Конструкт пробного урока по технологии «Народные промыслы: хохломская роспись» (2 класс)
Конструкт пробного урока по технологии
по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Кочневой Ирины Артемовны, студентки группы 36
Дата: 12.02.2020
Класс: 2 «Б»
УМК: Школа России» Программа: «Технология» (авторы Роговцева Н. И., Анащенкова С. В.)
ФИО учителя класса: Мухина Екатерина Викторовна
ФИО методиста: Стрельникова Елена Михайловна Подпись
Тема урока: Народные промыслы: хохломская роспись. Изделие: аппликация «Золотая хохлома»
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют ценностное отношение к труду, демонстрируют положительный эмоциональный настрой на работу, проявляют трудолюбие, любознательность, аккуратность, проявляют интерес к народному творчеству и народной росписи «хохлома».
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (определяют с помощью учителя тему и цель деятельности на уроке, планируют с помощью учителя практическую деятельность на уроке, осуществляют практическую деятельность (аппликация «золотая хохлома») , используют необходимые дидактические средства (шаблоны, инструкционные карты), волевая саморегуляция, оценка деятельности с опорой на критерии (составленные учителем)); демонстрируют познавательные УУД (самостоятельно делают простейшие обобщения и выводы, анализируют изделия работая с демонстрационным материалом ( кухонная утварь)); демонстрируют коммуникативные УУД(умеют слушать учителя и одноклассников, высказывают свое мнение, умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока).
Предметный: обучающиеся имеют представление о хохломе и ее особенностях, умеют отличать хохлому в сравнении от других народных промыслов, владеют технологией изготовления изделия из аппликации «Золотая хохлома», умеют отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его, использовать технологические приемы (разметка по шаблону, вырезание, склеивание) в процессе изготовления аппликации «золотая хохлома», знают правила работы с ножницами, с клеем, с шаблоном и применяют их в практической деятельности.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к труду, трудолюбие, любознательность, аккуратность, интерес к народному творчеству и народной росписи «хохлома».
Развивающая: развивать регулятивные УУД (определять с помощью учителя тему и цель деятельности на уроке, планировать с помощью учителя практическую деятельность на уроке, осуществлять практическую деятельность (аппликация «золотая хохлома») , использовать необходимые дидактические средства (шаблоны, инструкционные карты), развивать волевую саморегуляцию, оценку деятельности с опорой на критерии (составленные учителем)); демонстрируют познавательные УУД (самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы, анализировать изделия работая с демонстрационным материалом ( кухонная утварь)); демонстрируют коммуникативные УУД(умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение, умение вести небольшой познавательный диалог по теме урока).
Образовательная: актуализировать знания о хохломе и ее особенностях, находить хохлому в сравнении от других народных промыслов, познакомить с технологией изготовления изделия из аппликации «Золотая хохлома», научить отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его, использовать технологические операции (приемы (разметка по шаблону, вырезание, склеивание) в процессе изготовления аппликации «золотая хохлома», актуализировать знания правил работы с ножницами, с клеем, с шаблоном и применять их в практической деятельности.
Цель: формировать интерес к народному творчеству и народным промыслам в процессе изготовления аппликации «Золотая хохлома».
Принципы воспитания:
создание положительного эмоционального подъема
воспитание через взаимодействие
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей
Принципы обучения:
принцип наглядности
принцип систематичности и последовательности
принцип доступности
принцип психологической комфортности
принцип деятельности
принцип минимакса
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, объяснение;
методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, демонстрация;
методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;
методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
Методы воспитания:
методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;
методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;
методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Индивидуальные – простой карандаш, картон черного цвета, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.
Демонстрационные – презентация, аншлаги (тема урока, план), образцы росписи в стиле хохлома, образец аппликации «золотая хохлома».
Раздаточные: шаблоны деталей.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (1мин)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий (2 мин)
3. Выявление проблемы. Решение проблемы (5 мин)
4.Физминутка (2 мин)
5. Первичное закрепление (2 -3 мин)
6. Самостоятельная работа (20 -25 мин )
7. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
Используемые источники:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (ред. От 31.12.2015)/ Каменск-Уральский: ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», Информационно – методический центр, 2017. – 36 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения)
3.Учебник Технология. 2 класс: учеб. для общеобраз. организаций \ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 2е изд.- М. Просвещение, 2014.- 143 с.: ил.- (Школа России).
