12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Урок по окружающему миру по теме  «Почва. Состав    почвы»

(3 класс, «Школа России»)

Тема урока:     Почва. Состав почвы.

Цель деятельности учителя:  формировать знания о свойствах  почвы через исследовательскую деятельность.

Тип урока:  формирование новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Технология: проблемно-диалоговая.

Задачи урока:

  • образовательные: в процессе  практической работы установить состав и свойства почвы, создать условия для формирования представления о значении почвы в жизни  человека;
  • развивающие:создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы; развития аналитического мышления, внимания, памяти;
  • воспитательные:воспитывать бережное отношение к национальному достоянию почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

 Формируемые УУД:

личностные:  самоанализ и самоконтроль результата,

регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,

познавательные : строить логические рассуждения, проводить сравнение, строить высказывания в устной форме,

коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Основной метод обучения: практическая (исследовательская) деятельность с целью установления существенных свойств почвы.

Основной структурный элемент урока: опыты и анализ их результатов постановка проблемы (какими свойствами обладает  почва?) и поиск путей её решения.

Форма организации обучения:  индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Образовательные  ресурсы: компьютер, проектор, экран, картинки цветов (роза, ромашка, вьюнок), толковый словарь, рабочий лист исследователя, презентация «Почва и ее свойства», ЭОР к учебнику А. Плешакова, лотки с лабораторной посудой, спиртовка,  коллекция «Виды почв».

Ход урока.

I.  Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).  (Слайд № 2)

 Доброе утро солнцу и птицам!
 Доброе утро улыбчивым лицам!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

Голова хорошо ... (думает).

II. Актуализация  знаний  и фиксация затруднений в деятельности.  (Слайд № 3)

-Нам на электронную почту пришло письмо со странным  рецептом: «Смешайте мелкие камешки и опавшие листья с водой. Добавьте кусочек высохшей гусеницы, измельченные птичьи перья и воздух».

- Это, наверно, состав какого-то волшебного снадобья? Как вы думаете, что получится, если все это смешать? (Дети делают предположения.) Хотите ли вы узнать, что это за чудо-рецепт? Давайте в процессе урока постараемся  это  сделать.

III. Постановка учебной задачи.

- Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Сказка это или не сказка? (ответы детей)  (Слайд № 4)

Такая чудесная кладовая действительно есть. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (ответы детей)

У слова «земля» есть несколько значений, найдите их в толковом  словаре.

Работа в парах со словарями.  (Слайд № 5)

- Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. В процессе опытов вы узнаете, как образуется почва, её состав и свойства. Хотите совершить свои первые научные открытия?  Тогда за дело!   Работать будете в группах. (На группы дети делятся таким образом:  даются 28 фишек 4 цветов поровну. Учащиеся выбирают фишку, рассаживаются в соответствии с цветом. Для опытов оформлены 4 стола с оборудованием, карточки с описанием опыта, группы перемещаются.)

- Повторим  правила работы в группе.  (Слайд № 6)

- Предлагаю составить план работы на уроке.

– Знаете ли вы, что такое почва? Значит,  прежде всего, надо дать научное определение почве.

План работы.   (Слайд № 7)

1. Что такое почва?

– Что еще хотели бы узнать о почве?

2. Состав почвы.

3.  Свойства почвы.     

- Поскольку это одна из главных святынь, то нам нужно её беречь?

4. Охрана почвы.

– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Приступим к работе, следуя составленному плану.

IV. Открытие учащимися нового знания. Работа научной лаборатории.

- Найдите ответ на первый вопрос плана в статье учебника

 1. Чтение статьи учебника.

- Что же такое почва, как она образуется?  (Слайд № 8)

- Вам необходимо выполнить опыты, чтобы узнать какие вещества есть в почве. На столе у вас есть лист исследователя. По мере проведения опытов, вы будете записывать в него свои  выводы.

ЛИСТ  ИССЛЕДОВАТЕЛЯ


Результаты исследования

Опыт 1


Опыт 2


Опыт 3


Опыт 4


Опыт 5


2. Исследование почвы (опыты проводятся по группам).

- Проведите опыты, запишите  полученные результаты  в свои листы исследователей.

Карточки – описание опытов.

Опыт 1.  Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать?

Опыт  2. Рассмотрите почву в лупу. Что вы видите?

