План-программа детской исследовательской лаборатории «Маленькие любознайки» (поисково-исследовательская деятельность)

2
0
Материал опубликован 30 June

12


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 150 «Изюминка» комбинированного типа

города Мариуполя





План-программа

детской исследовательской лаборатории

«Маленькие любознайки»

(поисково-исследовательская деятельность)



Руководитель лаборатории

и автор программы

Онищенко Е.С.,

Воспитатель, учитель- логопед МБДОУ № 150





















г. Мариуполь. 2023



Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Принципы построения программы

1.4. Предполагаемый результат

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Требования к воспитательно-образовательному процессу

2.2. Перспективное планирование для детей средней группы

2.3. Взаимодействие с семьями

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.2. Развивающая предметно - пространственная среда

Приложение 1. Диагностика исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Приложение 2. Педагогическая диагностика и методики результативности программы



























График работы

 

 Количество занятий – 1 раз в неделю

 Продолжительность занятия -20 минут

 Количество раз в месяц - 4 занятия

 Объем недельной нагрузки – 20 мин

 Количество детей – 10 человек

 Возраст детей –  4 - 5 лет

 

 

Программа предполагает проведение одного   занятия в неделю во второй половине дня по скользящему графику работы воспитателя.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Одно занятие в неделю, продолжительностью 20 минут.

Методические приемы:

Создание проблемных ситуаций

Экспериментирование

Формы работы:

Малые группы

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность детей.

Срок реализации программы – 1 год

 

Введение

Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкретно даны содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей, с учётом их возможностей и интересов. В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению был разработан перспективный план по экспериментальной деятельности для средней группы. Каждый месяц планируется самостоятельные темы, последняя неделя месяца - повторение и закрепление пройденного материала. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры - задания, мозговой штурм и т. д.) Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Не исключено добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия.





I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Прежде чем давать знания, надо научить

думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Внимательно изучив методическую литературу по познавательному развитию детей, было выявлено, что опытно - экспериментальная работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога). Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

1.2. Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой. Задачи обучения (4-5 лет):

Развивать представления о свойствах веществ;

Научить пользоваться приборами - помощниками при проведении игр экспериментов;

Развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;

Познакомить с правилами техники безопасности при проведении экспериментов;

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий;

Учить детей выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать, делать выводы.

1.3. Принципы построения программы:

Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; -предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.4. Предполагаемый результат:

Имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).

Имеют представления об основных явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).

Имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва).

Имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину.

Сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Проявляют любознательность, фантазию, воображение.

Имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытноэкспериментальной деятельности, было принято решение адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создать программу. Обучение детей рассчитано на 1 год. Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Процесс познания - творческий процесс, и наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется. Проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослыми. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду. Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность. Цель экспериментального обучения, по мнению Н.Г. Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети: - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; - учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; - развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); 9 - развивают системное мышление.

2.1. Требования к воспитательно-образовательному процессу:

1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.

5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций - так, чтобы они могли оценить их прикладное значение. Свою работу по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строю по двум взаимосвязанным направлениям: - живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.); - неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.); - все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы соблюдать следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

В условиях детского сада используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, они безопасны. В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

2.3. Перспективный план работы с детьми


Месяц

Содержание работы с детьми

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Мониторинг







Октябрь

Тема:

«Где прячутся детки?»

Цель: Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Тема: «Прозрачная вода, вода

принимает форму»

Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес)


Тема: «Теплота» Цель: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лёд-вода, вода-лёд)

Тема: «Вертушка»

Цель: Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учить работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразова-нию объекта.










Ноябрь

Тема:

«У кого какие детки?»

Цель: Выделять общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.


Тема:

«Воздух повсюду, воздух работает»

Цель:

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы.

Тема:

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель:

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши– слышать, узнавать различные звуки; нос– определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Тема: «Кораблик» Цель: Учить выделять возможности преобразования предмета, реализовать их и получать результат.








Декабрь


Тема:

«Как развивается растение»

Цель: Выделять циклы развития растения: семя-росток – растение– цветок-плод-семя.



Тема:

«Песок, глина, камни»

Цель: Выделять свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.



Тема:

«Язычок – помощник» Цель: Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Определить вкусовые зоны языка.


Тема:

«Укрась ёлочку»

Цель: Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающую действитель-ность.










Январь

Тема:

«Что любят растения»

Цель: Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Тема:

«Свет повсюду»

Цель: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр), искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).