Макет доски
Тема: золотая хохлома План: 1) Разметка детали; 2) Выделение детали. 3) Составление орнамент. 4) Сборка изделия. | Презентация | |
Ход урока
Название этапа, задача | Методы обучения и воспитания | Деятельность учителя и обучающихся | Планируемый результат |
Мотивация к учебной деятельности Задача: собрать внимание обучающихся; мотивировать обучающихся на дальнейшую учебную деятельность, проверка готовности рабочих мест. | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. | Перед уроком( проверяю готовность к уроку). Назначить помощника. - Ребята, проверьте готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: ножницы, цветная бумага, картон черного цвета, конверт, простой карандаш, клей, салфетка, 1 шаблон. Здравствуйте, ребята! Урок: -Меня зовут Ирина Артемовна, и сегодня урок технологии проведу у вас я. -Сначала присаживаются ученики второго ряда, затем первого ряда, а теперь третьего ряда. - Ребята, постройтесь организовать свое рабочее место, как показано в таблице. - Если вы будете соблюдать это правило, то выполнить работу вы сможете аккуратно и быстро. | Личностный: демонстрируют положительный эмоциональный настрой на работу. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
Актуализация опорных знаний Задача: подготовка мышления учащихся и осознание их потребности построению нового способа действий. Сформулировать тему урока и предположить дальнейшие действия. | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, демонстрация; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. | -Предлагаю отгадать загадку, послушайте ее внимательно, если вы знаете ответ- руку на локоток. - Золотом и алым цветом Эта чаша расцвела. Солнцем, ягодами, летом Вдруг наполнилась она! Угадаешь, что за чудо? Это чудо- (хохлома) -(доп.воп. -Ребята, внимательно посмотрите на слайд, как называется эта роспись? - Ребята, знакома ли вам эта роспись? - Я рада, что вы узнали ее. -Ребята, существует очень много видов росписи, например- гжель, дымка, городец, хохлома и другие. -А знаете ли вы, где появилась хохлома? -Чем она отличается от другой росписи? - Ребят, для того, чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю отправиться в музей. А музей у нас необычный- виртуальный. -Сейчас я хочу вместе с вами познакомиться с историей возникновения хохломы. | Регулятивные УУД( определяют с помощью учителя тему цель деятельности на уроке, волевая саморегуляция); коммуникативные УУД(умеют слушать учителя и одноклассников, высказывают свое мнение, умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока). |
Выявление и решение проблемы: Задача: Актуализировать знания о истории возникновения хохломы, повторить значение слова «орнамент», выделить признаки хохломской росписи. Формировать у обуч. ценностное отношение к труду, интерес к народному творчеству и народным промыслам. Научить отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и уметь его выполнять. | Методы обучения: методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, объяснение; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение. | - Для этого посмотрите, пожалуйста, каким словом можно назвать эти предметы? - Ребята, это кухонная утварь ( на слайде утварь- ручные, небольшие инструменты и посуда, которая используется на кухне + фото). - Сейчас я расскажу небольшую историю, а вы слушайте ее внимательно, чтобы ответить на вопросы. (требование к посадке). - В давние времена в Москве жил мастер, который писал иконы. Любил мастер свое ремесло, но больше всего он любил свободную жизнь, поэтому покинул Москву и перебрался в глухие леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало родным всем, как простая русская песня, чтобы отразилась в ней красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Из разных городов приезжали люди, чтобы полюбоваться его мастерством. До сих пор люди восхищаются этой посудой , которая напоминает всем о счастье свободы, о красоте нашей Родины. -Ребята, хохломская роспись – это удивительное искусство. -Ребята, какие цвета характерны для хохломской росписи? ( посмотрите внимательно на …) -Для изделий Хохломы характерно сочетание красного, зеленого, чёрного и золотистого цветов. - А как вы думайте, почему именно эти цвета? (они говорят о истории нашей родине, о красоте, о природе). - Ребята, сочетания этих цветов передают выразительность и лучи солнца. -А сейчас я предлагаю рассмотреть элементы хохломской росписи. (демонстрирую 1 предмет из кухонной утвари) - Ребята, что изображено? - Ребята, а это растительные или животные элементы?