12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Шелопугина (Калганова)36
Россия, Хабаровский край
2

Технологическая карта урока географии «Почвы» 6 класс

Технологическая карта урока географии в 6 «а» классе по теме « Почва .Почвообразование.»

Дата проведения 18.04.2016

Учитель Шелопугина Е.С

Урок №26

Количество часов по теме: 1 ч

Место урока в данной теме 3 урок в теме « Сфера жизни»

Тема

« Почва .Почвообразование.»

Тип урока:

Урок первичного предъявления новых знаний

Цели урока

формирование представления о почве, её образовании и составе, через просмотр фильма выполнения опытов и выполнения мини- проекта.

Задачи:

Образовательные: Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить опыты, делать необходимые выводы.

Организовать деятельность обучающихся по формированию понятия «почва» и «почвообразования» как единства живой и неживой природы.

Изучение состава почвы в ходе опытов.

Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Развивающие: Развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Способствовать развитию умений творческого подхода .

3. Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности при работе в группах.

Продолжить формирование умения работать с учебным текстам.

Развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов.

Развитие умения анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы.

Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации.


 


 

Воспитательные: Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении опытов .

Продолжить работу по воспитанию у детей бережного отношения к природе.

Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников.

Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения при проведении опытов.

 

УУД

Личностные: продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность,осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Регулятивные: – умение анализировать, выдвигать версии, составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследовании я ,т.е опыта); умение оценивать свою деятельность.(самооценка )

Познавательные: – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации

Коммуникативные: – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

 

Основные понятия

 


 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы

Виды учебной деятельности

со словесной (знаковой) основой:

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

на основе восприятия элементов действительности:

Просмотр учебных фильмов.

с практической (опытной) основой:

Моделирование и конструирование.( мини-проект)

Выполнение опытов в группах.

Работа с раздаточным материалом.

технология проектов через проблемное обучение; ИКТ.

словесные ,наглядные,практические, исследовательский , метод самоконтроля

Игровые , творческая работа в группах , групповая ,коллективная, групповая – фронтальная, индивидуальнгая

исследование,

работа с текстом

Фильм

План урока.

Вводно-мотивационный этап.

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся


 


 

2 Операционно-содержательный этап.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление.


 


 


 

  1. Рефлексивно-оценочный этап.


 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Перечень УУД, выполняемых обучающимися на соответствующих этапах

Вводно-мотивационный этап.

Всем говорю я:

«Здравствуйте!

Добрый день, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому, что в нем вы и я!»

- А девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова:

«Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы её полюбить – надо её знать». И мы сегодня на уроке будем узнавать новое о природе.

К нам на урок пришел гость с другой планеты.

Его зовут Сэм!( фильм )!!!!

-Ребята , так как вы думаете что у Сэма в мешочке ?

Молодцы , почва!!

 

Значит, тема нашего урока: «Почва .Образование почв».(Запись на доске)

- Ребята, а может быть, вы уже что-то знаете о почве?( Опрос ребят )

( Почва – слой земли. Если в ней живут организмы, то почва должна обеспечивать их водой и веществами. Является опорой для организмов.)

-Давайте послушаем дальше рассказ Сэма!!( видеофрагмент)

-Ребята. А вы согласны с нашим гостем , а может быть он нас вводит в заблуждение?

-А чтобы проверить и подтвердить знания Сэма , я предлагаю вам поработать в группах и провести некоторые опыты.

Приветствие

Отгадывают загадку Сэма)

( Запись в рабочий лист)

Почва – слой земли. Если в ней живут организмы, то почва должна обеспечивать их водой и веществами. Является опорой для организмов.)

Ребята работают в группах под руководством учителя!

Личностные- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные - умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

Познавательные- умение определять понятия « почва»

Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Операционно- содержательный этап


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физкультминутка


 


 


 


 


 


 


 

Работа в группах

Практическая работа. Работа в группах ( 4 групп )

-Давайте поближе познакомимся с почвой. Для этого мы все станем экспериментаторами. У вас на столах тарелочки с почвой, рассмотрите её, что можно сказать о её составе?

Опыт 1. Зачерпните ложечкой почву и высыпите ее снова в тарелочку. О каком свойстве почвы можно сказать?

(Почва сыпучая)запись в раб. лист

Опыт 2. Возьмите горстку почвы и сделайте из нее комочек. Бросьте в воду. Что вы наблюдаете? Что можете сказать?

(В почве есть воздух)записав раб .лист

Опыт 3. Горсточку почвы бросьте в воду и размешайте ложечкой. Что вы видите на дне

стакана? А что на поверхности воды?

(Тяжелые частицы в виде песка или глины опускаются на дно. На поверхности остаются перегнившие остатки организмов и растений)

Под руководством учителя!!!

А теперь вы согласны с Сэмом?(Да )

Растения – руки вверх и покачать.

Птицы – руки в стороны и сделать взмахи.

Звери – присесть.

Рыбы – волнообразные движения руками.

- Ребята состав мы с вами узнали и подтвердили рассказ Сэма ,а вот как почва образуется, какие факторы почвообразования , почвенные горизонты мы узнаем, прочитав информацию в учебнике и составим с вами мини –проекты .

- У каждой группы есть задание прочитайте его и выполните.

- Итак ,группа №1 выполняет задание как образуется почва (делают мини –проект) собирают картинку как пазл (Солнышко ,тучка ,горы , дождь )

-№2 группа « Почвенные горизонты»

-№3 группа «Факторы почвообразования»

-№4 группа «Состав почвы»

- Один ,два из группы защищает у доски и рассказывает .

-Работы вывешиваются на доску .

Давайте вернёмся к нашему определению почвы. Значит, это не просто слой земли, а какой слой? (Плодородный. Почва – это плодородный слой земли.)

- Кто помогает делать почву плодородной? (Горные породы разрушаются под действием воды, воздуха, температуры, живых организмов. Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше –плодороднее. Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.)

Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.)

 

Почва сыпучая)запись в раб. лист

В почве есть воздух)записав раб .лист

Тяжелые частицы в виде песка или глины опускаются на дно. На поверхности остаются перегнившие остатки организмов и растений)

В классе 5 групп .

Каждая после выполнения защищает свою работу

- Один ,два из группы защищает у доски и рассказывает .

-Работы вывешиваются на доску .

1 (Плодородный. Почва – это плодородный слой земли.)

2 (Горные породы разрушаются под действием воды, воздуха, температуры, живых организмов

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

--умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Понавательные --умение излагать полученную информацию. поиск и выделение необходимой информации.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

ЛИЧНОСТНЫЕ- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

 

Рефлексивно-оценочный этап

Возвращаемся к девизу нашего урока.

- О чем говорили на уроке?

- Какую проблему решали?

- Что нового узнали?

- Еще в старину наши предки брали с собой землю в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте и мы с вами любить, ценить ее, заботиться о ней. Тогда и она будет радовать нас густыми лесами, цветущими садами, полями и лугами.

У вас на столах лежат листы самооценки оцените как вы поработали на уроке!

В листах самооценки поднимаются каждый по лесенке успеха

ЛИЧНОСТНЫЕ- ответственное отношение к учению. , уважительное отношение к труду.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение оценивать свою деятельность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение излагать полученную информацию.

Коммуникативные- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально.

 


 


 

Домашнее задание

Чтение текста темы 26

Решение экологической задачи.

Компания Лукоморье получила заказ на посадку лесополос. По мнению компании для выполнения заказа достаточно посадить только деревья, так как они хорошо защищают почву от эрозии. Сотрудники компании полагают, что посадка кустарников нецелесообразна, потому что потребует дополнительных затрат, при этом кустарники не играют решающей роли в предотвращении разрушения почвы. А как думаете вы? Дайте совет компании Лукоморье.

(Заросли кустарников создают благоприятный климат для роста лесных видов трав; способствуют разнообразию видов растений занятых лесополосой; экологическая значимость)

Вывод: нельзя допускать разрушения и уничтожения почвы.

Спасибо за урок!

Записывают Д.З и получают листы с творческим заданием

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.