Структура программы нравственного воспитания «По ступенькам нравственности» 5-9 класс
Структура программы нравственного воспитания «По ступенькам нравственности» 5-9 класс
1. Концептуальная часть
2.Управленческая часть
3. Практическая часть
4. Прогноз результатов деятельности
5. Перспективы дальнейшего развития
1.Концептуальная часть
1.Пояснительная записка
Воспитание детей-рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случаи же неудачи-горе несравнимо ни с каким другим
Демократ
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Нравственное воспитание –это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Программа воспитательной работы «По ступенькам нравственности» составлена с учетом нормативных документов ВР (Закон РФ Образовании, Должностные обязанности классного руководителя, Устав школы) на основе общешкольного плана воспитательной работы и предназначена для учащихся 5-9 классов
При планировании работы с классом учитывались возрастные и психологические особенности классного коллектива. Подростковый период этого времени, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Возраст от 11-12-ти до 15-ти лет- переходный от детства к юности характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Программа определяет содержание, основные пути развития нравственного воспитание в школе и направлена на воспитание и формирование нравственных ориентиров.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
2. Актуальность программы.
Мы вступили в век, в котором образование, знание, профессиональные навыки играют определенную роль в судьбе человека. Постоянное накопление знаний не прихоть за внешней эрудицией и образованностью. Это необходимость, продиктованная всем укладом нашей жизни, уровнем развития науки и техники, стремление всестороннему и гармоническому развитию каждой личности.
Новое качественное состояние нашего общества может быть достигнуто только при самой широкой, всесторонней нравственной подготовке будущих рабочих, инженеров, врачей, работников сферы обслуживания, ученых, да и всех людей. Это предполагает воспитание ребенка как члена общества, разделяющего общее человеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственного гуманизма.
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Привитие нравственных норм, привычек, качеств поведения происходит за счет индивидуальных личностных особенностей. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в гуманных, добрых, нравственных людях. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.
Перед общеобразовательной школой, а также перед классным руководителем ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Проблема моего исследования актуальна. На сегодняшний день на первом плане стоят не нравственные, не духовные ценности, а материальные. Педагогам, и, в первую очередь, классным руководителям предстоит осуществлять нравственное воспитание зачастую вопреки общественным установкам. Для решения данной проблемы классному руководителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
3.Цель программы нравственного воспитания.
Главная цель моей программы: совершенствование системы нравственного воспитания в школе, воспитание настоящего человека: доброго, творческого, старательного, отзывчивого.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Развивать индивидуальные творческие способности обучающихся.
Формировать гражданско-патриотические качества личности.
Воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Формировать культуру здоровья.
Воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности.
Воспитывать чувство уважения к родителям, к семье.
Воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству.
Воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности.
Формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами.
4. Ресурсное обеспечение Программы.
Кадровое обеспечение
Группа | Функции | Состав |
Администрационно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор школы |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализация программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. | Заместитель директора по ВР, Заместитель директора по УВР |
Педагоги школы | Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. | Педагоги и классные руководители |
Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях школы. | Работники музыкальной школы, директор художественной школы, работники дома культуры. |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи, Попечительского Совета школы.
5.Организация выполнения Программы.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 5 лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учетом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к нравственности у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
6. Основные направления реализации Программы.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват нравственным воспитанием учащихся школы с 5-9 классы.
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служению Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережность.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
Учебный уровень – в рамках курсов гуманитарного цикла (истории, обществознания, литературы, русского языка) и т.д.
Внеучебный уровень – организация педагогического сопровождения и педагогической помощи школьникам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности.
Институционный уровень – жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического правового пространства, востребовались нравственные качества и умения школьников, чтобы возникла ситуативная активность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними.
Социально-проектный уровень- предложение и реализация общественно-значимых проектов, связанных с совместными действиями членов школьного сообщества и местных органов власти.
Содержание Программы «По ступенькам нравственности»
Программа включает в себя несколько блоков:
Первый блок – диагностический
Цель: проведение диагностических исследований поведения учащихся.
Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.
Второй блок- «Воспитание духовности»
Цель: обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями морали и нравственных норм поведения; формирование культуры общения;
Формы: беседы, классные часы, викторины, экскурсии.
Третий блок- «Воспитание патриотизма и
гражданственности»
Цель: формирование и развитие личности гражданина, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу.
Формы: этические беседы, «Уроки мужества», встреча с ветеранами ВОВ, с действующими военными, классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой. Конкурсы, экскурсии, походы.
Четвертый блок- «Эстетическое воспитание»
Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического вкуса.
Формы: этические беседы, посещение театров, концертов, выставок, встречи с интересными людьми, экскурсии.
Пятый блок –«Трудовое воспитание»
Цель: воспитание потребности трудиться, развивать творчество.
Формы: трудовые десанты, организация помощи нуждающимся в ней, участие в общественных делах, акциях.
Шестой блок –«Работа с родителями»
Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация сотрудничества с семьей по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся.
Формы: психолого-педагогическое просвещение родителей, индивидуальные консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, участие родителей в делах класса, совместные праздники, конкурсы, соревнования, походы и экскурсии.
Седьмой блок- «Наследники традиций»
Цель: позитивное восприятие школьниками своего исторического прошлого; позитивное восприятие школьниками своего исторического прошлого.
Формы: экскурсия, занятия, исследовательская деятельность, создание презентаций, выставок.
Этапы и сроки реализации Программы:
Ступенька первая «Диагностико- проектный» 5-6 класс (2020-2022 учебный год)
Цель: формирование эстетико- ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива; формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений. Развитие творческого потенциала.
Возрастные особенности
(11-13 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки. Это период повышенной активности, стремление к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Основные задачи развития:
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование умения учиться в среднем звене школы;
развитие учебной мотивации, формирование интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развития уверенности в себе;
формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотических чувств;
Ступенька вторая «Содержательно- деятельностный» 7-8 класс (2022-2024 учебный год)
Цель работы- гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу; воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности.
Возрастные особенности
(13-15 лет)- младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
В психологическом облике 13-15летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.
Основные черты развития
развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием;
формирование умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии;
развитие воли, формирование умения ставить пред собой цели и достигать их;
формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека.
Форма деятельности: активное участие в работе органов самоуправления класса и школы, участие в разнообразных мероприятиях таких как школьные, районные конкурсы, школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты, школьные, поселковые спортивные соревнования, эстафеты, участие в научно-практической конференции школьников, участие в акциях помощи, участие в научно-практической конференции школьников, участие в акциях помощи.
3.Ступенька третья «Рефлексивный период»
9 класс (2024-2025 учебный год)
Цель работы- сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определенному виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.
Возрастные особенности
(15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.
Основные задачи развития:
обретение чувства личностной тождественности и целостности
(идентичности)
профессиональное самоопределение - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии
2.Управленческая часть
1. Методическое обеспечение программы
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Создание видео и DVD фонда, для проведения классных часов по нравственному воспитанию. | Ежегодно сентябрь- ноябрь | Заместитель директора по ВР, библиотекарь, учителя |
2. | Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме | 2020-2025 | Заместитель директора по ВР, библиотекарь, учителя литературы, истории и т.д. |
3. | Создание методической копилки по данной теме. | 2020-2025 | Классные руководители, заместитель директора по ВР |
2.Работа с педагогическими кадрами.
№ | Содержание программы | Сроки | Ответственные |
1. | Педагогические советы: нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося | 2020-2021 | Заместитель директора по ВР, учителя литературы, классные руководители |
2. | Организация исследовательской работы в школе как важнейшее условие нравственного воспитания школьников | 2020-2021 | Завуч, заместитель директора по ВР |
3. | Планирование работы по проведению тематических праздников нравственной направленности | 2020-2025 | Заместитель директора по ВР |
4. | Организация кружковой работы по созданию «Нравственного клуба единомышленников» | 2020-2022 | Ответственный заместитель директора по ВР |
Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Лекторий для родителей: 1.«Нравственное воспитание в семье» 2. «Опыт родителей- пример для подражания!?» 3. «Традиции воспитания подростка» 4. «Трудности школьной жизни» | 2020-2022 2020-2022 2020-2022 2021-2023 | Классные руководители, психолог Классные руководители, социолог Классные руководители, психолог, социолог |
4.Материально-техническая и финансовая поддержка Программы.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. 2. 3. | Инвентаризация материально-технической базы школы: -музыкальный центр, -синтезатор, -телевизор, -видеомагнитофон, DVD -компьютеры, интерактивная доска, -проекторы -достаточное количество прикладного материала для обеспечения работ кружков, -привлечение Попечительского Совета к вопросу поиска источника финансирования Программы, -привлечение спонсорских средств | 2020-2025 2020-2025 2020-2025 | Администрация, заведующие кабинетами Администрация школы Совет школы |
III. Практическая часть
Мероприятия по реализации Программы нравственного воспитания учащихся школы.