Тема:

«Стекло, его качества и свойства» Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла: определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопрово-димость

Тема: «Разноцветные шарик».

Цель: Получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.







Февраль

Тема:

«Тепло – холодно»

Цель: Определить, нужен ли зимой растениям снег. Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Тема:

«Магниты, магнетизм» Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Тема: «Металл, его качества и свойства»

Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики

(структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводимость, ковкость, металлический блеск).

Тема: «Глиняные игрушки»

Цель: Развивать изобразительные умения; учиться преобразовы-вать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину; стремиться к преобразова-нию.








Март




Тема:

«Тающий лёд»

Цель: Определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Тема:

«Вес»

Цель: Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Понять зависимость веса предмета от материала.

Тема:

«Резина, его качества и свойства»

Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества

(структура поверхности, толщина) и свойства

(плотность, упругость, эластичность).

Тема: «Игрушки из бумаги»

Цель: Учить видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовы-вать окружающею действитель-ность.









Апрель

Тема:

«Зачем утке и лягушке такие лапки?»

Цель: Почему птицы могут летать? Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспосабливаться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы)

Тема:

«Звук»

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи

Тема: «Пластмасса, её качества и свойства»

Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества

(структура поверхности, толщина, цвет) и свойства

(плотность, гибкость, плавление, теплопрово -

димость

Конкурс - знатоков

«В гостях у Архимеда»

(с привлечением родителей)

Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия. Закрепить знания детей полученных в течения всего года.



Май


Мониторинг





2. Календарно-тематическое планирование

Октябрь

Тема: «Где прячутся детки?»

Цель: Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Материалы: Почва, лист и семена клёна (или другого растения), овощи.

Ход занятия: Незнайка не сумел вырастить дерево – просит помочь. Дети рассматривают лист и семена, называют их, выясняют, что для роста нужна вода или земля. Н а дно неглубокой ёмкости на влажную вату помещают лист и семена, закрывают влажной тканью, ставят в тёплое место, поддерживая ткань и вату во влажном состоянии. Через 7-10 дней выявляют результаты (с зарисовкой): лист загнивает, семечко даёт проросток. Ещё через 2-3 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву (зарисовка). Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы. Зарисовки оформляются в виде дневника и отправляются посылкой Незнайке.

Тема: «Прозрачная вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес)

Материалы: Две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Ход занятия: В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая – поэтому лёгкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные ёмкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду) Что делает водичка? (льётся) Послушаем, как она льётся. Какой слышим звук?

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку) Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (прозрачная) Что мы узнали о воде?


Тема: «Вода принимает форму»

Цель: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лёд - вода, вода-лёд)

Материалы: Варежки, льдинки, свеча, ёмкости с тёплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

Ход занятия: Перед детьми – таз с водой и различные сосуды. Галчонок - Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (ковшиком через воронку). Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды во всех сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты – дети закрашивают различные сосуды. Рисунки сосудов даются детям.


Тема: «Вертушка»

Цель: Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учить работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта.

Материалы: Бумага, палочка, гвоздик, бусинка, ножницы, схема.

Ход занятия: Взрослый спрашивает у детей, можно ли играть с ветром; каким образом. Предлагает изготовить вертушку. Для этого берут квадратный лист бумаги и надрезают его по заранее нанесённым линиям, отгибают уголки к центру, где крепят их к палочке с помощью булавки, предварительно разместив между вертушкой и палочкой небольшую бусинку. Для того чтобы вертушка выполняла свою функцию в безветренную погоду, необходимо побуждать детей бегать, взяв палочку в руки.


Ноябрь

Тема: «У кого какие детки?»

Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Материалы: Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива), подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений.

Ход занятия: Петрушка просит ребят помочь составить коллекцию семян к растениям на картинках. Дошкольники разрезают, разламывают плоды, находят семена, рассматривают, описывают, сравнивают их, находят сходство (оболочка, ядрышко), пробуют на прочность. В конце занятия подводят итог: в ядрышках есть запас питания для нового растения, «кожица» защищает его. Зарисовывают, семена, ядрышко и его оболочку.

Тема: «Воздух повсюду»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы.

Материалы: Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластиковая бутылка, листы бумаги, кусочек пластилина, палочка.

Ход занятия: Галчонок - Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем? (воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать есть воздух вокруг? Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но везде окружает нас. Как вы думаете есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шары. Чем заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.


Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Материалы: Ширма с тремя круглыми прорезами (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

Ход занятия: На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Дертям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например:«Как звучат эти предметы?». «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д. Игра «Угадай, что звучит» - ребёнок за ширмой выбирает предмет, которым затем издаёт звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что слышали его ушами.

Игра «Угадай по запаху» - дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (помог нос).

Игра «Отгадай на вкус» - педагог предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.

Игра «Отгадай на ощупь» - дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.

Назовите наших помощников, которые помогают узнать предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было?


Тема: «Кораблик»

Цель: Учить видеть возможности преобразования предмета, реализовать их и получать результат

Материалы: Спичечные коробки, картон, бумага, парафин, ножницы

Ход занятия: Педагог демонстрирует заранее приготовленный материал, спрашивает, что это, для чего его используют, как можно использовать сейчас. Выслушивает ответы детей и предлагает сделать кораблики из спичечных коробков. Побуждает детей самостоятельно придумывать способ изготовления игрушки. Вместе определяют последовательность действий: отрезают от картона небольшую полоску (это мачта); приклеивают её ко дну спичечного коробка; вырезают из бумаги квадрат (это парус); приклеивают его к картонной полоске вверху и внизу. Взрослый обмазывает дно спичечных коробков с внешней стороны парафином, чтобы кораблики не размокли при использовании их на прогулке.


Декабрь


Тема: «Как развивается растение»

Цель: Выделить циклы развития растения: семя-росток – растение – цветок-плод-семя.

Материалы: Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.

Ход занятия. Петрушка не знает, как из маленького семечка появляется плод (например, помидор или перец), просит ребят рассказать ему. Дети рассматривают семена, доказывают, что из них может вырасти растение, высаживают в почву после предварительного замачивания, делают зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов, отправляют Петрушке.


Тема: «Песок, глина, камни»

Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Материалы: Ёмкость с песком и глиной, ёмкость для пересыпания, лупа, ширма, сито.

Ход занятия: Педагог предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпался (песок), и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую ёмкость горкой и смотрят, что происходит (песок остаётся в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые вы получились горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины – все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (6есчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпется, прилипают друг к другу).


Тема: «Язычок – помощник»

Цель: Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Определить вкусовые зоны языка.

Материалы: Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, солёный вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами.

Ход занятия: Взрослый загадывает детям загадку про язык. Выясняют, для чего нужен человеку язык. Педагог предлагает выполнить следующие действия:

- прижать язык к низу и попробовать разговаривать без помощи языка. Затем произнести звуки «л» и «ж», определить, что положение языка разное. Язык помогает издавать звуки, занимая при этом разные положения, и разговаривать;

- узнать название продукта не глядя (мандарин), съесть его и определить, что это, какой он на вкус (кисло-сладкий); холодный или тёплый; что помогает делать язык при жевании (определить вкус и теплоту продукта, переворачивая кусочки пищи при жевании).

Педагог предлагает детям назвать вкусы продуктов (сладкий, кислый, солёный, горький). Выясняют, что может быть сладким, кислым, солёным, горьким). Глядя на картинки с изображёнными продуктами, дети называют вкус каждого продукта, а затем по вкусу определяют названия продуктов, передавая вкусовые ощущения (лимон – кислый, грейпфрут – горький, огурец – солёный, сахар – сладкий). Выясняют, как язык определят вкус (он реагирует на разный вкус специфическими вкусовыми сосочками, которые расположены на нём большими группами). Взрослый рассказывает, что у человека вкусовых сосочков очень много 9-10 тысяч и что разный вкус чувствуют разные сосочки, расположенные в разных частях языка.

Тема: «Украсим ёлочку»

Цель: Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающую действительность.

Материалы: Формочки для замораживания, вода, акварельные краски, нитки

Ход занятия: Педагог напоминает о приближающихся зимних праздниках и предлагает украсить ель на участке необычными игрушками – из воды. Спрашивает, можно ли из воды сделать ёлочные украшения и каким образом поощряет самостоятельные высказывания детей. Вспоминает о превращении воды в лёд под воздействием низких температур. Побуждает детей самостоятельно определить способы достижения цели. Вместе определяют алгоритм деятельности: налить воду в ёмкости – растворить в ней краску понравившегося цвета – взять формочку, налить в неё окрашенную воду – опустить нитку, сложенную вдвое, ближе к краям формы – вынести на холод. После замерзания на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть содержимое. Всё вместе украшают ель.


