12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Магомедова Гульяр Атаевна24
Учитель русского языка и литературы
Россия, Дагестан респ., Бабаюртовский район, село Мужукай

t1604512636aa.gif

План-конспект урока

по русской литературе в 5 классе на тему:

«Фантазия и быль в рассказе А.П.Платонова «Никита»



Урок литературы в 5 классе


Дата проведения урока: 11.02.2020 г.

Тема: «Фантазия и быль в рассказе А.П.Платонова «Никита»

Цель: создать условие для выявления художественной идеи рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности.


Задачи:

Образовательные: выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности.

Развивающие:

- формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения;

- развивать умения выделять главное в прослушанном сообщении;

развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

Воспитательные:

- формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;

- формировать устойчивое произвольное внимание;

- формирование умения работать в группах;

- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

Ожидаемые результаты:

Предметные УУД: учащиеся осознали художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;

Личностные УУД: 

- формированы навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения;

- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;

- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

- сформировано умение определить учебные, составлять план и последовательность действий, контроль знаний.

Коммуникативные УУД:

- сформировано умение работать в группах;

- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям

Межпредметные связи: Русский язык, история

Оборудование урока:

Учебники, учебная литература: ___________________________________

 Техника: ноутбук, проектор.

Оборудование: тексты рассказа, презентация, толковые словари.

ХОД УРОКА


І. Организационный момент (3 мин.)

Здравствуйте! Я очень рада нашей встрече. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и наш урок литературы пройдёт прекрасно. А начать наш урок мне бы хотелось с одной картинки, вглядитесь в нее внимательно. На первый взгляд – это скалы, которые отражаются в водоеме, но приглядевшись внимательнее и включив фантазию, мы увидим нечто большее. Так и герой произведения, о котором мы будем сегодня говорить на уроке, в обычном видел удивительное (слайд 1)

t1604512636ab.gif

II. Целеполагание (3 мин.)

- Сегодня мы с вами будем говорить о выдающемся писателе 20 века – Андрее Платоновиче Платонове и о его рассказе «Никита» (слайд 2-3).

t1604512636ac.gif

t1604512636ad.gif

Дома вы должны были познакомиться с его биографией, прочитать рассказ «Никита», составить краткий план рассказа. И как вы думаете, с учетом начала урока, вашего домашнего задания, какова будет цель нашего урока? Что мы должны сделать на уроке?

- вспомнить биографию Платонова;

- проанализировать рассказ по эпизодам;

- определить, что есть быль, а что есть фантазия в рассказе;

- выразительно читать;

- развивать речь;


Запись в тетрадях темы урока


III. Проверка домашнего задания (биография Платонова) (8 мин.)

- Ребята, вспомнить биографию А.П. Платонова я вам предлагаю необычным способом. Мне хочется, чтобы вы представили себя редакторами какого-нибудь крупного литературного журнала, и вот вам представили для правки статью о А. П. Платонове. А вы должны все неточности – фактические ошибки – исправить (текст на слайде 4)

t1604512636ae.gif



___________ Платонович _______________ (настоящая фамилия - _______________) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в ______________ слободке.

Его учительницей была ______________ Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был _________________.

В 1922 году была издана книжка стихов «__________ глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в _______________. Произведение «Никита» - это ___________________.




Слайд 5

t1604512636af.gif

Платонович Платонов (настоящая фамилия - Климентов) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямской слободке.

Его учительницей была Аполлинария Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был поэтом.

В 1922 году была издана книжка стихов «Голубая глубина».

Сказки Платонов начал писать уже в конце своей жизни.

Произведение «Никита» - это рассказ.


IV. Изучение новой темы (15 мин.)

4.1. Анализ содержания рассказа.


- Понравился ли вам рассказ? Чем?

- Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические? Фантазия – слово многозначное.

- Каким вы представляете себе Никиту? (слайд 6) Составьте устный портрет героя рассказа. (по плану)

t1604512636ag.gif


Проверка работы по слайду 7


t1604512636ah.gif

Словарная работа. Проверка работы по слайду 8



t1604512636ai.gif

Знакомство со словарной статьёй. В каком значении мы используем слово на уроке? Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту - фантазёром?

4.2. Реализация домашнего задания. Проверка планов.

