в класс. Обсуждение результатов экскурсии (10 минут)
Краткое обсуждение впечатлений от экскурсии
Систематизация полученной информации
Выделение ключевых преимуществ цифровизации государственных услуг
IV. Теоретическая часть (15 минут)
Рассматриваемые электронные сервисы и услуги:
Портал Госуслуг РТ:
- Запись к врачу
- Оплата штрафов
- Подача заявления в институт
Электронное образование РТ:
Возможности для школьников и абитуриентов
Доступ к образовательным ресурсам
Транспортные карты:
Принципы работы системы
Преимущества электронной оплаты проезда
V. Практическая часть - проектная работа (20 минут)
Задание: Разделиться на три группы. Каждая группа выполняет поиск информации на сайте МФЦ по одному из направлений:
Группа 1: Исследовать процесс записи к врачу через электронные сервисы
Группа 2: Изучить процедуру оплаты штрафов через государственные сервисы
Группа 3: Собрать информацию о подаче заявления в институт через электронные сервисы
Формат работы: - Поиск и анализ информации на официальных сайтах - Составление краткой инструкции для пользователей - Подготовка мини-презентации (3-4 слайда)
VI. Презентация результатов проектной работы (15 минут)
Выступление представителей от каждой группы (по 4-5 минут)
Вопросы и дополнения от других групп
VII. Подведение итогов и рефлексия (5 минут)
Обобщение преимуществ цифровизации государственных услуг
Обсуждение значимости электронных сервисов в современной жизни
Краткая рефлексия: что нового узнали, что показалось наиболее полезным
VIII. Домашнее задание (2 минуты)
Исследовательская работа (на выбор): 1. Провести сравнительный анализ процесса получения какой-либо услуги традиционным способом и через электронные сервисы (с указанием экономии времени и ресурсов) 2. Исследовать возможности мобильных приложений для доступа к государственным услугам в Республике Татарстан
Практическое задание (обязательное): - Зарегистрироваться на портале Госуслуг РТ (для тех, кто не зарегистрирован) - Изучить 2-3 сервиса (на выбор ученика), которые могут быть полезны в повседневной жизни - Подготовить краткий отчет о функциональных возможностях выбранных сервисов
Перед экскурсией:
Заранее согласовать с МФЦ программу экскурсии
Проинструктировать учащихся о правилах поведения
Подготовить вопросы для сотрудника МФЦ
Во время проектной работы:
Направлять деятельность групп, не вмешиваясь в содержательную часть
Обеспечить равномерное распределение задач между участниками
Следить за временем выполнения заданий
При подведении итогов:
Акцентировать внимание на практической пользе полученных знаний
Обсудить перспективы развития электронных государственных сервисов
Подчеркнуть инновационный характер электронных услуг в Республике Татарстан
Критерии оценки домашнего задания:
Полнота описания выбранных сервисов
Анализ практической пользы
Оригинальность и творческий подход
Правильность оформления
Этот план-конспект обеспечивает комплексное изучение темы, включая теоретическую подготовку, практическое знакомство с работой МФЦ и самостоятельную проектную деятельность учащихся.