№ | Название мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
Создание нормативной правовой базы нравственного воспитания школьников.
1. | Создание и периодическое пополнение картотеки Федеральных законов, включающих вопросы нравственного воспитания граждан РФ | 2020-2025 | Заместитель директора по ВР, библиотекарь |
Разработка мероприятий, направленных на нравственное воспитание в урочное время
1. | Формирование ценности демократического общества важнейших качеств личности на уроках гуманитарного цикла | ежегодно | Заместитель директора по ВР |
2. | Проведение интегрированных уроков литературы и обществознания на нравственную тематику | ежегодно | Учителя- предметники |
III.Внеурочная деятельность как условие воспитания нравственности у школьников
Проведение массовых школьных мероприятий
1. | Организация проведения традиционных мероприятий: -День знаний; -День пожилых людей; -День народного Единства; -День учителя; -День матери; -Осенний бал; -День защитников Отечества; -День Победы | В течение года | Заместитель директора по ВР, учителя-предметники, классные руководители |
2. | Организация и проведение дней здоровья, проведение инструктажа по ТБ с обучающимися. Занятия по Правилам пожарной безопасности. Беседы по соблюдению ПДД. | В течение года | Заместитель директора по ВР, учитель ОБЖ, физкультуры, инспектор ПДД |
3. | Проведение серии классных часов: -«Добрая воля-добрые дела»; -«Спеши делать добро!» -«Роскошь человеческого общения»; -«Я благодарен…» -«Мы все такие разные, но равные»; -«Кто твой друг?»; -Взаимоотношения в классном коллективе. Как найти правильный выход в спорной ситуации» | В течение года | Классный руководитель, учителя-предметники |
4. | Участие в районных конкурсах: -«Моя малая родина»; -«Международный день инвалида» | Ежегодно | Классные руководители, учителя-предметники |
5. | Привлечение родительской общественности к проведению массовых школьных мероприятий | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
6. | Изучение государственной символики РФ, РД, знать Устав СОШ№8 | В течение года | Классные руководители, учителя истории |
7. | Участие в акциях: «Ветеран», «Забота», «Весенняя неделя добра», «Чистый город», «Посади дерево» | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
8. | Встречи с участниками ВОВ и тыла: -«Благодарю тебя, солдат»; -Визит к ветерану | февраль-май | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
9. | Уход за памятниками воинов, погибших в ВОВ «Вахта памяти» | В течение года | Ученический совет школы |
3.2. Экскурсионно-туристическая деятельность
1. | Организаций экскурсий для учащихся 5-9 классов: -экскурсия по городу; -посещение горячего источника в городе; -экскурсия в пожарную часть; -город-ангелов- Беслан; - г. Грозный; -аул златокузнецов- Кубачи; -с. –Мегеб (родина М. Гаджиева) -крепость Нарын-Кала | Ежегодно | Классные руководители, заместитель директора по ВР, Совет школы |
2. | Организация экскурсий: - в городской ДДТ; -городской музей | | |
3.3. Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.
