Урок физики в 7 классе «Плотность вещества»
Урок № 17.
Тема урока: «Плотность вещества».
Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»
Задачи:
Обучающие:
С помощью проблемно-поискового метода выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл.
Охарактеризовать плотность вещества как физическую величину по плану.
Определить различия плотности вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях.
Формирование опыта практической деятельности.
Развивающие:
Способствовать развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы, делать выводы, наблюдать и экспериментировать
Способствовать развитию умения грамотно выражать речью свои мысли.
Воспитательные:
Мотивировать на активную деятельность обучающихся на уроке.
Мотивировать на познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.
Формирование умений оценивать свои и чужие поступки и действия, умения работать в коллективе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: рычажные весы, набор тел равного объема, но разной плотности, набор цилиндров. Экран, компьютер, мультимедийный проектор. Приложение №1 . Приложение №2.
План урока:
Организационный момент.
Мотивационный.
Изучение нового материала.
Закрепление знаний.
Домашнее задание.
Итоги урока.
Ход урока:
1. Организационный
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.
2. Мотивационный
Сегодня вам предоставляется возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже.
А начать урок хочу с легенды о Архимеде, а точнее с ее частью.
Ответьте на вопрос. Каким способом можно определить, из чего сделана корона?
Выслушав ваши доводы, правильный ответ я не услышала. Хватает ли вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.
3. Актуализация знаний.
Что такое масса?
Какой буквой обозначается масса?
В каких единицах измеряется в СИ?
Какая физическая величина определяет размеры тела?
Какой буквой обозначается объем?
В каких единицах измеряется в СИ?
Как можно определить массу тела?
Как можно определить объем тела?
4. Изучение нового материала.
На первом уроке физике мы выяснили, что физика – наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи – вещество. Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе. (слайд №4)
Назовите агрегатные состояния вещества
Чем они отличаются друг от друга?
(слайды 5-7)
Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Давайте экспериментальным путем выясним, от чего зависит масса тела.
Демонстрация эксперимента с телами разной массы.
Внимание учеников акцентируется на том, что вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы. (слайды 8-11)
Задание №1.
Поместим цилиндры, изготовленные из одного и того же материала, на чаши весов
и сравним их массы
Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра.
Вывод: Масса тела зависит от его объема
Задание №2.
Поместим цилиндры, имеющие один и тот же объем, но изготовленные из разных материалов на чаши весов и сравним их массы.
Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра.
Чем это можно объяснить?
Вывод :Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит.
Запишите тему урока: «Плотность вещества»
(слайд14)
Проблемная задача: Масса льда 1800 кг, а его объем 2 м³. Чему равна масса 1 м³ льда? (слайд 15)
Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше.
Вводится физический смысл плотности: «Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма» (слайд 16)
Вводится определение: Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
масса m
Плотность = ρ =
объём V
Введем обозначения: m – масса тела – [кг]
V – объем тела – [м³]
ρ – плотность тела – [кг/м³]
Плотность - ρ (греч. буква «ро»)
Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется (слайд 18)
[кг/м³]
Внесистемные единицы [ г/см³]
Найдем правило перевода из одной размерности плотности в другую.
Т.к. 1 г = 0,001 кг, а 1 см³ = 0,000001 м ³ , то
0,001 кг кг
1 г/см³ = 0,000001 м ³ = 1000 м ³
Существует прибор для измерения плотности жидкости – ареометр (слайд 19)
5. Закрепление изученного материала.
Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте учебник на стр. 50 . Работа с таблицей (слайд 20)
Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность. (слайд 21)
Запись в тетрадь:
Плотность вещества зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО:
Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.
Решение качественной задачи:
Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса, какой жидкости будет больше? Почему?
Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела? (слайд 24)
Решение задач у доски: (слайд 25)
№1. Масса алюминиевого чайника 0,54 кг. Какой объем алюминия пошел на изготовление чайника? (слайд 26)
№2 Объем стальной детали 0,1м³. Найдите ее массу. (слайд 27-28)
6. Домашнее задание: §21-22, упр. 7(1-3), подготовка к л/р
7. Итоги урока.
Мы узнали:
Что такое плотность?
Единица измерения плотности.
Физический смысл плотности.
Прибор для определения плотности.
Формулы для расчета массы и объема.