Январь

Тема: «Что любят растения?»

Цель: установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Материалы и оборудование: 2-3 одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

Ход занятия: Дети ухаживают за тремя одинаковыми растениями по-разному: первое – своевременно пропалывают, поливают, рыхлят; второе – своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье – только поливают. Длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением с зарисовкой каждого результата, делают выводы о необходимости ухода для роста и состояния растений.


Тема: «Свет повсюду»

Цель: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света: фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Ход занятия:

Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (солнце) Что ещё может осветить предметы, когда в природе темно? (луна, костёр). Предлагает детям узнать, что находится в волшебном сундучке (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (открыть сундучок, тогда попадёт свет и осветит всё внутри неё). Открывается сундучок, попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем стало светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Игра «Свет бывает разный» - дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет – изготовленный людьми. Что свети ярче – свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в тоже последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче – солнце, луна, костёр? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).


Тема: «Стекло, его качества и свойства»

Цель: Учить узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводимость).

Материалы и оборудование: стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материалов.

Ход занятия: педагог вместе с детьми наливает в стеклянный стакан окрашенную воду и спрашивает, почему видно то, что находится в стакане (он прозрачный). Затем педагог проводит пальцами по поверхности стекла, определяет её структуру и ставит стакан без воды на солнечное место, чтобы через несколько минут определить изменение температуры стекла. Далее педагог берёт стеклянную трубочку диаметром 5 мм, помещает её среднюю часть в пламя спиртовки. После сильного накаливания сгибает её или растягивает – под воздействием высокой температуры стекло плавится. При падении даже с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются (хрупкие). Дети составляют алгоритм описания материала.

Результат: Стеклянные предметы нагреваются, растягиваются и сгибаются при нагревании, они прозрачные и хрупкие.

Вывод: стекло холодное на ощупь, проводит тепло, прозрачное, хрупкое, при высоких температурах может гнуться и растягиваться.


Тема: «Разноцветные шарики»

Цель: Получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубей.

Материалы: Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, жёлтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4-5 шариков на каждого ребёнка), фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Ход занятия:

Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь их раскрасить. Узнаём у него, шарики, какого цвета ему больше нравятся. Как же быть если у нас нет голубой, оранжевой, зелёной и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?

Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ фиксируется с помощью моделей (круги) Потом полученной краской дети раскрашивают шарики. Так дети экспериментируют для получения всех необходимых цветов.

Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой – зелёный; красную с синей – фиолетовую; синюю с белой – голубую. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе.

1 круг жёлтый – красный - оранжевый

2 круг синий – жёлтый - зелёный

3 круг красный – синий - фиолетовый

4 круг белый – синий - голубой


Февраль

Тема: «Тепло-холод»

Цель: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действия тепла и холода на растения

Материалы и оборудование: Веточки разных деревьев, емкости с водой (весной и зимой), семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), емкости для замачивания, ткань.

Ход работы: Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков (холодно) и как сделать, чтобы они появились (растениям для роста нужно тепло). Вносят веточки в помещение, рассматривают почки, помещают в воду, наблюдают за ростом почек, появлением листьев. Зарисовывают наблюдения в дневнике в сравнении: на участке – в помещении. Дети рассматривают семена. Выясняют, можно ли высаживать их на грядку в апреле или в мае (нет, холодно, они погибнут) Замачивают семена - «будят» их. Помещают семена во влажную ткань, ставят в разные по температуре места, поддерживают во влажном состоянии. Через 2-3 дня проверяют результаты: выясняют, что помешало «проснуться» одним семенам и помогло – другим (семена в тепле и влаге проросли, остальные – лишь набухли от воды). Высаживают проросшие семена в ящички для получения рассады.


Тема: «Магнит, магнетизм»

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материалы: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка вшитым внутрь магнитом.

Ход занятия: Педагог демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняют почему. Предлагают детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага)- рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему: в рукавичке есть « что-то» что не даёт упасть металлическим предметам.) Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.


Тема: «Металл, его качества и свойства»

Цель: Научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественный характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводимость, ковкость, металлический блеск).

Материалы и оборудование: скрепки, гайки, шурупы, гирьки, магниты, ёмкости с водой, картинка с изображением кузнеца в кузнеце, алгоритм описания свойств металла.

Ход занятия: педагог показывает детям несколько предметов из металла и выясняет, из чего сделаны эти предметы и как они это узнали. Путём ощупывания дети определяют особенности формы, структуру поверхности. Дети рассматривают разные предметы и выделяют характерный блеск. Опускают гайки в воду, кладут на солнечное место, располагают рядом магниты. Педагог показывает картинку с кузнецом в кузнеце и рассказывает, как из металла делают различные вещи: нагревают металл и придают ему необходимую форму. Дети рассказывают по алгоритму о металле.

Результат: Металлические предметы тонут в воде, нагреваются на солнце, притягиваются магнитом.

Вывод: металл имеет плотную структуру поверхности, холоден на ощупь, проводит тепло, имеет металлический блеск, тонет в воде, куётся при высоких температурах.

Тема: «Игрушки из глины»

Цель: развивать изобразительные умения; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину; стремиться к преобразованию.

Материалы и оборудование: глина, вода, салфетки, схема изготовления, дощечки для работы.

Ход занятия: Педагог вносит в группу глину, спрашивает, что это за материал, какой он (плотный, мягкий, пластичный), что из него можно сделать (вылепить посуду, игрушки и т.д.) Показывает простейшие схемы изготовления игрушек из глины, выясняет, какие способы лепки детям известны. Акцентирует внимание детей на пластичность, мягкость предлагаемого материала. Дети самостоятельно выбирают объект для работы, взрослый помогает в трудных ситуациях. Направляет действия детей на преобразование образца путём изменения формы, величины, добавления новых деталей. После просушивания поделок дети раскрашивают их в соответствии с замыслом.


Март

Тема: «Тающий лёд»

Цель: Определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Материалы: Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.

Ход занятия:.Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее растает лёд – в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок. Дети делают выводы.

Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка? Почему держится верёвочка? (примёрзла к льдинке). Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят в холод.

Тема: «Вес, притяжение»

Цель: наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и его размера.

Материалы и оборудование: Предметы из одного материала, разных размеров: большие и маленькие машины, матрёшки, мячи, мешочек. Непрозрачные коробочки разных размеров.

Ход занятия: дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем похожи и чем отличаются, (отличаются по размеру). Педагог предлагает детям поиграть: поместить все игрушки в коробочку и, вынимая по одной определять на ощупь, какая это игрушка большая или маленькая. Далее предметы помещают в один мешочек. Педагог предлагает достать тяжёлый или лёгкий предмет, выясняет, как дети догадались, (если большой предмет – он тяжёлый, если маленький – то он лёгкий).

Результат: Дети определяют тактильным путём характеристики предметов (вес, размер).

Вывод: все предметы имеют вес, который зависит от размера и материала. Больший предмет тяжелее, предмета меньшего размера, сделанного из того же материала.


Тема: «Резина, его качества и свойства»

Цель: Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять его качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Материалы и оборудование: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Ход занятия: Дети рассматривают резиновые предметы, определяют цвет, структуру поверхности (на ощупь). Педагог предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что она всегда возвращается в исходную позицию, что обусловлено эластичностью материала и его упругостью (эти свойства используют при изготовлении мячей). Педагог обращает внимание на изменение свойств резины под воздействием света и тепла – появляется хрупкость и липкость (демонстрирует нагревание резины под огоньком спиртовки). Все составляют алгоритм описания свойства резины.

Результат: резиновые предметы тянутся и возвращаются в исходную позицию, при нагревании становится липкой, хрупкой.

Вывод: Резина тёплая на ощупь, при нагревании становится липкой и хрупкой, может растягиваться и принимать свою форму.


Тема: «Игрушки из бумаги»

Цель: учиться видеть возможности преобразования предмета, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность.

Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, схема изготовления.

Ход занятия: Педагог показывает большое количество бумажных квадратов разных цветов и спрашивает, что это, 4какая бумага (шершавая, плотная, гнется, мнётся, рвётся). Выясняет, что можно с ней сделать, (разрезать, приклеить, нарисовать на ней, раскрасить, смять, сложить, намочить и т.д.). Спрашивает, знают ли дети, что в каждом квадрате спряталась игрушка, и что надо сделать, чтобы её найти. Дети высказывают свои предложения. Педагог предлагает несколько схем изготовления простых игрушек из бумаги, рассматривает их с детьми. Выясняет, какую игрушку кто хочет сделать, побуждает детей самостоятельно выбрать цвет бумаги для своей поделки. Объясняет, что сгибать бумагу надо совмещая углы и стороны. В ходе работы напоминает о свойствах бумаги.


