Программа «Плавание для дошколят» (от 4 до 7 лет)

4
0
Материал опубликован 26 November 2016 в группе

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Обучение плаванию

для детей дошкольного возраста

с 4 до 7 лет

Составитель: Корякина

Лариса Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ И ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель и задачи данной программы:

Для осуществления поставленной цели решались следующие задачи:

- формирование навыков плавания;

- развитие двигательных умений и навыков;

- способствовать оздоровлению и сохранению здоровья;

- воспитание мышечно-интеллектуальной радости в процессе занятий.

В процессе организации плавания детей дошкольного возраста инструктор по физической культуре учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом состояния его здоровья, развития, интересов. Обязательным является медицинский контроль. Используются приёмы педагогического воздействия (похвала, одобрение, поддержка взрослым ребёнка и совместное выполнение с ребёнком данного плавательного движения в воде) и дифференцирование физических нагрузок адекватно возрасту и пола (гендердозировка: девочкам нужно давать нагрузку выполнения упражнений в воде меньше, чем мальчикам. Мальчики в воде проявляют силу, выносливость и смелость, девочки показывают гибкость и пластичность на воде), адекватно уровню физического развития и состоянию здоровья детей. Физические нагрузки постепенно усложняются. Двигательная активность сочетаются с общедоступными закаливающими процедурами (ходьба и бег по массажным коврикам и легкоступам, ходьба по камешкам и т.д.) Включаются упражнения для повышения выносливости и комплексы физических упражнений с элементами дыхательной гимнастики.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 3 года обучения при 2-х занятиях в неделю продолжительностью 20-30 минут в зависимости от возраста детей.

Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.

Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

Однако физическая нагрузка при играх дошкольников в воде превышает аналогичные на суше, и опыт показывает, что дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее. Организм ребенка даже в условиях систематической тренировки не приобретает той экономизации функций, которая наблюдается у взрослых. Это позволяет говорить о низком "коэффициенте полезного действия" детского организма. Ребенок переносит экстенсивные нагрузки легче, чем интенсивные, так как последние даются ему с большим напряжением вегетативных функций. Поэтому не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения – это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания в полной координации. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях. Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом в раздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.

Весь спектр новых ощущений в водной среде – состояние "полувесомости", легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу – сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого (педагога-инструктора, родителя) – умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.

Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.

При плавании человек находится в состоянии невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела – это создает условия для формирования правильной осанки, отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата.

Первый год обучения

Задачи и подготовительные упражнения для ознакомления с водой

Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды:

Задачи:

- быстрое ознакомление с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой;

- ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;

- формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).

Упражнения:

1. Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.

2. Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом.

3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.

4. Ходьба приставными шагами ( левым боком потом правым боком)

5. Ходьба по дну, наклонившись вперед: руки вытянуты вперед, кисти соединены.

6. "Кто выше выпрыгнет из воды?" Присесть, оттолкнуться ногами и руками от воды и выпрыгнуть вверх.

7. Бег вперед с помощью попеременных и одновременных гребковых движений руками.

8. Бег вперед спиной, помогая себе попеременными и одновременными гребковыми движениями руками.

9. Стоя на дне шлёпать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.

Второй год обучения

Погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде

Задачи:

- устранение инстинктивного страха перед погружением в воду;

- ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды;

- обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.

Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками.

Упражнения:

1. Набрать в ладони воду и умыть лицо.

2. Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.

3. Сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться в воду, опустив лицо до уровня глаз.

4. Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.

5. То же держась за бортик бассейна.

6. "Сядь на дно". Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.

7. Подныривания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.

8. Соскок с бортика бассейна вниз ногами из положения сидя с погружением с головой.

9. "Достань клад". Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку, брошенную на дно бассейна.

 

Третий год обучения

Всплывания и лежания на воде.

Задачи:

- ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;

- освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;

- освоение возможного изменения положения тела в воде.

Упражнения:

1. Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.

2. То же, что и предыдущее упражнение, но после того, как ноги и таз приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться кистями от бортика.

3. "Поплавок". Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.

4. "Звездочка" Из положения "поплавок" развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).

5. "Звездочка" в положении на груди: несколько раз свести и развести ноги, затем руки.

6. В том же исходном положении несколько раз свести и развести руки и ноги.

7. "Звездочка" в положении на спине; затем ноги и руки свести (вдох с задержкой дыхания) и перевернуться на грудь – "Звездочка" в положении на груди.

Выдохи в воду

Задачи:

- освоение навыка задержки дыхания на вдохе;

- умение делать вдох-выдох с задержкой дыхания на вдохе;

- освоение выдохов в воду.

Упражнения:

1. Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.

2. Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку

3. Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду, – выдох.

4. То же опустив лицо в воду.

5. То же, погрузившись в воду с головой.

6. Сделать 20 выдохов в воду, поднимая и погружая лицо в воду, затем поворачивая голову для вдоха налево и направо.

7. Упражнение в парах – "Насос". Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.

8. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, дышать, поворачивая голову налево и направо.

Скольжения

Задачи:

- освоение равновесия и обтекаемого положения тела;

- умение вытягиваться вперед в направлении движения;

- освоение рабочей позы пловца и дыхания

Упражнения:

1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.

2. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.

3. То же, поменяв положение рук.

4. То же, руки вдоль туловища.

5. Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у бедра.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: ФиС, 1999 – (Азбука спорта).

2. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М., 2008

3. Булгакова Н.Ж.. Познакомьтесь – плавание. М., 2002.

4. Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде и под водой. М., 2000.

5. Булгакова Н.Ж.. Плавание. Учебное пособие под общей редакцией профессора М., 2001.

6. Велитченко В. Как научиться плавать. М., 2000.

7. Викулов А.Д.. Плавание. Учебное пособие для вузов. М., 2004.

8. Еремеева Л. Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. С-П., 2005.

9. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка. С-П., 2001.

10. Кардамонова Н.Н.. Плавание: лечение и спорт. РнД., 2007.

Комментарии
Комментариев пока нет.