Почвы

Рабочий лист к уроку "Почвы"DOCX / 103.19 Кб
/data/files/c1737525184.docx (Рабочий лист к уроку "Почвы")
Почвы 6 клPPTX / 10.41 Мб
/data/files/i1737525222.pptx (Почвы 6 кл)Технологическая карта
ФИО учителя: Бусалаева Оксана Владимировна
Предмет: География
Класс: 6
Тема урока (по КТП) Почвы
Тип урока: общеметодологическая направленность: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Дата проведения урока:
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- обучающие смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения;
- школьники овладеют умением оценивать с экологической точки зрения географические объекты и явления.
Метапредметные:
- формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы;
- определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия, ставить вопросы, сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации, разрешать конфликты;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации;
- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Предметные:
- определить понятия: «почва», «гумус», «плодородие»;
- выяснить состав почв путем лабораторного исследования;
- определить основные экологические проблемы почв, находить возможные пути их решения.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация урока, раздаточный материал, учебник.
Характеристика этапов урока:
| Название и цель этапа урока | Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Мотивация, самоопределение к деятельности Цель: | Пожелайте друг другу удачного урока | Здравствуйте, ребята. Приготовились к уроку. Проверили, все ли на партах. Улыбнулись, пожелали друг другу удачного дня. И Начинаем наш урок. | |
2 | Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Цель: | Вспомним и повторим изученный ранее материал по теме «Биосфера» | Вспомните, какую оболочку Земли мы рассматривали на прошлом уроке? (биосфера) На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. Где растения берут себе силы для роста? | Делают предположение, что растения растут, благодаря почве Слайд 2 Работа с повторением пройденного материала |
3 | Освоение новых знаний и способов деятельности Цель: | Определите цель нашего урока. Чем будем заниматься сегодня на уроке? Цель: решение проблемных задач, формировать способность у учащихся выстраивать логическую цепочку рассуждения, доказывать. | Мы приступаем к изучению нового материала, о чем мы будем сегодня говорить, вы прослушайте небольшой рассказ. Рассказ «Чудесная кладовая» (М.Ильин, Е.Сегал) «Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок». -Ребята, о какой кладовой идет речь? - "Сегодня мы поговорим о почве - это важный элемент в природе, который является основой для растений. Без почвы растения не смогли бы расти и развиваться. Давайте узнаем, из чего состоит почва, и какие функции она выполняет и типах почв." Существует наука о почвах - почвоведение. Ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев изучал почвы и называл их зеркалом природы. Прежде всего давайте ответим на вопрос, что же такое почва? Условия образования почвы (Факторы почвообразования) Может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Какие существуют почвообразующие факторы. А поможет нам стихотворение. Задание: прочитайте и подчеркните почвообразующие факторы. От чего зависит типы почв? При изменении климата, растительного и животного мира изменяются и почвы соотношение тепла и влаги, а также состав растительного покрова влияют на образование почвенных горизонтов. Чем выше температуры и количество выпадающих осадков, тем активнее идут процессы почвообразования. СЛАЙД 14 В условиях низких температур скорость разложения органических веществ замедляется мощность гумусового горизонта крайне мала, здесь формируются тундровые почвы, плодородие их низкое. СЛАЙД 15 В хвойных лесах под лесной растительностью, где выпадает большое количество осадков более 500 мл в год при малой испаряемости, часть органических веществ вместе с влагой просачивается с поверхности вглубь, а наверху остаётся белёсый слой, похожий на золу. Такие почвы получили название подзолистые. Их плодородие не высоко. СЛАЙД 16 В степной зоне, там, где много травы, а соотношение тепла и влаги оптимально, образуется мощный гумусовый горизонт, формирующий плодородную почву – чернозем, это самые плодородные почвы Запись в тетради Черноземы – самые плодородные почвы -Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему? -Нуждается ли почва в защите? Почему? Совершенно верно. Охрана почв на сегодняшний день является острой проблемой принимающие глобальные масштабы | Правильно, почва Дети на рабочих листах, записывают сегодняшнее число, тему урока) Определяют цели урока Слайд 7 Сам раб с текстом стр 155 учебника, запись Почва — верхний слой земли, обладающий плодородием. Плодородие — способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, воздухом, водой и приносить урожай.
Гумус — органическое вещество тёмного цвета, которое образуется из останков организмов. Слайд 8 Работа в парах Слайд 9 Слайд 10 Дети читают стихотворение и выбирают факторы почвообразования. На рабочих листах выстраивают схему, которую потом вместе проверяем Дети отвечают на вопрос, записывают в рабочие листы. На Земле существуют разные типы почв. Тип почвы зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ. Запись в тетради Черноземы – самые плодородные почвы Прослушав материал учителя, дети самостоятельно по описанию определяют название почвы. (Описание дано в рабочих листах) Ответы детей. Рассуждения. Запись в тетрадях: Комплексом защиты почв, направленный на повышение плодородия – является мелиорация. Работа в парах Работают с текстом (раздаточного материала) выбирают меры по охране почвы. Проверяем вместе. |
4 | Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель: | Оценивают результаты своей деятельности и деятельности класса. | - Какую задачу ставили? -Удалось ли решить поставленную задачу? -Каким способом? - Какие получили результаты? -Где можно применить новые знания? -Что на уроке хорошо получалось? Что было трудно? | Слушают учителя, отвечают на вопросы; выполняют закрепление – тест. Отвечают на вопросы, делают выводы |
5 | Подведение итогов урока, рефлексия Цель: | Запишите домашнее задание в дневник | -Оцените свою работу смайликами. Можете нарисовать свой вариант Домашнее задание, стр.155, § 48, вопросы стр. 156 | Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
Показатели общеметодологической направленности урока (без привязки к определённому этапу урока)
Определение воспитательного потенциала урока.
Подбор заданий, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности.
Применение ЦОРов.
Осуществление дифференцированного подхода на уроке.
Подбор заданий, способствующих подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) и ВПР.
Рабочий лист по географии ФИучащегося Тема урока:
Основательнаукиопочвахвеликийрусскийученый
Наука, изучающие почвы -
Дайтеопределениесловам: Почва -
Плодородие почвы -
Гумус -
Заполнисхему
Факторыпочвообразования
Отчегозависиттиппочв:
Поописаниюопределитетиппочв:
А)Вэтихпочвахнизкаятемпература,скоростьразложенияорганическихвеществ замедляется, гумуса очень мало, мощность гумусового горизонта очень мала.Не имеют ярко выраженного разделения почвенных горизонтов.
Б)Этипочвысформировалисьвусловияхдостаточноготеплаивлаги.Большое
количествотравянистойрастительностиопределилиповышенноесодержаниегумуса.
В)Этипочвыформируютсявтаежнойзоне.Впочвенномразрезехорошозаметен горизонт вымывания. Их плодородиене высоко.
1.Черноземы 2.Подзолистые3.Тундрово-глеевые
Какиемерыпринимаетчеловек,дляохраныпочв?
Комплексзащитыпочв,направленныйнаповышениеплодородия–это
Мерыпоохранепочвы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Закрепление-тест
1. 2. 3. 4. 5. 6.
Наурокемнебыло: