План-конспект урока по математике для 5 класса на тему: «Основное свойство дроби. Сокращение дробей»
План-конспект урока по математике для 5 класса
на тему:
"Основное свойство дроби. Сокращение дробей"
Цели урока:
Образовательные:
закрепить основное свойство дроби;
сформировать умение применять данное свойство на практике;
ввести новое действие – сокращение дробей
Развивающие:
развивать память, речь, любознательность, познавательный интерес;
развивать умение применять знания теории на практике
Воспитательные:
воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе.
Структура урока:
Организационный момент
Устная работа
Изучение нового материала
Физкультминутка
Закрепление новой темы
Самостоятельная работа
Итог урока
Домашнее задание
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
А сейчас откройте тетради и запишите число.
Классная работа.
2.Устная работа.
1)Запишите под диктовку дроби
1/2 1/4 2/3 3/2 1/6 2/6 3/6 6/6 9/6
1) Назовите числитель и знаменатель дроби
2) Назовите правильные и неправильные дроби
3) Какая дробь называется правильной, какая неправильной?
4) Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби?
5) Что означает дробь 2/3, 3/2, 6/6
2)Найдите среди следующих дробей равные между собой: ; ; ; ; .
3 Приведите дробь к новому знаменателю 8,12,20,36,48. Можно ли эту дробь привести к знаменателю 15; 24; 29; 50? Почему?
4) Назовите несколько знаменателей, к которым можно привести дроби , , ,
Молодцы, ребята, мы вспомнили основное свойство дроби.
3. Изучение нового материала.
Дроби можно сокращать. Сократить — значит сделать дробь короче и проще для восприятия. Например, дробь выглядит намного проще и красивее, чем дробь .
Если при решении примеров получается большая и некрасивая дробь, то нужно попытаться её сократить.
Сокращение дроби опирается на основное свойство дроби. Поэтому, прежде чем изучать сокращение дробей, обязательно изучите основное свойство дроби.
Деление числителя и знаменателя на их наибольший общий делитель называется сокращением дроби.
Пример 1. Сократить дробь
Итак, нужно разделить числитель и знаменатель дроби на наибольший общий делитель чисел 2 и 4.
В данном случае дробь простая и для неё НОД ищется легко. НОД чисел 2 и 4 это число 2. Значит, числитель и знаменатель дроби надо разделить на 2
В результате дробь обратилась в более простую дробь . Значение исходной дроби при этом не изменилось, поскольку сокращение подразумевает деление числителя и знаменателя на одно и то же число. А это действие, как было указано ранее, не меняет значение дроби.
На рисунке представлены дроби и в виде кусочков пиццы. До сокращения и после сокращения они имеют одинаковые размеры. Разница лишь в том, что раздéлены они по-разному.
Пример 2. Сократим дробь
Чтобы сократить дробь , нужно числитель и знаменатель этой дроби разделить на наибольший общий делитель чисел 20 и 40.
НОД чисел 20 и 40 это число 20. Поэтому делим числитель и знаменатель дроби на 20
Пример 3. Сократим дробь
Чтобы сократить дробь , нужно числитель и знаменатель этой дроби разделить на наибольший общий делитель чисел 32 и 36.
НОД чисел 32 и 36 это число 4. Поэтому делим числитель и знаменатель дроби на 4
Если в числителе и знаменателе располагаются простые числа, то такую дробь сократить нельзя — она не сокращается. Такие дроби называют несократимыми. Например, следующие дроби являются несократимыми:
Напомним, что простыми называются числа, которые делятся только на единицу и самих себя.
Рассмотрите равенства
Объясните, какие преобразования выполнены с дробями. Как можно его назвать? Как можно сформулировать тему урока , запишем её в тетрадь.
Можно ли продолжить?
Преобразование, которое было выполнено называется сокращением дроби. Выполняем сокращение до тех пор, пока это возможно.
Вывод. Сократить дробь — это значит, числитель и знаменатель дроби разделить на одно и то же число, отличное от нуля.
Вывод. Дробь, которую нельзя сократить, называется несократимой.
мы с вами закрепили основное свойство дроби. А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал с помощью небольшой самостоятельной работы.
4.Физкультминутка . 1 минута
5.Закрепление новой темы
Сократите дроби: ; ; ; ; ;
; ; ; ; ;
Удалось ли вам сократить все дроби? Выпишите те дроби, которые не сократились. Постарайтесь объяснить почему.
А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал с помощью небольшой самостоятельной работы.
6.Самостоятельная работа.
Задания для самостоятельного решенияЗадание 1. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
Задание 2. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
Задание 3. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
Задание 4. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
Задание 5. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
Задание 6. Выделите целые части в следующих дробях:
Задание 7. Выделите целые части в следующих дробях:
Задание 8. Переведите смешанные дроби в неправильные:
Задание 9. Переведите смешанные дроби в неправильные, не расписывая как целая часть умножается на знаменатель дробной части и полученный результат складывается с числителем дробной части
Задание 10. Сократите следующую дробь на 3
7. Итог урока.
Спасибо, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. А что вы сегодня узнали на уроке?
Вопросы учащимся:
Придумайте дробь, которую можно сократить, и сократите ее.
Что значит сократить дробь?
8. Домашнее задание. п. 16 №497, 498.