План-конспект урока по русскому языку «Условное и повелительное наклонение» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 5 February 2019

Тема: Условное и повелительное наклонение

Цель: познакомить с понятием «условное и повелительное наклонение», формировать навык образования, изменения и правописания глагольных форм условного и повелительного наклонения, развивать умение излагать мысли, доказывать, аргументировать, применять полученные знания на практике, способствовать формированию коммуникативных навыков, воспитание интереса к русскому языку.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Мотивационный этап

С добрым утром просыпаться Братьев меньших защищать.

И друг другу улыбаться, Тех, кто старше – уважать…

Никогда не унывать, Жить сердечно обожать –

Другу тяжело – поддержать, Новый день, как чуда, ждать!

Пожалеть и приласкать.

-Какое настроение создает это стихотворение? Я желаю вам сохранить это настроение до конца урока.

ПРОВЕРКА Д.З.

УПР. 112

Представление учащимися стихотворений с разными временными формами.

-Вы сегодня продолжите знакомство с наклонениями глагола, станете исследователями и узнаете, что обозначают глаголы в форме условного и повелительного наклонения, как они образуются, научитесь употреблять их в речи.

3 Операционно-познавательный этап

3.1. Изучение нового материала

Учащиеся в мини группах по вариантам работают с теоретическими сведениями: в. 1 П. 13, в.2 – 14. Задания выполняются на рабочих листах. Самопроверка проводится по ключу.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

В.1

1 Заполните таблицу, пользуясь сведениями п. 13 на ст. 67 – 68

Наклонение

Значение

Образование

Примеры

       

2 Найдите и выпишите формы условного наклонения. Покажите как они образованы.

Если был бы я девчонкой, Перемыл бы чашки- ложки, Отчего ж я не девчонка?

Я бы время не терял. Сам начистил бы картошки. Я бы маме так помог!

Я б на улице не прыгал, Все свои игрушки сам Мама сразу бы сказала:

Я б рубашки постирал. Я б расставил по местам. «Молодчина ты, сынок».

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

КЛЮЧ:

Наклонение

Значение

Образование

Примеры

условное

Действие, которое произойдет при каком-либо условии

Глагол в форме пр. вр. + частица БЫ

Съел бы, пришел бы

2 Форма пр. вр. глаголов: не терял, не прыгал, постирал, расставил, вымыл, подмел, перемыл, начистил, расставил, помог, сказала +бы (б).

В.2

1 Заполните таблицу, пользуясь сведениями п. 14 на ст. 70 – 71

Наклонение

Значение

Образование

Примеры

       

2 Найдите и выпишите формы повелительного наклонения. Покажите как они образованы.

Не можешь- сумей,

Не знаешь – узнай,

Не бойся скалы отвесной.

Пробуй,

Ищи,

Свершай, достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

КЛЮЧ:

Наклонение

Значение

Образование

Примеры

повелительное

Приказ, просьба, побуждение к действию

Форма 2 лица ед.ч. (снова наст. буд. вр.+окончание И или нулевое окончание);

Форма 2 лица мн.ч. (Форма 2 лица ед.ч.+ формообразовательный постфикс ТЕ)

Уйди, помогите, послушай

2 Сумей=сумей+ нулевое окончание; узнай; не бойся= бой…ся+ нулевое окончание; пробуй; свершай, достигай, ищи= ищ+и.

3.2. Взаимообучение в парах

Расскажи товарищу о глаголах в условном (повелительном)наклонении. Попроси его ответить на вопросы:

-Какие действия обозначают глаголы в условном и повелительном наклонении?

-В каких формах они употребляются?

-Как образуются?

-Приведи примеры глаголов в условном и повелительном наклонении.

3.3. Закрепление материала

3.3.1. Выполнение упражнения 119 (предложении 1)

Игра «Цветик – семицветик»

Глаголы в форме условного наклонения – большие мечтатели и фантазеры. Вместе с ним мечтает и человек. А.П. Чехов говорил: «Если бы каждый человек на куске земли своей сделал бы, что он может, как прекрасна была бы наша земля», а В. Брюсов утверждал: «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды понимания и познания, которая сжигает меня». Давайте помечтаем и мы. На каждом лепестке цветика-семицветика напишите заветное желание, продолжив предложение.

(Каждому учащемуся раздается лепесток с началом предложения: Если бы я выиграл(а) миллиард, тоЕсли бы я был(а) директором школы, то… Если бы я был(а) волшебником, то… Если бы я был)а_ невидимым, то… Если завтра вам предложили бы должность министра, то….)

Лепестки размещаются на доске, желания анализируются с т.зр. значимости: для себя. Близких, друзей.

-Давайте попробуем составить рецепт счастья для всех людей. Глаголы какого наклонения вы будете использовать?

РЕЦЕПТ:

-Извлекай уроки из прошлого, живи настоящим и строй планы на будущее!

-Умей прощать!

-Благодари за жизнь и добрые дела!

-Цени и береги каждую минуту жизни!

-Избавляйся от зависти и злости!

-Выпишите несколько глаголов, объясните, как они образованы.-Составьте предложения на стр. 72 формами+ лечь-ляг(те); бежать –беги(те)

3.3.2.УПР.122

3.3.3. Работа с пословицами

Продолжите пословицы.

Семь раз отмерь….

Век живи….

Куй железо….

Новых друзей наживай….

Любишь кататься….

3.3.4. Образование форм глаголов

-Образуйте от глаголов МЁРЗНУТЬ, ПЛАТИТЬ, ГОВОРИТЬ формы 2 – го лица мн.ч. изъявительного наклонения и формы 2 л. мн.ч. повелительного наклонения. Чем они отличаются?

Изъявительное

Повелительное

Мерзн-ете

Мерзн – и - те

Плат-ите

Плат- и-те

Говор-ите

Говор-и-те

4 Рефлексия

На лепестке пишут учащиеся глагол-пожелание в форме повелительного наклонения.

5 Д.З.

 П.13, 14, упр. 132 средний и достаточный уровень), написать стихотворение для физкультминутки или монолог одного из наклонений (по желанию на высокий уровень)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации