План-конспект урока по математике на тему: «Окружность.Круг»
Класс: 3
Предмет: математика
Тема:«Окружность. Круг.» (стр.94-95, учебник 2023 года)
Цели урока:
- Освоение построения и распознавания окружности и круга
- Формирование функциональной математической грамотности через понимание геометрических фигур
- Обеспечение математического развития через пространственное воображение
- Становление умения использовать чертежные инструменты
Планируемые результаты:
Личностные:
- Осознавать необходимость изучения математики для развития пространственного мышления
- Проявлять способность к точному и аккуратному выполнению построений
Метапредметные:
- Распознавать геометрические фигуры
- Обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире
- Конструировать геометрические фигуры
Предметные:
- Различать окружность и круг
- Строить окружность заданного радиуса
- Измерять радиус окружности
- Распознавать и изображать геометрические фигуры
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
Учитель: Ребята, посмотрите на часы, на колесо велосипеда, на диск.
Что общего у этих предметов?
(Дети: Они круглые)
Учитель: А если я обведу край монеты карандашом, что получится?
(Дети: Линия, похожая на круг)
Учитель: А это одно и то же - круг и линия по его краю?
(Дети: Нет, это разные фигуры)
Учитель: О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Дети: Об окружности и круге)
Учитель: Верно! Тема нашего урока: "Окружность. Круг"
Этап 2. Актуализация опорных знаний
Математический диктант
1. Запишите название линии без углов
2. Назовите инструмент для построения окружности
3. Что такое радиус окружности
4. Что больше: диаметр или радиус окружности
5. Чему равен диаметр окружности, если радиус 5 см
Этап 3. Освоение нового материала
Учитель: Ребята, сегодня мы познакомимся с удивительными фигурами - окружностью и кругом, которые мы встречаем каждый день! Посмотрите вокруг: часы на стене, колесо велосипеда, монетка, тарелка, солнце в небе - все эти предметы имеют форму круга.
Но оказывается, окружность и круг - это разные фигуры! Окружность - это линия, которая очерчивает круг по краю, как бы обводит его по контуру. А круг - это вся фигура целиком, включая её внутреннюю часть. Это как след от обведённой монетки (окружность) и сама монетка (круг).
Чтобы начертить окружность, мы используем циркуль. У окружности есть центр - точка, от которой все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии. Это расстояние называется радиусом. Когда мы чертим окружность циркулем, его острый конец стоит в центре, а другой конец с карандашом рисует линию - и получается окружность!
У каждой окружности можно провести много радиусов, и все они будут равны между собой. Это как спицы в колесе велосипеда - они все одинаковой длины. Если соединить две точки окружности через центр, получится отрезок, который называется диаметром. Диаметр всегда в два раза больше радиуса.
С помощью окружности и круга можно делать много интересных вещей: рисовать узоры, делить круг на равные части (как торт или пиццу), измерять расстояния. А ещё круглая форма помогает предметам катиться - поэтому у колёс именно такая форма!
Запишем правило в рамке:
Окружность - это замкнутая кривая линия, все точки которой равноудалены от центра.
Круг - это часть плоскости, ограниченная окружностью.
Радиус - это отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой.
Все радиусы одной окружности равны.
Задание 2. Рассмотри, на сколько равных частей разделён каждый круг одного и того же радиуса. Назови, какие доли круга получились на каждом чертеже.
Какая доля круга больше: одна восьмая или одна четвёртая? Одна третья или одна шестая?
Решение:
1) Первый круг разделён на 4 равные части - четверти
2) Второй круг разделён на 8 равных частей - восьмые
3) Третий круг разделён на 3 равные части - трети
4) Четвёртый круг разделён на 6 равных частей - шестые
Одна четвёртая больше одной восьмой
Одна третья больше одной шестой
Задание 4. Из 30 кг семян подсолнечника получают 6 кг масла. Сколько килограммов масла можно получить из 25 кг семян подсолнечника?
Решение:
1) 30 кг : 6 кг = 5 (кг семян на 1 кг масла)
2) 25 : 5 = 5 (кг масла)
Ответ: 5 кг масла
Этап 4. Физкультминутка
Этап 5. Закрепление материала
Задание 5. Из 20 кг кедровых орехов можно получить 5 кг масла. Сколько кедровых орехов надо взять, чтобы получить 20 кг масла?
Решение:
1) 20 : 5 = 4 (кг орехов на 1 кг масла)
2) 20 × 4 = 80 (кг орехов нужно)
Ответ: 80 кг орехов
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
Что нового мы сегодня узнали?
(Дети: Узнали об окружности и круге, научились их различать)
Где нам это пригодится?
(Дети: При построении чертежей, в жизни при работе с круглыми предметами)
Оцените свою работу с помощью кружков:
- я всё понял и могу объяснить другому
- - я понял, но есть небольшие вопросы
- - мне нужна помощь
Домашнее задание: № 6.