Апрель

Тема: «Зачем утке и лягушке такие лапки»

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Материалы: емкость с водой, рукавичка с «перепонками», перчатки, иллюстрации: утка, лягушка, воробей, лягушка в аквариуме.

Ход занятия: Педагог выясняет у детей, может ли воробей плавать и нырять, как утка и лягушка; зачем лягушке и утке такие лапки. Надевает на руку перчатку с перепонками, на другую – с коготками Дети имитируют движение лапок при плавании и определяет, с какими лапками будет удобно плыть и почему (удобно с перчатками с перепонками, ими лучше отгребать воду, у воробья их нет)


Тема: «Звук»

Цель: подвести детей пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Ход занятия: Игра «Что звучит?» - воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издаёт звуки с помощью известных им предметов.

Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (з-з-з). Как жужжит муха? (ж-ж-ж-ж) как гудит шмель? (у-у-у). Затем каждому ребёнку предлагается тронуть струну музыкального инструмента, вслушаться в его звук, а потом дотронуться ладошкой до струны, чтобы остановить звук. Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (дрожит, колеблется). Как прекратить звук? (прекратить колебание линейки рукой).

Извлекаем звук из стеклянного стакана, при помощи палочки прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает тогда, когда происходит быстрое движение воздуха вперёд и назад. Это называется колебаниями. Почему всё звучит? Какие ещё можете назвать предметы, которые будут звучать?



Тема: «Пластмасса, ее качества и свойства

Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Материалы: Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Ход занятия: Педагог предлагает детям наполненные водой стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как, пластмасса не прозрачная. Взрослый предлагает на ощупь определить структуру поверхности, толщину. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3-4 минуты определить изменение температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий - ломается. Взрослый демонстрирует плавление пластмассы, используя спиртовку. Дети составляют алгоритм описания свойств материала


Конкурс – знатоков «В гостях у Архимеда»


Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка живой интерес к исследованию природы, её законов и взаимодействию друг с другом некоторых веществ.

Цель и задачи:

- формирование целостного мировидения в результате экспериментирования;

-развитие наблюдательности;

-развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, обобщение;

-установление причинно-следственной зависимости природных явлений; - создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.

Ход: Давным-давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята, а вы знаете кто такой Архимед? (Дети: жил в Древнем мире; в Греции; математик; ученый; делал опыты; много знал) Правильно! Этот человек был очень любознательным, все ему было интересно, он хотел знать как устроен мир и сам придумал много полезных и нужных вещей…

А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда? (в окно влетает воздушный шар, внутри него или привязано к нему письмо (записка)) Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте-ка прочитаем его послание (открывают письмо, а там чистый лист. (показать детям)) Чем же написано это письмо? Как нам его прочитать? Как невидимое сделать видимым? Это, наверное, секретные чернила. У кого есть варианты? (дети предлагают варианты написания и прочтения: молоко; лимонный сок, сок фруктов или овощей нагреть над свечой, над лампой). Вот мы и разгадали секретное послание от Архимеда! (письмо написано молоком; оно вскипает от тепла лампы, темнеет и становиться видимым)

Для того, чтобы попасть в страну Архимеда вам нужно разгадать секрет яйца - попрыгунчика. На столе пустые стеклянные банки: две пол-литровые, одна 2-х литровая. На блюдце, рядом два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.

В первую банку налить воды и опустить яйцо - оно утонет. Во вторую банку налить воды и добавить 2 ст. ложки соли – яйцо будет плавать на поверхности. В 2-х литровую банку наливать воду из 1 банки, потом из 2-ой – яйцо будет плавать посередине. А если чередовать воду, то оно будет то тонуть, то всплывать. - Отгадайте секрет яйца – попрыгунчика (в соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде. Мертвое море)

-Молодцы ребята! Посмотрите, а яйцо-то у нас не простое, оно тоже с секретом! (незаметно заменить сырое яйцо на яйцо от киндер- сюрприза. В нем - цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру)

- На лепестках что-то написано, но они закручены и прочитать сложно. Что же нам делать? Как развернуть листочки? (в тазу с водой бумага намокает, становиться тяжелой и лепестки «распускаются»)

Вас «поведет» вперед звезда! - Ребята, а вы видите где - нибудь звезду? А вы родители видите? И я никакой звезды не вижу! Где же нам ее искать? Ведь звезды в Древнем мире всегда указывали путь путешественникам и морякам. А может ее нужно сделать самим? Посмотрите на предметы на столе…, из чего можно сделать звезду? (на столе в нескольких тарелочках разложены по 5надломленных под прямым углом спичек или зубочисток) Молодцы! Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они «выпрямляются» и образуют звезду. Приглашаются для выполнения задания родители и дети. Что происходит? (Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться - выпрямляются) Секреты Архимеда мы разгадали, путеводную звезду сделали…

Чего нам не хватает для путешествия? (корабля)

А из чего строят корабли? Почему они не тонут?