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых?

– Это перегной. Давайте подумаем о происхождении этого слова, оно поможет вам ответить на этот вопрос. Что такое перегной?

Вывод: перегной – это….

Он накапливается …  (в верхнем слое) почвы и придает ей темный цвет.

Чем больше в почве перегноя, тем она … (темнее и плодороднее)

На обширных пространствах земли образуется огромное кол-во почв. Все они разного цвета.

Как вы думаете,  от чего зависит цвет почвы? (от состава почвы).

3.Рассматривание коллекции «Виды почв».

Опыт 3. (Выполняет учитель, учащиеся наблюдают) Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт? 

Опыт 4. (Выполняет учитель) Прогреваем почву очень сильно. Что видите и чувствуете? Попробуйте сделать вывод. 

Опыт 5.Прокаленную почву положите в стакан с водой, размешайте.

Что видите на поверхности? На дне стакана? Сделайте вывод, что это? 

Опыт 6. Профильтруйте через салфетку воду, где была почва. (Далее показывает учитель). Несколько капель поместим на стекло и нагреем.

 - Куда исчезла вода? Что видите на стекле? Попробуйте предположить, что это?

(После проведения опытов выступают по 1 представителю от группы. Сравниваются  результаты опытов, делается  окончательный вывод.)

Вывод. В почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.

- Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются соли благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Значит, какой компонент нужно еще включить в состав почвы? (Микробы)

- На столах у вас лежат карточки,  составьте схему состава почвы.  (Слайд № 9)

Вода


Микробы

Песок

Пластик

Перегной

Стекло

Бумага

Глина

Воздух

Соли

-Остались ли у вас карточки? Почему? Какие лишние?

-Вы отлично поработали, поэтому всем требуется отдых.

Физминутка «Хорошее настроение».

-Так кто же из вас догадался, что за «рецепт» описывался в письме?

- Продолжим исследования и перейдём к следующему пункту плана - «Свойства почвы».

V. Первичное закрепление во внешней речи.

- А сейчас вы самостоятельно познакомитесь со свойствами почвы, а затем в парах поделитесь друг с другом своими открытиями.

- Среди свойств почвы есть одно  главное. Определить его нам помогут слова: плоды и родятся. Выделите корни этих слов (плоды – корень плод, родятся – корень род). Соедините корни. Какое слово получилось? Вспомните начало урока,  рассказ “Чудесная кладовая”.

– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер? Какое свойство почвы помогает этому чудесному превращению?

-Сделаем вывод:  Какими свойствами обладает почва? ( Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть, плодородие.)

VI. Работа со статьёй учебника «Почему почва разрушается». 

-Как вы думаете, плодородие земли бесконечно или его необходимо сохранять? Узнаем об этом из учебника.

- Сегодня на уроке мы открыли ещё одну великую тайну, дар природы человеку  - почву. «Почва для нас дороже нефти, угля, золота». Без золота проживёшь, а без почвы – нет. Так говорил замечательный русский ученый основоположник почвоведения Василий Васильевич Докучаев. Но она может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды,  деревьев, ядохимика-ты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней.

- Какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю? Уберите лишнее. (Слайд № 10)

*   посадка лесных полос;

*   вырубка лесов;

*   правильное  распахивание  почвы  на склонах;

*   выпас скота;

*   проведение снегозадержания;

*   строительство различных объектов;

*  умеренное применение  удобрений  и ядохимикатов;

*  умеренное  орошение почвы.

VII. Включение в систему знаний и повторение. (Выполнение заданий из ЭОР, взаимопроверка в парах.)

VIII. Обобщение по уроку.

- Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

IX. Рефлексия учебной деятельности «Посади  цветок в почву».  (Слайд № 11)

- На партах лежат картинки с изображением различных цветов. Положите перед собой тот, который определит, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

Роза – доволен собой, все понял, могу помочь другому.

Ромашка  –  я на пути к получению знаний.

Вьюнок  – испытываю затруднения.

X. Задание на дом.  (Слайд № 12)

-Домашнее задание вы получаете в зависимости от выбранного вами цветка.

Роза – выяснить, какие виды почв  в Брянской области, как они охраняются.

Ромашка – изготовить книжку-малышку с пословицами о земле.

Вьюнок - стр. 64 – 68 -  читать, отвечать на вопросы.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.