План-конспект урока по русскому языку «Условное и повелительное наклонение» (7 класс)
Тема: Условное и повелительное наклонение
Цель: познакомить с понятием «условное и повелительное наклонение», формировать навык образования, изменения и правописания глагольных форм условного и повелительного наклонения, развивать умение излагать мысли, доказывать, аргументировать, применять полученные знания на практике, способствовать формированию коммуникативных навыков, воспитание интереса к русскому языку.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Мотивационный этап
С добрым утром просыпаться Братьев меньших защищать.
И друг другу улыбаться, Тех, кто старше – уважать…
Никогда не унывать, Жить сердечно обожать –
Другу тяжело – поддержать, Новый день, как чуда, ждать!
Пожалеть и приласкать.
-Какое настроение создает это стихотворение? Я желаю вам сохранить это настроение до конца урока.
ПРОВЕРКА Д.З.
УПР. 112
Представление учащимися стихотворений с разными временными формами.
-Вы сегодня продолжите знакомство с наклонениями глагола, станете исследователями и узнаете, что обозначают глаголы в форме условного и повелительного наклонения, как они образуются, научитесь употреблять их в речи.
3 Операционно-познавательный этап
3.1. Изучение нового материала
Учащиеся в мини группах по вариантам работают с теоретическими сведениями: в. 1 П. 13, в.2 – 14. Задания выполняются на рабочих листах. Самопроверка проводится по ключу.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
В.1
1 Заполните таблицу, пользуясь сведениями п. 13 на ст. 67 – 68
Наклонение |
Значение |
Образование |
Примеры |
2 Найдите и выпишите формы условного наклонения. Покажите как они образованы.
Если был бы я девчонкой, Перемыл бы чашки- ложки, Отчего ж я не девчонка?
Я бы время не терял. Сам начистил бы картошки. Я бы маме так помог!
Я б на улице не прыгал, Все свои игрушки сам Мама сразу бы сказала:
Я б рубашки постирал. Я б расставил по местам. «Молодчина ты, сынок».
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел.
КЛЮЧ:
Наклонение |
Значение |
Образование |
Примеры |
условное |
Действие, которое произойдет при каком-либо условии |
Глагол в форме пр. вр. + частица БЫ |
Съел бы, пришел бы |
2 Форма пр. вр. глаголов: не терял, не прыгал, постирал, расставил, вымыл, подмел, перемыл, начистил, расставил, помог, сказала +бы (б).
В.2
1 Заполните таблицу, пользуясь сведениями п. 14 на ст. 70 – 71
Наклонение |
Значение |
Образование |
Примеры |
2 Найдите и выпишите формы повелительного наклонения. Покажите как они образованы.
Не можешь- сумей,
Не знаешь – узнай,
Не бойся скалы отвесной.
Пробуй,
Ищи,
Свершай, достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
КЛЮЧ:
Наклонение |
Значение |
Образование |
Примеры |
повелительное |
Приказ, просьба, побуждение к действию |
Форма 2 лица ед.ч. (снова наст. буд. вр.+окончание И или нулевое окончание); Форма 2 лица мн.ч. (Форма 2 лица ед.ч.+ формообразовательный постфикс ТЕ) |
Уйди, помогите, послушай |
2 Сумей=сумей+ нулевое окончание; узнай; не бойся= бой…ся+ нулевое окончание; пробуй; свершай, достигай, ищи= ищ+и.
3.2. Взаимообучение в парах
Расскажи товарищу о глаголах в условном (повелительном)наклонении. Попроси его ответить на вопросы:
-Какие действия обозначают глаголы в условном и повелительном наклонении?
-В каких формах они употребляются?
-Как образуются?
-Приведи примеры глаголов в условном и повелительном наклонении.
3.3. Закрепление материала
3.3.1. Выполнение упражнения 119 (предложении 1)
Игра «Цветик – семицветик»
Глаголы в форме условного наклонения – большие мечтатели и фантазеры. Вместе с ним мечтает и человек. А.П. Чехов говорил: «Если бы каждый человек на куске земли своей сделал бы, что он может, как прекрасна была бы наша земля», а В. Брюсов утверждал: «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды понимания и познания, которая сжигает меня». Давайте помечтаем и мы. На каждом лепестке цветика-семицветика напишите заветное желание, продолжив предложение.
(Каждому учащемуся раздается лепесток с началом предложения: Если бы я выиграл(а) миллиард, то… Если бы я был(а) директором школы, то… Если бы я был(а) волшебником, то… Если бы я был)а_ невидимым, то… Если завтра вам предложили бы должность министра, то….)
Лепестки размещаются на доске, желания анализируются с т.зр. значимости: для себя. Близких, друзей.
-Давайте попробуем составить рецепт счастья для всех людей. Глаголы какого наклонения вы будете использовать?
РЕЦЕПТ:
-Извлекай уроки из прошлого, живи настоящим и строй планы на будущее!
-Умей прощать!
-Благодари за жизнь и добрые дела!
-Цени и береги каждую минуту жизни!
-Избавляйся от зависти и злости!
-Выпишите несколько глаголов, объясните, как они образованы.-Составьте предложения на стр. 72 формами+ лечь-ляг(те); бежать –беги(те)
3.3.2.УПР.122
3.3.3. Работа с пословицами
Продолжите пословицы.
Семь раз отмерь….
Век живи….
Куй железо….
Новых друзей наживай….
Любишь кататься….
3.3.4. Образование форм глаголов
-Образуйте от глаголов МЁРЗНУТЬ, ПЛАТИТЬ, ГОВОРИТЬ формы 2 – го лица мн.ч. изъявительного наклонения и формы 2 л. мн.ч. повелительного наклонения. Чем они отличаются?
Изъявительное |
Повелительное |
Мерзн-ете |
Мерзн – и - те |
Плат-ите |
Плат- и-те |
Говор-ите |
Говор-и-те |
4 Рефлексия
На лепестке пишут учащиеся глагол-пожелание в форме повелительного наклонения.
5 Д.З.
П.13, 14, упр. 132 средний и достаточный уровень), написать стихотворение для физкультминутки или монолог одного из наклонений (по желанию на высокий уровень)