Давайте проверим, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут… (на столе стоит аквариум с водой. Опускаем по очереди предметы: пробка, чайная ложка, скрепка, перо, монета, деревянная ложка, камень) Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одинаково ли держаться на воде? А если на предмет, который плавает положить предмет, который тонет, что произойдет? (ответы детей и подведение итога - вода выталкивает более легкие предметы.) А еще важно, чтобы внутри предмета, например, корабля, было много воздуха. Он легкий, и удерживает большой корабль на воде. (Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.)

Крибле! Крабле! Бумс! Отправляемся в путешествие! А чтобы ночью не случилось столкновения с другим кораблем и наш корабль был виден издалека, давайте украсим его нарядными воздушными шариками (приглашаются родители). Подскажите, как нам их надуть без проблем:.1ч.л. соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента. Наливаем воду в бутылку и растворяем в воде соду. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и уксус. Через воронку наливаем в бутылку. Быстро надеваем шарик на горлышко и закрепляем изолентой. (сод + сок лимона + уксус выделяют углекислый газ, который создает давление и надувает шарик) Звучит музыка Ю.Антонова «Море, море…» - Настроение прекрасное и не хочется скучать

Я забавные картинки предлагаю рисовать.

Я соломкой для коктейля прошу кляксы сделать вас.

Кляксы разные бывают,

Что они изображают?

- Отдохнули? Молодцы! Пока наш корабль не прибыл в место назначения, предлагаю вам поиграть… (дети и родители делятся на 2 команды и по - очереди задают вопросы.) Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к команде - сопернику. За каждый правильный ответ команда получает бонус – смайлик.

1.Может ли вода быть твердой?

2.Летучая мышь «видит» ушами?

3.Вы видели верблюда, который летит, не касаясь земли ногами?

4.Умеет ли ветер работать?

5.Черепаха видит все зеленым?

6.В школу нужно приносить игрушки? Звучит сигнал горна, барабана.

Стоп! Вот и остановка и мы размялись немножко (навстречу детям выходит Архимед, приглашённый родитель).

-Здравствуйте, ребята! Вот я вас и дождался! Не легким был ваш путь, но вы выдержали все испытания, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! А я хочу показать вам один удивительный опыт с зеркалом. Я сумел отбить нападение врага при помощи этого удивительного предмета. А кто-нибудь из вас знает эту историю? (ребенок, заранее подготовленный, рассказывает историю о зеркале, которое вызвало пожар)

- Зеркала еще могут увеличивать количество предметов. Не верите?

Ну, смотрите, сколько здесь апельсинов? (2). А теперь? (4) 2зеркала стоят под углом в 90 градусов. В угол кладем апельсин, их «становиться» три, четыре, восемь. (Уменьшая угол между зеркалами, можно «увеличить» количество апельсинов). - Кто догадался и сможет объяснить, в чем тут секрет? (Если дети не смогли разгадать секрет зеркала, то взрослый, опираясь на догадки детей, объясняет суть опыта)

Архимед: Ваше путешествие, ребята, удалось на славу! Думаю, вам всем оно понравилось! Желаю, удачи вам в каждом деле и хочу подарить вам одну китайскую пословицу: - То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, помню. То, что я сделал, я знаю! А вы на досуге подумайте над её смыслом.

До новых встреч.



