Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему Что такое выбор?
Тема урока: «Быть или не быть?». Подготовка к
написанию сочинения –рассуждения ОГЭ.
Цели:
1) развитие логического мышления;
2) формирование умений рассуждать, высказывать свое мнение, работать в группе, аргументировать его на основе анализа материалов, в ходе обсуждения;
3) развитие навыков культуры общения.
4)воспитание активной гражданской позиции, чувства ответственности за собственный выбор и поступки.
-Учитель: Сегодня на нашем уроке перед нами стоит серьёзная и интересная задача: мы будем работать над 13 заданием ОГЭ -подготовка к написанию сочинения – рассуждения. А начать урок мне хотелось бы с притчи.
Просмотр притчи «Притча "Окно" (Светлана Копылова)»
-О чем притча?
- В этой притче показаны все жизненные ценности человека.
Учитель: Назовите одним словом, что Вам пришло в голову после просмотра этой притчи?
- Зависть
- Поддержка
- Поспешный вывод
-Забота
-Любовь
-Доброта
- Выбор
-Учитель: Да, выбор… Именно на эту тему мы поговорим сегодня с Вами. "Быть или не быть, вот в чем вопрос... ", - говорил Шекспир.
Мы ежеминутно что-то выбираем, принимаем решения, не зная правильные они или нет. Мы выбираем что покушать, во что одеться, как отдохнуть и тому подобное. Перед нами стоят задачи, от решения которых может зависеть жизнь человека. Наши поступки могут кому-то помочь, а могут и навредить. Мне кажется, что проблема выбора очень сложна.
Каждый день человек постоянно слышит два голоса — рациональный и эмоциональный, и тогда возникает выбор между разумом и сердцем
Перед Вами две группы: «Разум». Чем руководствуется ваша группа?
Ответ группы: (Логикой и рассудительностью)
-Учитель: И группа «Сердце». Чем выбираете вы?
Ответ группы: (Чувствами и эмоциями)
-Учитель: Сегодня они покажут, чем же должен руководствоваться человек, когда стоит перед выбором. А для этого посмотрим одну небольшую сценку.
СЦЕНКА №1
Ведущий: Глаза сына смотрят на нее, хотя самого его давно нет рядом. И вот уже сколько лет она всматривается в них, хочет прочесть ответ на вопрос, мучающий ее всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
- Ваш сын приговорен к казни.
Мама:
- Можно мне видеть коменданта?
Ее пропустили. Комендант сидел на табуретке.
- Я пришла умолять вас о моем сыне!
Комендант: - Умолять? О сыне? Ему надо помочь?
- Он приговорен к казни.
Мейер вытер лоб ладонью.
- Он работал на лесопилке...
- Ах, лесопилка! ….- И ваш сын... Понимаю, понимаю...
Она не могла понять, издевается он надо мной или сочувствует. Хотела думать, что он сочувствует
- Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового,
- Я понимаю, насколько это вам сложно, немыслимо трудно. - Но умоляю вас войти в мое положение.
- Понимаю.
Она поверила, что он сочувствует ей, ищет выхода. И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, заговорила:
- Ваша мать жива?
- Моя матушка? …- Моя матушка?
- Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. Старшей фельдшерицей. Вы знаете, она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
- Все матери похожи друг на друга.
- Совершенно верно.
- Одного часового убили четверо юношей... Это вполне могли сделать и трое. Не правда ли?
- Правда.
- А один мог быть задержан случайно. Могло ведь так случиться?
- Могло.
- Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
- Куда мне бежать?
- Бежать не нужно. Вас довезут на автомобиле. Тут недалеко. Километра полтора. - Рехт!
Радость обволокла ее. Она спасла сына!
Мальчики стояли у кирпичной стены. Их было четверо. Все четверо - ее ученики. Они были такими, какими она привыкла их видеть всегда. Только неестественно бледны.
Рехт: - Сын госпожи учительницы может отойти от стены! Который из вас сын госпожи учительницы?
Ее сын не шелохнулся. Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась.
Я снова повторяю: «Сын госпожи учительницы, сделайте шаг вперед».
Тогда мама сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, ее сын был крайним справа.
Он по привычке опустил голову и смотрел куда-то в сторону. Она почувствовала - он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. Глаза смотрели виновато, в них чувствовалась печаль расставания.
Он знал, что сейчас его жизнь находится в ее руках.
Стоит ей кивнуть - "вот мой сын", - и все закончится: не будет фашистов с автоматами и удушающего ожидания смерти.
- Госпожа учительница, пора, - Вы задерживаете казнь... Может быть, здесь нет вашего сына?
Она вздрогнула, потому что находилась на грани страшного предательства. Спасая сына, она одновременно предавала его. Предавала его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. Умирать всегда тяжело. Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне близость смерти уравняла их в ее сердце.
(Длинный Рехт положил ей руку на плечо).
- Госпожа учительница!.. Берите любого и уходите. Слышите?
Слова Рехта, как пули, просвистели над ее ухом.
Она повернулась и сказала:
- Они все мои сыновья.
1 часть. Уважаемые гости, как вы думаете, как завершилась эта история? Как поступили мать и сын? Есть варианты?
(Жюри предлагает свой вариант)……………..
2 часть.
-Учитель:
Перед чем стоят герои? Какую еще проблему вы можете выделить в этом тексте? (сила материнской любви).
Дорогие друзья, как Вы считаете, перед каким выбором стояли герои текста?
- Быть или не быть?
- Почему сын не вышел из строя?
- Мог ли он иначе поступить?
- Было ли другое решение проблемы для мамы?
- Что чувствовал сын? (Страх, вину)
- А какие чувства теснили грудь маме? (чувства предательства, любовь, чувства материнства, долг, выбор).
- А как бы вы поступили?
