12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кургуз Наталья Евгеньевна30

Урок № 17.

Тема урока: «Плотность вещества».

Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»

Задачи:

Обучающие:

С помощью проблемно-поискового метода выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл.

Охарактеризовать плотность вещества как физическую величину по плану.

Определить различия плотности вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях.

Формирование опыта практической деятельности.

Развивающие:

Способствовать развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы, делать выводы, наблюдать и экспериментировать

Способствовать развитию умения грамотно выражать речью свои мысли.

Воспитательные:

Мотивировать на активную деятельность обучающихся на уроке.

Мотивировать на познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.

Формирование умений оценивать свои и чужие поступки и действия, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: рычажные весы, набор тел равного объема, но разной плотности, набор цилиндров. Экран, компьютер, мультимедийный проектор. Приложение №1 . Приложение №2.


План урока:

Организационный момент.

Мотивационный.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Закрепление знаний.

Домашнее задание.

Итоги урока.


Ход урока:

1. Организационный

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.


2. Мотивационный

Сегодня вам предоставляется возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже.

А начать урок хочу с легенды о Архимеде, а точнее с ее частью.

Ответьте на вопрос. Каким способом можно определить, из чего сделана корона?

Выслушав ваши доводы, правильный ответ я не услышала. Хватает ли вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.

3. Актуализация знаний.

Что такое масса?

Какой буквой обозначается масса?

В каких единицах измеряется в СИ?

Какая физическая величина определяет размеры тела?

Какой буквой обозначается объем?

В каких единицах измеряется в СИ?

Как можно определить массу тела?

Как можно определить объем тела?


4. Изучение нового материала.

На первом уроке физике мы выяснили, что физика – наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи – вещество. Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе. (слайд №4)

Назовите агрегатные состояния вещества

Чем они отличаются друг от друга?

(слайды 5-7)

Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Давайте экспериментальным путем выясним, от чего зависит масса тела.


Демонстрация эксперимента с телами разной массы.

Внимание учеников акцентируется на том, что вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы. (слайды 8-11)


Задание №1.

Поместим цилиндры, изготовленные из одного и того же материала, на чаши весов

и сравним их массы

Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра.

Вывод: Масса тела зависит от его объема


Задание №2.

Поместим цилиндры, имеющие один и тот же объем, но изготовленные из разных материалов на чаши весов и сравним их массы.

Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра.

Чем это можно объяснить?

Вывод :Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит.


Запишите тему урока: «Плотность вещества»

(слайд14)


Проблемная задача: Масса льда 1800 кг, а его объем 2 м³. Чему равна масса 1 м³ льда? (слайд 15)

Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше.

Вводится физический смысл плотности: «Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма» (слайд 16)


Вводится определение: Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

масса m

t1624474579aa.gift1624474579ab.gift1624474579ac.gifПлотность = ρ =

объём V

Введем обозначения: m – масса тела – [кг]

V – объем тела – [м³]

ρ – плотность тела – [кг/м³]

Плотность - ρ (греч. буква «ро»)

Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется (слайд 18)

[кг/м³]

Внесистемные единицы [ г/см³]

Найдем правило перевода из одной размерности плотности в другую.

Т.к. 1 г = 0,001 кг, а 1 см³ = 0,000001 м ³ , то

0,001 кг кг

1 г/см³ = 0,000001 м ³ = 1000 м ³


Существует прибор для измерения плотности жидкости – ареометр (слайд 19)


5. Закрепление изученного материала.

Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте учебник на стр. 50 . Работа с таблицей (слайд 20)

Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность. (слайд 21)

Запись в тетрадь:

Плотность вещества зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО:

Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.


Решение качественной задачи:

Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса, какой жидкости будет больше? Почему?

Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела? (слайд 24)


Решение задач у доски: (слайд 25)

1. Масса алюминиевого чайника 0,54 кг. Какой объем алюминия пошел на изготовление чайника? (слайд 26)









2 Объем стальной детали 0,1м³. Найдите ее массу. (слайд 27-28)











6. Домашнее задание: §21-22, упр. 7(1-3), подготовка к л/р


7. Итоги урока.

Мы узнали:

Что такое плотность?

Единица измерения плотности.

Физический смысл плотности.

Прибор для определения плотности.

Формулы для расчета массы и объема.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.