Статья на тему «Сервисы Web 2.0 на уроках информатики»
Тема: «Сервисы Web 2.0 на уроках информатики»
Автор: Лиманская Марина Петровна,
учитель информатики и ИКТ
ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат».
Актуальность данной темы обусловлена изменением роли современного педагога – он должен стать организатором процесса получения знаний, координатором информационного потока. Современный учитель должен не только сформировать профессиональные и общие компетенции, научить и воспитать в рамках урока, но и увлечь, заинтересовать, развить творческие способности, пробудить стремление к самообразованию, реализации своих способностей. На сегодняшний день выпускник среднего образовательного учреждения должен быть мобильным, конкурентоспособным, уметь профессионально находить себя в постоянно изменяющихся внешних условиях.
Образование сегодня немыслимо без современных компьютерных технологий. Сервисы Web 2.0 - интересный инструмент для выгодного представления творческих идей. Их применение на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество образования. Как в ходе урока, так и при самостоятельной подготовке сервисы Web 2.0 помогают заинтересовать современного подростка, обычно неплохо владеющего офисным пакетом, чем-то совершенно новым, например, возможностью коллективной деятельности в Wiki-среде, альтернативными привычному MS Office методами создавать свои документы, презентации, стенгазеты, ленты времени, опросники и анкеты, совершенно по-новому представлять свои творческие разработки. Новизна активизирует познавательный интерес, ведь в своей деятельности большинство из обучающихся никогда не работали с подобными интересными инструментами.
В данном обзоре рассматриваются возможности применения некоторых сервисов 2.0 на уроках информатики и приводятся примеры, помогающие сделать учебный процесс ярче, качественнее и интереснее.
С помощью сервисов Web 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:
совместный поиск и хранение информации (сервисы закладок БобрДобр (http://www.bobrdobr.ru ));
совместное использование фотоматериалов (фото сервисы Picasa - социальный сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего личного либо совместного использования цифровых фотографий (http://picasaweb.google.ru));
создание и совместное использование медиа-материалов (социальный сервис YouTube, предназначенный для хранения, просмотра и обсуждения цифровых видеозаписей (http://youtube.com));
совместное создание и редактирование гипертекстов (Вики-среды, ВикиВики – система, поддерживающая простой и доступный способ создания коллективного гипертекста);
совместное редактирование и использование карт и схем (геосервисы);
интерактивная доска OnLine Dabbleboard, Wiki-стенгазета;
совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов (сетевой офис).
Рассмотрим некоторые сервисы Гугл, наиболее полезные для использования на уроке информатики.
Сервис опросов Google-forms (Google Формы)
Google Формы могут быть использованы для создания тестов для проверки знаний, анкетирования обучающихся и родителей, различных опросов, викторин. Опрос может быть как анонимным, так и только от авторизованных пользователей. Формы опросов можно встраивать на страницы сайтов. При создании формы автоматически создается сводная таблица Google с ответам всех респондентов, в которой автоматически накапливаются результаты заполнения формы.
Для работы с Google-формами обучающиеся регистрируют свой аккаунт на сайте www.gmail.com, далее создаются для каждого класса Google-группы. В форумах группы удобно размещать задания к уроку, рабочие материалы, что позволяет выполнять задания не только присутствующим, но и тем, кто отсутствовал на уроке. При работе с данным сервисом учитель предоставляет обучающимся доступ к документу, с которым им предстоит работать. Тем самым они становятся редакторами документа и могут изменять его по своему усмотрению. Варианты предоставления доступа для редактирования документов и заполнения форм – размещение ссылки на сайте «Дневник.ru», в социальных сетях или на школьном сайте в специальном разделе.
Пример задания, созданного в Google-forms. Обучающиеся должны ответить на вопросы итогового теста по теме «Состав компьютера». Отвечать можно с домашнего компьютера, получив доступ к форме, либо перейдя по ссылке, которую учитель разместил на сайте «Дневник.ru».