(сл) : Растительные элементы – ягоды , веточки, листочки. - Если присмотреться, можно увидеть, что элементы повторяются. - (),назови их. - Ребята, если ли здесь еще повторяющие элементы? - Ребят, узоры, которые состоят из повторяющих элементов - называется орнаментом. ( слайд) -Прочитайте, пожалуйста, понятие про себя, и постарайтесь его запомнить. - Подскажите, пожалуйста, где же изображен орнамент хохломской росписи. - Ребята, орнаменты бывают разные. С помощью узора мы сможем отличить роспись от других, и восхищаться красотой хохломы. -Ребята, вовремя экскурсии по виртуальному музею, мы с вами уже узнали, где и когда появилась хохломская роспись, какие элементы используются при росписи посуды. Сейчас нам пора вернуться в класс. (слайд) - Ребята, обратите внимание на название виртуального музея, прочитай его, пожалуйста (). - Ребята, как вы думайте, почему хохлому называют золотой? ( потому что хохлома яркая, потому что покрывают лаком) -Ребята, сейчас я предлагаю побывать мастерами хохломской росписи и создавать её из бумаги в аппликации. Появляется тема урока. | Личностный: обучающиеся проявляют ценностное отношение к труду, проявляют интерес к народному творчеству и народным промысла. Предметный: умеют отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его. |
Физминутка Задача: развивать у обуч. волевую саморегуляцию. | Методы воспитания: методы формирования социального опыт детей: педагогическое требование. | -Впереди нас ждёт интересная работа, для того, чтобы ее начать я предлагаю немного отдохнуть. зайчик- коза( на внимание) | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
Первичное закрепление Задача: закрепить знания о хохломе в процессе игры «найди хохломскую роспись», составить план работы, вспомнить правила работы с разметкой по шаблону, работа с ножницами и клеем. Формировать ценностное отношение к труду, проявляют любознательность, проявляют интерес к народному творчеству и народным промысла. Развивать умение планировать практическую деятельность на уроке, работать совместно с учителем по составленному плану; самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы; умение слушать учителя и одноклассников, , вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия | Методы обучения: методы получения новых знаний: беседа, методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. | - Ребята, посмотрите, у меня есть основа для аппликации, как вы думайте, чего ей не хватает? ( показ образца) - Закройте, пожалуйста, глаза и представьте красивый узор. - Ребята, для того чтобы изготовить такую аппликацию, я предлагаю познакомиться с планом. Прочитайте его про себя. 1)Разметка деталей. 2) Выделение деталей. 3) Составление орнамента и Сборка. 5)Оформление изделия. - Я предлагаю начать выполнять работу вместе. | Личностный: обучающиеся проявляют ценностное отношение к труду, проявляют любознательность, проявляют интерес к народному творчеству и народным промысла. Регулятивные УУД( планируют практическую деятельность на уроке, работают совместно с учителем по составленному плану. Познавательные УУД(самостоятельно делают простейшие обобщения и выводы). Коммуникативные УУД(умеют слушать учителя и одноклассников, , умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализируют изделия). Предметный: обучающиеся овладеют технологией изготовления изделия из аппликации «Золотая хохлома», знают названия технологических операций: правила работы с ножницами. |