1. | Проведение спортивной эстафеты, посвященной ко дню рождения М.-Гаджиева; -Акция «Внимание-дети!»; -«Веселый светофор» | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, учителя физкультуры, ОБЖ |
2. | Организация работы кружка и проведения фестиваля народов Дагестана- «Истоки» | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
3. | Посещение ФОК, ДК | | Учитель физкультуры |
4. | Проведение спортивных семейных праздников «Всемирный день здоровья» | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, Совет школы, учитель физкультуры |
3.4. Общественно-полезный труд
1. | Благоустройство школьной территории (участка, двора): -Уборка закрепленной пришкольной территории; -Социологический опрос: «Как уберечь природу?» -«Мы в ответе за планету»; -Всероссийский день посадки леса | В течение года | Учителя технологии, классные руководители |
2. | Организация работы ремонтных бригад в летнее время | В течение года | Классные руководители |
3. | Проведение генеральных уборок «Праздник труда»: -Генеральная уборка класса; -Практикум «Необходимость влажной уборки» | В течение года | Классные руководители |
3.5. Методическое обеспечение
1. | Внедрение новых форм и методов работы с учащимися по вопросам нравственного воспитания граждан РФ | | Педагогический совет заместитель директора по ВР |
2 | Включение в план работы Совета школы, попечительского совета вопросов оценки и прогноза состояния нравственного воспитания учащихся в школе. | 2020-2025 | Совет школы, Попечительский совет, МО классных руководителей . |
3 | Обобщение и распространения накопленного опыта организации нравственного воспитания в школе. | 2020-2025 | Директор, заместитель директора по ВР, Попечительский совет. |
4 | Проведение заседаний ШМО (литература, русский язык, обществознание) по реализации программы нравственной направленности | 2020-2025 | Заместитель директора по ВР , учителя-предметники |
5 | Открытие новых рубрик в школьной газете «Спешу делать добрые дела» , «Помощь ветеранам ВОВ» | Ежегодно | Ученический совет школы: «Пресс-центр», « Школьный вестник, «Истоки» |
6 | Разработкам инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций. | Ежегодно | Учитель ОБЖ |
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся пространство МКОУ «СОШ№8», а также тесное сотрудничество со всеми внешкольными организациями: ДК, ДДТ, спортивной школы (ФОК), библиотекой, кинотеатром «CINEMA-HALL».
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными датами; положение о городских, республиканских, всероссийских конкурсах.
IV.Прогноз результатов деятельности.
Программа предусматривает разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательное и заботливое отношение к людям: честность, терпимость, скромность и деликатность; организованность, дисциплинированность и ответственность, чувство долга и чести, уважение человеческого достоинства, трудолюбия и культура труда, бережного отношения к национальному достоянию.
Виды и формы реализации задач:
1.Лекция;
2.Беседа;
3.Час общения;
4. Ролевые игры;
5. «Мозговой штурм»;
6.Урок творчества;
7.Классные собрания;
8.Классные часы;
9. Экскурсии;
10. Постоянный контроль за успеваемостью учащихся;
11.Поддержка интереса к учебе;
12. Развитие творческих способностей каждого ребенка;
13.Актентирование внимание на успехах или сожалеть неудачам, анализировать причины неудачи;
14.Индивидуальная работа с учащимися, постоянная связь с родителями.
1.На первом этапе развития личности 5-6 класс:
лидерские качества;
адекватная самооценка;
сплоченность коллектива.
обращение к человеку по имени (такое обращение дает учащемуся метод укрепления взаимоотношений с близкими дорогими для него людьми);
доброжелательность;
право на ошибку;
неприкосновенности личности (неприкосновенность предметного мира другого человека, нельзя трогать чужие вещи), неприкосновенность внутреннего мира души.
На втором этапе развития личности 7-8 класс:
способность включения в работу;
способность к выполнению намеченных целей;
способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон – желание самосовершенствоваться;
формирование социальной активности личности, удовлетворяющей потребностям общества;
внимательность друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
обладание индивидуальными способностями и интересами, умение работать творчески, самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение.
3.На третьем этапе развития личности 9 класс:
самостоятельность, владение самоконтролем и самооценкой;
способность к изменению самих себя;
участие в предметных неделях, олимпиадах, интеллектуальных марафонах и т.д.;
поддержка интереса к учебе;
развитие творческих возможностей;
V.Перспективы дальнейшего развития.
В результате реализации Программы ожидается:
1.Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
2.Вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм.
3. Снижение агрессивности в поведении школьников.
4.Повышение роли репродуктивного здоровья учащихся.
5.Формирование мотивации детей на учебу и на создание коллектива.
6.Обогащение эмоционального мира и формирование у них нравственных чувств.
7. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения путем организации их практической деятельности.
8. Формирование ответственности за свое здоровье.
Программа «Нравственного воспитания» предусматривает – воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а также раскрывает творческие и научные способности учащихся и дает возможность их проявить, несущие им и нам счастье и радость жизни.