Рабочий лист к уроку "Почвы"DOCX / 103.19 Кб

/data/files/c1737525184.docx (Рабочий лист к уроку "Почвы")


Почвы 6 клPPTX / 10.41 Мб

/data/files/i1737525222.pptx (Почвы 6 кл)Технологическая карта

ФИО учителя: Бусалаева Оксана Владимировна

Предмет: География

Класс: 6

Тема урока (по КТП) Почвы

Тип урока: общеметодологическая направленность: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Дата проведения урока:

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

- обучающие смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения;

- школьники овладеют умением оценивать с экологической точки зрения географические объекты и явления.

Метапредметные:

- формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы;

- определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия, ставить вопросы, сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации, разрешать конфликты;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации;

- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Предметные:

- определить понятия: «почва», «гумус», «плодородие»;

- выяснить состав почв путем лабораторного исследования;

- определить основные экологические проблемы почв, находить возможные пути их решения.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация урока, раздаточный материал, учебник.


Характеристика этапов урока:



Название и цель этапа урока

Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Мотивация, самоопределение к деятельности

Цель:


Пожелайте друг другу удачного урока

Здравствуйте, ребята. Приготовились к уроку. Проверили, все ли на партах. Улыбнулись, пожелали друг другу удачного дня. И Начинаем наш урок.



2

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Цель:


Вспомним и повторим изученный ранее материал по теме «Биосфера»

Вспомните, какую оболочку Земли мы рассматривали на прошлом уроке? (биосфера)

На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. 



Где растения берут себе силы для роста?








Делают предположение, что растения растут, благодаря почве

Слайд 2 Работа с повторением пройденного материала

3

Освоение новых знаний и способов деятельности

Цель:



Определите цель нашего урока.

Чем будем заниматься сегодня на уроке?
























Цель: решение проблемных задач, формировать способность у учащихся выстраивать логическую цепочку рассуждения, доказывать.



Мы приступаем к изучению нового материала, о чем мы будем сегодня говорить, вы прослушайте небольшой рассказ.


Рассказ «Чудесная кладовая» (М.Ильин, Е.Сегал)

«Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок».

-Ребята, о какой кладовой идет речь? -

"Сегодня мы поговорим о почве - это важный элемент в природе, который является основой для растений. Без почвы растения не смогли бы расти и развиваться. Давайте узнаем, из чего состоит почва, и какие функции она выполняет и типах почв."

Существует наука о почвах - почвоведение. Ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев изучал почвы и называл их зеркалом природы.


Прежде всего давайте ответим на вопрос, что же такое почва?














Условия образования почвы (Факторы почвообразования)

Может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Какие существуют  почвообразующие факторы. А поможет нам стихотворение.

Задание: прочитайте и подчеркните почвообразующие факторы.


От чего зависит типы почв?







При изменении климата, растительного и животного мира изменяются и почвы соотношение тепла и влаги, а также состав растительного покрова влияют на образование почвенных горизонтов. Чем выше температуры и количество выпадающих осадков, тем активнее идут процессы почвообразования.

СЛАЙД 14 В условиях низких температур скорость разложения органических веществ замедляется мощность гумусового горизонта крайне мала, здесь формируются тундровые почвы, плодородие их низкое.

СЛАЙД 15 В хвойных лесах под лесной растительностью, где выпадает большое количество осадков более 500 мл в год при малой испаряемости, часть органических веществ вместе с влагой просачивается с поверхности вглубь, а наверху остаётся белёсый слой, похожий на золу. Такие почвы получили название подзолистые. Их плодородие не высоко.

СЛАЙД 16 В степной зоне, там, где много травы, а соотношение тепла и влаги оптимально, образуется мощный гумусовый горизонт, формирующий плодородную почву – чернозем, это самые плодородные почвы

Запись в тетради Черноземы – самые плодородные почвы


-Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?

-Нуждается ли почва в защите? Почему?


Совершенно верно. Охрана почв на сегодняшний день является острой проблемой принимающие глобальные масштабы

















Правильно, почва





Дети на рабочих листах, записывают сегодняшнее число, тему урока)



Определяют цели урока





Слайд 7




Сам раб с текстом стр 155 учебника, запись

Почва — верхний слой земли, обладающий плодородием.


Плодородие — способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, воздухом, водой и приносить урожай.

 

Гумус — органическое вещество тёмного цвета, которое образуется из останков организмов.


Слайд 8




Работа в парах

Слайд 9

Слайд 10

Дети читают стихотворение и выбирают факторы почвообразования. На рабочих листах выстраивают схему, которую потом вместе проверяем




Дети отвечают на вопрос, записывают в рабочие листы.

На Земле существуют разные типы почв. Тип почвы зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ.




































Запись в тетради Черноземы – самые плодородные почвы



Прослушав материал учителя, дети самостоятельно по описанию определяют название почвы. (Описание дано в рабочих листах)




Ответы детей. Рассуждения.







Запись в тетрадях: Комплексом защиты почв, направленный на повышение плодородия – является мелиорация.

Работа в парах

Работают с текстом (раздаточного материала) выбирают меры по охране почвы. Проверяем вместе.

4

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цель:


Оценивают результаты своей деятельности и деятельности класса.


- Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Каким способом?

- Какие получили результаты?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке хорошо получалось?

Что было трудно?


Слушают учителя, отвечают

на вопросы; выполняют закрепление – тест.

Отвечают на вопросы, делают выводы

5

Подведение итогов урока, рефлексия

Цель:


Запишите домашнее задание в дневник

-Оцените свою работу смайликами. Можете нарисовать свой вариант


Домашнее задание, стр.155, § 48, вопросы стр. 156



Открывают дневники, записывают домашнее задание.




Показатели общеметодологической направленности урока (без привязки к определённому этапу урока)

Определение воспитательного потенциала урока.

Подбор заданий, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности.

Применение ЦОРов.

Осуществление дифференцированного подхода на уроке.

Подбор заданий, способствующих подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) и ВПР.



















Рабочий лист по географии ФИучащегося Тема урока:

Основательнаукиопочвахвеликийрусскийученый

Наука, изучающие почвы -

Дайтеопределениесловам: Почва -

docshape1
docshape2


Плодородие почвы -

docshape3
docshape4


Гумус -

docshape5

Заполнисхему

docshape6Факторыпочвообразования

docshape7
docshape8
docshape9



docshape10
docshape11




docshape12


docshapegroup13Отчегозависиттиппочв:

docshape18


Поописаниюопределитетиппочв:

А)Вэтихпочвахнизкаятемпература,скоростьразложенияорганическихвеществ замедляется, гумуса очень мало, мощность гумусового горизонта очень мала.Не имеют ярко выраженного разделения почвенных горизонтов.

docshape19




Б)Этипочвысформировалисьвусловияхдостаточноготеплаивлаги.Большое

количествотравянистойрастительностиопределилиповышенноесодержаниегумуса.

docshape20

В)Этипочвыформируютсявтаежнойзоне.Впочвенномразрезехорошозаметен горизонт вымывания. Их плодородиене высоко.

1.Черноземы 2.Подзолистые3.Тундрово-глеевые

Какиемерыпринимаетчеловек,дляохраныпочв?

Комплексзащитыпочв,направленныйнаповышениеплодородия–это

docshape21

Мерыпоохранепочвы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


Закрепление-тест

1. 2. 3. 4. 5. 6.





Наурокемнебыло:



docshapegroup22



























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.