Организация самостоятельной работы действий. Задача: организовать самостоятельное выполнение аппликации «золотая хохлома». Формировать у обуч. трудолюбие, любознательность, аккуратность, интерес к народному творчеству и народным промысла. Развивать умение использовать необходимые дидактические средства (шаблоны, инструкционные карты, инструменты и приспособления), развивать волевую саморегуляцию, самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы, применять имеющиеся знания в практической деятельности. | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение. | - Первый пункт плана – это разметка. - Ребят, хочу напомнить вам, как правильно работать с шаблоном, для этого посмотрите на доску, в каком варианте правильно размечается изделие? Кто согласен с ()? Почему? -Да, шаблон мы прикладываем к изнаночной стороне к краю бумаги для экономии. - Выполняйте Обуч. размечают изделие, учитель осуществляет контроль и оказывает индивидуальную помощь - Покажите. -Второй пункт плана- ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ. - Ребята, чтобы выполнить этот пункт плана, я предлагаю повторить правила работы с ножницами. - Покажите, как вы будете передавать ножницы. А как будете держать в руке? А как они будут лежать у вас на парте? --Верно, передавать их нужно кольцами вперед, после выполнения работы положить ножницы правильно. Обуч. вырезают изделие, учитель осуществляет контроль и оказывает индивидуальную помощь - Вырезайте. Не забывайте, что ножницы бегут по той линии, которую мы нарисовали. - Кто вырезал, поднимите вверх вашу основу. - (), прочитай 3 пункт плана. (СОСТАВЛЕНИЕ ОРНАМЕНТА) -Ребята, это самый главный этап работы. Ваша задача создать орнамент на вашей .. У каждого на парте есть конверт, я попрошу, вас, его открыть. Посмотрите у вас есть такой шаблон( демонстрирую), обратите внимание, что здесь всего половинка. -Как сделать, чтобы получить целый листочек? - Посмотрите, пожалуйста, на доску, напомню вам. - Для начала мы сгибаем бумагу пополам, далее мы размечаем детали и вырезаем ее. (Готовьте бумагу для следующих элементов) - Приступайте к работе. Обуч. размечают и вырезают узоры, учитель осуществляет контроль и оказывает индивидуальную помощь - Проверьте друг у друга, какие листочки у вас получились. - Посмотрите, на доску. Что же нам не хватает? ( ягодок) -Ребята, для более мелких деталей, нам необходимо согнуть бумагу в такое количество слоев, сколько вам понадобиться ягодок. После этого разметили деталь, потом ее выстригаем. - Не забывайте, что можно использовать и своим элементы, которые характерны для хохломской росписи. - Приступайте к изготовлению узоров. ( 3 минуты) - Покажите соседу по парте, какие узоры у вас получились - Сейчас ваша задача создать орнамент. Не забывайте, что сейчас мы не используем клей, а просто прикладываем, т.е создаем узоры. - Приступайте к работе. Обуч. создают орнамент, учитель осуществляет контроль и оказывает индивидуальную помощь - (), прочитай 4 пункт плана. - Сейчас мы приклеиваем детали. А как мы работаем с клеем? Верно, работать нужно аккуратно, на клеенке, пользоваться салфеткой и не оставлять следов на изделии. Если у вас клей-ПВА, нужно пользоваться кистью. - Я предлагаю начать выполнять работу. Кто закончил, руку на локоток. ДОПОЛНИТЕЛЬНО! - Последний пункт плана прочитает (. - Ребята, на этом этапе я предлагаю добавить недостающие элементы. | Личностный: проявляют трудолюбие, любознательность, аккуратность, проявляют интерес к народному творчеству и народным промысла. Регулятивные УУД( используют необходимые дидактические средства (шаблоны, инструкционные карты, инструменты и приспособления), волевая саморегулция). Познавательные УУД(самостоятельно делают простейшие обобщения и выводы); Предметный: обучающиеся овладеют технологией изготовления изделия из аппликации «Золотая хохлома , применяют имеющиеся знания в практической деятельности. |
Рефлексия Задача: организовать рефлексию деятельности. Развивать умение вести небольшой познавательный диалог по теме урока, оценку деятельности. | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.
| - Ребята, я вижу, что некоторые из вас начали заканчивать свои работы. Если ваша аппликация уже готова, подпишите ее на обратной стороне, прикрепите на доску и начинайте убирать свое рабочее место. -Я вижу, что работа и правда была непростой для вас. Но, несмотря на это, многие из вас отлично справились. Посмотрите на доску, какие получились у нас разнообразные… - Закончить наш урок, я хочу красивым стихотворением. Роспись хохломская Словно колдовская, В сказочную песню Проситься сама. И нигде на свете Нет таких соцветий. Всех чудес чудесней Наша хохлома! - Урок окончат. Предлагаю убрать свое рабочее место. | Коммуникативные УУД: умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Регулятивные УУД: оценка деятельности. |