Возможный план (слайд 9)

t1604512636aj.gif


1. Мама уходит на работу.

2. Никита “живёт” один.

а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

д) Старый пень

е) Стол

ж) Банька

з) Жёлтый цветок
и) Голоса внутри земли

к) «Незнакомые, злобные лица»

3. Возвращение отца.

4.3. Беседа.

- Какое время изображено в рассказе? Последний год ВОВ

- Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

- Как воспринимает Никита окружающий мир?

Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

Исследовательская работа с текстом. Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.


Слайды 10-18


t1604512636ak.gift1604512636al.gif


t1604512636am.gift1604512636an.gif





t1604512636ao.gift1604512636ap.gif




t1604512636aq.gift1604512636ar.gif




Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.


- Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

- Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?


Везде есть люди, только кажутся они не людьми.



V. ФИЗМИНУТКА (4 мин.)

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

Такие представления о мире были характерны для язычества. Давайте заслушаем сообщения о Земле и Солнце в представлениях древних славян.

В древние времена человек почти полностью зависел от окружающего мира природы и не отделял себя от него.

Славяне обожествляли и одухотворяли природу: верили в то, что всё, что их окружает, живёт, понимает, чувствует, имеет свои желания и борется за них.

С давних времен в нашем языке остались выражения "дождь идёт", "солнце встает", "воет вьюга". Всю природу человек воспринимал могущественной, живой и стремился жить с ней в полном согласии. Древние люди рано поняли, что Солнце было главным источником жизни на Земле, оно давало тепло и свет, а без Солнца на Землю приходят ночь и зима, а с ними - смерть человека и природы, то есть жизнь на Земле зависит от Солнца. Вот почему у всех народов Солнце с самых древних времен обожествляется.

Бог солнца – Даждьбог - был одним из наиболее почитаемых богов у славян в древние времена. Слово «Даждьбог» состоит из слов "дай", "бог", "богатство". Кто даёт тепло, тот даёт добро, богатство, Даждьбог - это бог достатка в доме. Был Даждьбог сыном Сварога - бога неба и огня небесного, главного бога. Когда Солнце заходило, его провожали с печалью и страхом. А место, где Солнце всходило - восток, - было стороной радости, вечного тепла.

Символ жизни и весеннего равноденствия на Руси - это бог Ярило. Ярило покровительствовал расцвету природы, плодородию, любви, поэтому его всегда изображали в белой одежде и с хлебными колосками в руках.

Земля у славян издавна почиталась особо: ее называли «божья», «святая», «праведная». Земля - мать, которая рождает всё необходимое для жизни. Земля считалась самым верным свидетелем, поэтому славяне при клятве в доказательство наивысшей правды и верности ели или целовали землю.

В народном мифе славян Мать-Сыра-Земля лежала во мраке и холоде. Когда юный бог Ярило обратил на неё свой светлый взор, то проснулась Земля и жадно впитала в себя солнечные лучи, от солнечного тепла появились на ней злаки, цветы, тёмные леса и синие моря, голубые реки и серебристые озера, птицы и звери, рыбы и насекомые. Так древние славяне объясняли происхождение всего живого на земле. "И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле и Матери- Сырой Земле".

Работа с текстом.

- Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

- Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

Слайд 19

t1604512636as.gif


VI. Подведение итогов урока (5 мин.)

- В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.Платонова?

(«Давайте все трудом работать, и все живые будут») (слайд 20)

t1604512636at.gif


- Значение имени Никита – победитель (греч.). Какую победу одержал Никита в рассказе А.Платонова?

Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.


VII. Домашнее задание (2 мин.)

1.Пересказ биографии С. Я. Маршака с. 90-91

2.Подготовить выразительное чтение фрагмента из драматической сказки «Двенадцать месяцев» (с. 91-106)

3. Инд.задания:

- подготовить сообщение «Вспомним стихи нашего детства» (Ежова К.)


VIII. Оценки за урок (3 мин.)

Ф.И._________________________________________

Лист самооценки (проставь баллы за каждое задание от 1 до 5)

1. «Биография Платонова»

2. План рассказа

Устные ответы

Сообщение (если вы его выполняли)

Чтение









Итого баллов________

IX. Рефлексия (2 мин.) После изучения данной темы:

Я знаю


Я умею


Я могу


Я хочу




Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина, 28.02.21 в 13:54 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.