С
помощью Google форм удобно проводить различные социологические опросы, которые необходимы в проектной деятельности обучающихся, а также используются при проведении научно-исследовательских работ. Например, при проведении научно-исследовательской работы на тему «Интернет и психическое здоровье подростка: выявление подверженности лицеистов интернет-зависимости» были использованы Google формы при проведении анкетирования «Выявление интернет-зависимости у обучающихся 9-11 классов Таганрогского педагогического лицея-интерната».
Сервисы сетевого офиса Google Docs (Документы Google)
Документы Google (англ. Google Docs) — бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена, разработанный компанией Google.
С развитием сети Интернет появилась возможность создавать, редактировать и хранить документы, таблицы, фотографии, презентации и прочие объекты не на отдельном личном компьютере, а на удаленном компьютере в сети, и здесь на помощь приходят сервисы сетевого офиса.
Интернет офис имеет очевидные преимущества:
к своим документам всегда можно получить доступ, куда бы мы ни поехали;
документы можно редактировать группой соавторов.
В настоящее время в Интернете существует более 100 сайтов, предоставляющих сервисы сетевого офиса. С помощью таких сервисов можно пользоваться большинством основных функций компонентов Microsoft Office - Word, Excel, PowerPoint и других, причем с возможностью редактирования документа одновременно несколькими пользователями.
Для того чтобы начать пользоваться офисными приложениями от Google, необходимо зарегистрировать свой почтовый ящик в системе Gmail по адресу https://gmail.google.com. Почтовая система Gmail представляет собой пример сервиса Веб 2.0. Gmail – это бесплатная служба электронной почты поисковой системы Гугл. Она располагает встроенной технологией поиска Google и более чем 2 600 мегабайтами для хранения данных. Здесь можно неограниченно долго хранить все важные сообщения, файлы и фотографии, использовать функцию поиска, чтобы легко и быстро находить нужную информацию, и организовывать поиск с помощью нового подхода к просмотру сообщений в виде цепочек. Сообщения, посланные под одним заголовком (под одной темой письма), выстраиваются в цепочку. Это означает, что письмо и ответ на него располагаются на одной странице, предоставляя пользователю удобный обзор всей переписки. Как только аккаунт в Гугл создан, можно начинать работать с офисными сервисами. Своим пользователям Гугл предлагает возможности для совместной работы над документами и электронными таблицами. Интерфейсы основных “офисных” приложений Google http://docs.google.com/ объединены и позволяют авторам редактировать документы и таблицы, публиковать их в сети. Документы и таблицы Google – это бесплатный веб-редактор текста и таблиц, который позволяет пользователю и тем, кого он выбирает в качестве соавторов, редактировать файлы в реальном режиме времени со своих компьютеров. Приложения понимают различные форматы документов и позволяют пользователю загружать на сайт http://docs.google.com/ документы объемом до 500 кб. Загруженные либо созданные внутри Гугл документы могут быть отмечены метками, точно так же, как и письма. Каждый документ или электронную таблицу можно обсудить, открыть для совместного чтения и редактирования и опубликовать в сети как html-документ. Для того, чтобы открыть документ для совместного редактирования, необходимо воспользоваться кнопкой «Совместный доступ». Автор документа может открыть документ для чтения и совместного редактирования. Читатели могут только просматривать документ, но не могут его редактировать. Соавторы могут изменять документ и, если разрешено автором документа, приглашать других пользователей. Соавторы документа или электронной таблицы могут совместно редактировать документ или таблицу в режиме реального времени. Каждый соавтор может добавлять в документ свои комментарии. При этом комментарий выделяется цветом и к нему добавляется имя автора. При печати комментарии не включаются в документ. Таким образом, группа соавторов может обсуждать текст непосредственно внутри документа. |
Использование сетевого офиса может быть очень полезным и интересным на уроках информатики. Данные сервисы просты в использовании и предоставляют широкий круг возможностей как для учащихся, так и для учителей, позволяют организовать совместную работу с документами (совместное создание документов, презентаций, рисунков, таблиц), организовать электронный документооборот.
Данные сервисы незаменимы для использования в удаленном доступе - например, возникла необходимость срочно отредактировать документ, а Вы работаете в другом городе за чужим компьютером. Если внезапно перестал работать Офис на Вашем компьютере, также придут на помощь сервисы Google Docs.
