План-конспект вводного урока по математике для 5 класса
Вводный урок
(Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс, серия Сферы)
Цель: ознакомить с учебником, его особенностями.
I. Организационный момент
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!»
(Ю. Яковлев)
II. Устная работа
1) 44 * 1 =
2) 35 + 17 =
3) 186 : 1 =
4) 36 – 7 =
5) 21 * 4 =
6) 81 : 9 =
7) Сколько треугольников вы видите на рисунке?
8) Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Сколько всего рыб и птиц?
9) Запишите ответы в порядке возрастания
(Ответы: 5, 6, 9, 29, 44, 52, 84, 186)
III. Знакомство с учебником
Начнем наше путешествие по страницам учебника. И посетим мы номера страниц, которые у вас получились в результате устной работы.
Откройте, пожалуйста, стр. 5 учебника. Давайте прочитаем текст (Введение).
А теперь посмотрим на следующую страницу - стр. 6 (Работаем с учебником).
Посмотрите на картинки и, не читая текст, попробуйте объяснить, что они обозначают {восклицательный знак; лупа; линейка и карандаш; скрепка; ручка; кнопка}.
(Рассуждения учеников)
А теперь сравним ваши предположения с пояснениями в учебнике. В общих чертах вы все правильно предположили. Давайте теперь посмотрим в действии эти знаки.
Переходим к следующему ответу – это стр. 9.
Тема: «Разнообразный мир линий»
Найдите на этой странице знак «Линейка с карандашом»: читаем и делаем!
1) Проведите кончиком карандаша по линиям 4 и 11 (рис.1.2). Какая из них самопересекающаяся?
2) Убедитесь, что линии 6, 10, 12, 13 (рис.1.2) замкнутые самопересекающиеся. Сколько точек самопересечения имеет каждая из них?
Такого рода задания идут после объяснения материала, в данном случае все объяснения как бы включены в названия и вы без труда сможете выполнить задание:
самопересекающаяся линия – сама себя пересекает;
замкнутая линия – нет начала и конца;
точка самопересечения – место, где линия «перекручивается» или накладывается сама на себя.
(Ответы на вопросы: 1) ответ 4; 2) 6 – 1 точка, 10 – 5 точек, 12 – 9 точек, 13 – 7 точек)
Откройте следующую страницу - стр. 29.
Мы попали на страницу с упражнениями. Они идут после каждого раздела.
Здесь мы видим знак «Кнопка». Это полезный материал о единицах измерения длины и массы. Посмотрите, вспомните. Еще можно добавить миллиметры и записать в тетрадь единицы измерения от меньшей к большей:
мм – см – дм – м – км
г – кг – ц – т
Итак, знак «Кнопка» - это полезный справочный материал.
Переходим к стр. 44:
Тема «Сложение и вычитание». Слева «на полях» приведен пример сложения чисел. Можете объяснить, почему числа записанные друг под другом выравнены по правому краю?
(Ответ: сложение происходит поразрядно)
Знак «Ручка» показывает образец записи решения, которому можно следовать.
На этой странице есть еще знак «Внимание». Вы можете посмотреть на эту информацию, но внимание на нее обратим, когда будем подробнее изучать данный раздел.
Номер следующей страницы 52:
Тема «Порядок действий в вычислениях»
На этой станице присутствуют два знака «Внимание» и два знака «Скрепка». Остановимся на знаках «Внимание»:
Если в выражении скобок нет, то сначала выполняют слева направо все действия умножения и деления, а потом – слева направо все действия сложения и вычитания.
Если выражение содержит скобки, то сначала выполняют действия в скобках.
Таким знаком выделяется утверждение (правило), которое нужно запомнить!!!
Посмотрите на выражения, что вы можете про них сказать?
32 + 12 : 4 + 37 и (32 + 12) : 4 + 37.
(отличаются скобками).
Запишите в тетрадь и найдите значения этих выражений (72 и 48).
Далее отправляемся на стр. 84
Тема «Измерение углов».
На этой странице обратим внимание на знак «Лупа» (внизу страницы):
Обратите внимание, что у транспортира две шкалы – внутренняя и внешняя. У внутренней и у внешней шкал транспортира начало отсчета располагается с разных сторон. Поэтому при работе с транспортиром надо быть внимательным, чтобы получить верный результат.
Таким знаком авторы учебника обращают ваше внимание на важную деталь.
По данному поводу хочу сказать, что вам необходимо заранее приобрести транспортир.
Нам осталось посетить последнюю из намеченных на сегодня страниц - стр. 186
Тема «Геометрические тела и их изображение»
На странице вы видите знак «Скрепка»:
В переводе с греческого «сфера» означает «шар», а мы называем сферой только поверхность шара. Поэтому воздушный шарик было бы правильно называть «сферик».
Таким знаком авторы дают вам дополнительную информацию.
IV. Подведение итогов
Путешествуя по учебнику, мы познакомились с его особенностями – специальными знаками. Побывали в различных разделах. Таким образом, узнали, что мы будем изучать в 5 классе. Обо всех темах этого года вы можете узнать из содержания, которое находится в начале учебника - на странице 3.
V. Домашнее задание
стр. 8-9, вопросы