- А давайте выполним с вами словарную работу и подберем синонимы к слову «выбор».
альтернатива
решение
дилемма
вопрос
проблема
задача
качества.
Спасибо, молодцы.
- Учитель: Дорогие друзья, к Вашему вниманию вторая инсценировка. Давайте посмотрим.
СЦЕНКА№2
Автор: Между ребятами была очень крепкая дружба. Их нельзя было представить друг без друга. Но душевное превосходство было на стороне N… . Его нравственный кодекс был строже и чище, и сделок с совестью он не признавал.
Урок английского языка.
Учитель: Так, так, тааааак……..Кого же мне вызвать? S…, иди к доске.
(S… должен проспрягать какой-то глагол, рассказать предлоги, и т.д.
Учитель: Прекрасно. Теперь стихотворение.
Ученик 2: Какое стихотворение?
Учитель: То, которое задано! – отчеканила она ледяным тоном.
Ученик 2: А вы разве задавали?
Учитель: Привык на уроках ворон считать! (завелась она с пол-оборота). Здоровенный парень, а дисциплина ужасная! Что за неорганизованность!
Ученик 2: Да я же болел!
Учитель: Да, ты отсутствовал. А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?
Ученик 2: (Про себя: не хватило). О домашних заданиях я спрашивал у N…, а он ничего не сказал о стихотворении. Забыл, наверное…
Учитель: Встань! (приказала N… учитель). Это правда?
(N… молча наклонил голову).
Автор: И тут же S… понял, что это неправда. Как раз об английском он его и не спрашивал...
Учитель: и не стыдно тебе, N…! Сам ничего не делаешь, так и другим не даешь?! Безобразие какое-то! Хорошо, S… не сказал про задание, а ты то готов?
Ученик 1: Я не смог выучить.
Учитель: Замечательно! Садись «2». Ну расскажи, S…, любое стихотворение на английском языке.
Ученик 2: читает стихотворение)
Учитель: Отлично! Садись, «5».
(Пока учитель опрашивает S…, N… пересаживается за пустую парту).
Ученик 2: Ты чего это?..
Автор: N… не ответил. У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой. S… никогда не видел друга плачущим. Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.
Ученик 2: Брось! Стоит ли из-за учительницы?
Автор: Ему не было дело до учительницы. Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
Ученик 2: Что я сделал? Ничего. Ну покричала на него «училка», подумаешь, несчастье! (57) Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?.. И всё же, окажись N… на моём месте, назвал бы он меня?
Нет!
Он скорее проглотил бы собственный язык…
Автор: Было немало случаев, когда они могли бы вернуться к прежней дружбе, хотя N… не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким вдруг раскрылся S… на уроке английского.
(Вопросы по сценке).
- Кто из героев стоял перед выбором?
-Почему N… ничего не сказал в свое оправдание?
-Что должен был сделать S…?
- Можно ли простить предательство?
Учитель:
-Ребята, вот вы посмотрели, обсудили 2 сценки, хотелось бы по итогу, чтобы вы собрали скелет написания сочинения ОГЭ. Для этого мы используем один из методов критического мышления
«ФИШБОУН» (скелет рыбы). Для этой работы у вас есть 5-7 минут. Что у вас получится, клеите на доску и обязательно зачитываете. Пожалуйста, приступаем.
(Что такое выбор? - разные определения, примеры разные и выводы разные.)
«Сердце»- «Гранатовый браслет», «Живи и помни», «Евгений Онегин».
«Разум»- «Телеграмма», «Преступление и наказание».
Капитаны команд выходят к доске и читают, какой скелет сочинения у них получился.
СТИХОТВОРЕНИЕ «Выбор». Чтец.
Мы выбираем жизненный маршрут,
И по нему к мечте своей шагаем.
Может, тернистым будет этот путь,
И приведет куда-еще не знаем.
Не жди, не будет легкого пути,
Не поддавайся праздности и лени.
Сумей не струсить, горы обойти,
И не упасть пред сильным на колени.
Кто-то стремится к доброте и свету,
А кто-то очень сильно жаждет славы;
Но жизнь ведь не разменная монета,
Одной ей оставаться вечно правой.
Не жди наград, отважен будь и смел,
Чтобы дойдя до самого до края,
"Спасибо, жизнь,- сказать себе посмел,
За все. Мне не нужна вторая!"
-Учитель: Уважаемые учителя, гости и приглашенные, сегодня мы решили перед выбором поставить и Вас. Скоро нашим детям сдавать итоговое собеседование. И для этого я им подготовила вот такие карточки. Сегодня мы хотим попросить Вас вытащить одну по одной карточке и ответить на вопрос.
Чего бы Вы не стали делать? | Какой выбор был самым трудным в Вашей жизни |
Стояли ли Вы перед выбором прийти ко мне на урок? | С чем чаще всего связан Ваш выбор? |
Все ли ошибки в жизни можно простить? | Совесть-компас или судья? |
Между чем Вы никогда не сможете сделать выбор? | Что чаще Вам помогает принимать решения: разум или сердце? |
«Всегда ли цель оправдывает средства?» | Чье мнение для Вас важнее: свое или общественное? |
Что важнее: ум или внешность? | Что спасет мир: красота или доброта? |
Попросить прощение-показатель силы или слабости? | Всегда ли цель оправдывает средства? |
Можно ли сохранить человечность в жестоком мире? | Верность дружбе или следование закону? |
Что для Вас подлинные ценности? | Можно ли избежать конфликта поколений? |
-Учитель: Спасибо, уважаемые гости, дорогие мои ребята. Вы сегодня прекрасно справились с поставленной задачей.
Итак, мы сегодня показали, каким может быть выбор человека, и пришли к выводу, каждая житейская ситуация требует разумного и «сердечного» подхода к решению проблемы.