• Google Документ - используется для написания совместных текстовых работ, создания лицейской газеты, для проведения проверочных работ.
Пример использования Google-документа.
Тема «Возможности сети Интернет». В режиме коллективного редактирования подобрать материал и создать газету, сопроводить текст иллюстрациями.
• Google Презентация – обучающиеся готовят презентации для своего выступления; на уроке создают коллективную презентацию по определенной теме, где каждый оформляет определенный слайд, отвечая на конкретный вопрос (находит его в учебной литературе или в сети Интернет).
Пример задания с использованием Google-презентации.
Коллективно или в малых группах (в режиме общего доступа) создать презентацию на тему «История развития вычислительной техники» с помощью сервиса Google-презентация. Обучающиеся должны оформить тему своего отдельного слайда, подобрать цвет текста, использовать разные макеты слайдов, вставить гиперссылки, рисунки в соответствии с заданием. Задание на дом: отредактировать свой слайд на общей презентации «Состав и устройство компьютера». Каждому ученику отводится слайд, который он должен оформить в соответствии с вопросом. Материал он может найти сам или воспользоваться ссылкой, подготовленной учителем.
• Google Таблица – используется для упорядочивания различных данных, создания кроссвордов, проведения исследования на уроке, создания сводной ведомости результатов работы учеников и т.д.
Пример задания, использующего Google-таблицу: создать таблицу известных антивирусных программ, указать их характеристики и преимущества. Обучающиеся могут работать персонально или в малых группах, искать информацию в сети Интернет и заполнять таблицу.
В качестве домашнего задания можно предложить дополнить полученную таблицу иллюстрациями соответствующих логотипов антивирусных программ.
• Google Рисунок – выполнение проверочных заданий, изменение готовых рисунков в соответствии с заданием.
Учитель, создавая Google-документ и предоставляя к нему доступ учащихся, может проследить дату входа на ресурс любого ученика, увидеть изменения, которые он сделал, проанализировать активность учащихся.
Применение Google-документов на различных этапах урока информатики
Этап урока |
Используемый сервис |
Проверка домашнего задания |
Google Документ Google Презентация Google Форма (тест)
|
Проверка знаний и умений обучающихся для подготовки к новой теме |
Google Рисунок (схемы, графы)
|
Первичная проверка понимания |
Google Документ Google Рисунок |
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу |
Google Документ Google Рисунок Google Таблица |
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений |
Google Документ Google Презентация
|
Домашнее задание к следующему уроку |
Google Таблица Google Форма |
При использовании в образовательном процессе сервисов Google можно отметить следующие преимущества.
Возможность организации совместной продуктивной деятельности обучающихся, совместное создание документов, карт, сайтов увлекает обучающихся идеей коллективного творчества.
Именно сервисы Google составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий деятельностного типа.
Обучение становится личностно ориентированным. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого ученика, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на самооценку обучающегося, служит мотивом для саморазвития.
Значительно возрастает мотивация участников образовательного процесса. Это связано с активным включением обучающегося в деятельность, интересную ему именно возможностью работать в социальных сетях.
Повышается положительное оценивание родителями деятельности ребенка, т.к. домашний компьютер используется для обучения и развития подростка, а не только для общения в социальных сетях. Web-серфинг в сети Интернет превращается в web-навигацию, определяя для учащегося образовательные цели и ориентиры, при этом предоставляя ему право выбора образовательного маршрута.
Таким образом, использование сервисов Google в образовательном процессе позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий.
Литература:
• Инструкции по созданию Google-документов [электронный ресурс]- https://docs.google.com/document/d/1We7Q7RHbtedaTiRR6iOLXbBa19BWPPs-AdcE0gkU4rM/pub
• Горбатова А. Облачные технологии накроют мир [электронный ресурс] – http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=31856
• Заславская О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Научно-методический журнал. / Информатика и образование - М., 2012, №1 (230). – С. 45-50.
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [электронный ресурс] - http://standart.edu.ru/
• Черногорская Н.Н. Использование ресурсов сети интернет на уроках информатики. - Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 3 частях: Часть 1, Чебоксары, 2011. – С. 229 - 231