Конспект урока географии на тему «Почвы — "особое природное тело"» (8 класс)
Учебник. А.И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким.
География России. Природа и население. 8 класс
Тема урока. Почвы- «особое природное тело».
Цель урока: Формирование знаний о почвах, как особом природном теле.
Задачи урока:
- формирование знаний об условиях почвообразования;
- продолжить формирование умения работать с географическими картами, схемами;
- воспитание бережного отношения к родной природе.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок-исследование).
Используемые технологии: элементы технологии развития критического мышления; личностно-ориентированная технология;
Методы: рассказ, беседа, работа с учебником, картой, просмотр и анализ презентации, записи в тетрадь, самостоятельная (индивидуальная) работа.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: почвенная карта России, атласы 8 класса, атласы Курской области, проектор.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
-Какая площадь нашей страны? (17,1 млн.км2)
-Наша страна богата территорией (землей), т.е. земельными ресурсами.
- Все ли пригодны? Анализ рис 85 (ответы детей)
-Сколько земель используются в сельском хозяйстве) (13%)
-Рассчитайте, чему равна площадь с/х земель: 17000001- 100%
Х- 13%
Х=17000001*13:100=221млн. га.
Почву уважай, она дает урожай. (поговорка)
«Почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы нет».
В. В. Докучаев.
Тема урока Почвы- «особое природное тело»
- Что такое почва?
- Какое основное свойство почвы?
Постановка цели урока: Мы поговорим о образовании почв, строении почв и ответим на вопрос почему почвы – это особое природное тело?
«Основателем науки «почвоведения» стал русский ученый В. В. Докучаев. (презентация о Докучаеве)
3. Изучение нового материала
как образуется почва.
Самостоятельная работа с текстом учебника и рисунком 86.
По желанию ученики рассказывают о влиянии на процесс почвообразования определённого фактора
1- выветривание
2 - живые организмы
Записывают. Гумус (перегной) — это органическое вещество
3- климат
4 – рельеф и материнская порода
Вопрос: Какой из этих факторов, по вашему мнению, будет важнейшим в почвообразовании?
Благодаря растительному миру в природе сложилось необычайная
пестрота почвенного покрова.
Давайте в этом убедимся. Сравниваем карту растительности и почвенную и сделаем выводы.
В тундре за 100 лет образуется слой почвы -0,5 см. в степях -2 см.
Записывают. Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.
4. Физкультминутка. (Под песню: От Волги до Енисея. Дети встают руки поднять вверх, махи руками вправо-влево, вперед- назад)
Вопросы:
- что такое плодородие?
- От чего зависит плодородие почв?
- Чем почва отличается от горной породы?
- можно ли искусственно создать почву и почему?
Какое строение имеют почвы?
Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль.
Для каждого типа почв характерен свой набор почвенных горизонтов, называемый почвенным профилем.
В процессе образования почв образуется несколько почвенных горизонтов.
Почвенный профиль – это вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Почвенный профиль можно увидеть на обнаженном склоне оврага или балки.
Давайте рассмотрим изображение почвенного профиля рис 87.
А1 – это гумусовый горизонт, его количество зависит от растительного опада. Чем больше гумуса, тем темнее
А2 – иллювиальный горизонт или горизонт вымывания;
В – горизонт вмывания, могут накапливаться соли железа, алюминия
С – это материнская порода.
- Назовите эти горизонты еще раз.
Почвенные профили разных природных зон будут совершенно отличаться друг от друга рис 88.
- почему мощность дерново- подзолистой почв, намного меньше мощности серой лесной почвы?
- Как вы думаете, почему в подзолистых почвах гумусовый горизонт в несколько раз меньше, чем в черноземах?
- Мы с вами рассмотрели почвенные профили разных природных зон. Какой вывод можно сделать из всего выше сказанного?
- От чего зависит образование почв?
- Определите по карте «Почвы», какие почвы получили распространение в Курской области?
- В.В. Докучаев эти почвы называл «царем русских почв», как вы думаете какие и почему?
Черноземы – главное почвенное богатство России, поэтому каждый земледелец должен бережно относится к земле-кормилице: применять грамотную агротехнику, севообороты, заботится о плодородии почв.
5. Закрепление изученного материала
- Что такое «почва»?
- От чего зависит плодородие почв?
–Почему В.В. Докучаев определил почву как «зеркало ландшафта»?
- Назовите почвенные горизонты.
- Кто сказал, что почва – это не горная порода, а «особое естественно-историческое тело»?
- Придумай, как улучшить плодородие почв в нашей местности.
.
6. Подведение итогов
7. Рефлексия
Узнал что-то новое
Получил радость
Удивился
Расстроился
Ничего не понял
8. Домашнее задание &20 выучить записи в тетради. ответить письменно на вопрос: «Есть ли у почвы враги».