2.3. Взаимодействие с семьей


Месяц

Содержание работы


Сентябрь

Консультация по итогам мониторинга с детьми

Индивидуальные консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»


Октябрь

Беседа «Развитие любознательности у детей 4-5 лет»

Памятка «Экспериментирование с водой»

Индивидуальные консультации


Ноябрь

Анкетирование «Опытно-экспериментальная деятельность »

Ток-шоу «Как вырастить почемучек-исследователей»


Декабрь

Консультация: «Песочная терапия»

Электронный сборник игр

Консультация «Опыты со снегом и льдом» Оформление участка постройками из снега


Январь

Памятка: «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят»

Обновление оборудования групповых уголков экспериментирования


Февраль

Экспериментальная лаборатория «Воздух и его свойства»

Анкетирование «Воздух в вашей квартире


Март


Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»


Апрель

Показ презентации: «Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе»

Индивидуальное консультирование

Конкурс - знатоков «В гостях у Архимеда»


Май

Консультация по итогам мониторинга с детьми на конец учебного года





III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Совместная экспериментальная деятельность проводится в форме работы один раз в неделю: с детьми по 20 минут. Также ведется дополнительная индивидуальная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

3.1. Развивающая предметно - пространственная среда

Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования. Оборудование центра экспериментирования. Емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки. Веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки. Пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), магниты, бисер, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, магнитная доска, весы, глобус, деревянные предметы, карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, набор предметов. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В работе с детьми необходимо уделять большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек» и другие. Словесные игры (например, «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?») развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Связь детского экспериментирования с художественным творчеством тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой)

Содержание диагностической ситуации «Критерии оценки»

1. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательны е для них разновидности данной деятельности. «Что мне интересно?» (О.В. Афанасьева). Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки.

До начала экспериментирования ведется разговор с детьми:

- Что можно сделать с этими предметами?

- Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему?

После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы:

- Что ты делал? Интересно ли тебе было?

- Почему ты выбрал именно это занятие?

- Что ты сегодня узнал?

3 балла - ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла - у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл - ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.

2. Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми. «Что нам интересно?» (О.В. Афанасьева). Группе детей предъявляют те же предметы что и в первом задании. Проводится беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы необычно?

После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задаются вопросы: с кем ты играл? Что вы сегодня сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее - в прошлый раз, когда ты играл сам, или сегодня? Что ты нового узнал?

3 балла - ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла - у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл - ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.

3. Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.

«Кораблекрушение» (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева) Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска. Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему?

Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему.

3 балла - ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы.

2 балла - у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя.

1 балл - ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя.

4. Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде. «Перевертыши» (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева)

1 часть ситуации (провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему) – ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина – на дне аквариума.

Инструкция: посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Задача ребенка - провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машинкой, пластмассовой банкой, тазом с водой.

3 балла - ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования,

2 балла - ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, могут они нам помочь узнать, что плавает, а что - тонет» и он разрешает проблему.

1 балл - ребенок действует вместе с воспитателем.


2 часть ситуации (выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия).

Инструкция: на другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что – тонет? Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки., но он не умеет плавать. Что ж ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда - он не знает, из чего делать плот. На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина. Ты можешь помочь Незнайке?

3 балла - ребенок проявляет интерес к экспериментированию, самостоятельно решает проблему;

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя

1 балл - ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия.


3 часть ситуации - (выявить осознание ребенком результатов экспериментирования). С этой целью проводится индивидуальная беседа: расскажи, что ты сейчас делал? Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот? Что на самом деле плавает, а что – тонет? Тебе понравилось решать эту задачу?

3 балла - ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;

1 балл - ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.


5. Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки. сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы. «Сахар» (Л.Н. Прохорова) Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и съесть его. Однако сахара в чашке не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?». Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?»

3 балла - ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;

1 балл - ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.


6. Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить.

Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в уходе. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того, как он осуществит уход за ними.

Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий, а затем - подобрать необходимое оборудование и показать (Незнайке), как правильно ухаживать за растениями. Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось?

3 балла - у ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. В уходе нацелен на результат, понимает его направленность; рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла - у ребенка сформированы некоторые умения ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс ухода, но не нацелен на результат с целью. результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

1 балл - для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществления за ними.


Критерии, уровни усвоения программы

Высокий уровень (2,45 - 3 балла) - познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Средний уровень (1.45 - 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень (0 - 1,44 балла) -ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.



Заключение

Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это – в непринужденной и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. 57 Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. Опыт работы показывает, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Таким образом, детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.







Список литературы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3- е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред.Дыбиной О. В. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с. (в электронном варианте)

Дыбина О. В. Творим, измеряем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (в электронном варианте)

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (в электронном варианте)

Экспериментальная работа в детском саду / Л.С. Пономарева. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 70 с. (в электронном варианте)

Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. Учебно-методический комплект: Методическое пособие. -М.: Линка-Пресс, 2009.— 176 с., ил. (в электронном варианте)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации