Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему Что такое выбор?

2
0
Материал опубликован 31 December 2024

Тема урока: «Быть или не быть?». Подготовка к

написанию сочинения –рассуждения ОГЭ.

Цели:

1) развитие логического мышления;

2) формирование умений рассуждать, высказывать свое мнение, работать в группе, аргументировать его на основе анализа материалов, в ходе обсуждения;

3) развитие навыков культуры общения.

4)воспитание активной гражданской позиции, чувства ответственности за собственный выбор и поступки.



-Учитель: Сегодня на нашем уроке перед нами стоит серьёзная и интересная задача: мы будем работать над 13 заданием ОГЭ -подготовка к написанию сочинения – рассуждения. А начать урок мне хотелось бы с притчи.

Просмотр притчи «Притча "Окно" (Светлана Копылова

-О чем притча?

- В этой притче показаны все жизненные ценности человека.

Учитель: Назовите одним словом, что Вам пришло в голову после просмотра этой притчи?

- Зависть

- Поддержка

- Поспешный вывод

-Забота

-Любовь

-Доброта

- Выбор

-Учитель: Да, выбор… Именно на эту тему мы поговорим сегодня с Вами. "Быть или не быть, вот в чем вопрос... ", - говорил Шекспир.

Мы ежеминутно что-то выбираем, принимаем решения, не зная правильные они или нет. Мы выбираем что покушать, во что одеться, как отдохнуть и тому подобное. Перед нами стоят задачи, от решения которых может зависеть жизнь человека. Наши поступки могут кому-то помочь, а могут и навредить. Мне кажется, что проблема выбора очень сложна.

Каждый день человек постоянно слышит два голоса — рациональный и эмоциональный, и тогда возникает выбор между разумом и сердцем

Перед Вами две группы: «Разум». Чем руководствуется ваша группа?

Ответ группы: (Логикой и рассудительностью)

-Учитель: И группа «Сердце». Чем выбираете вы?

Ответ группы: (Чувствами и эмоциями)

-Учитель: Сегодня они покажут, чем же должен руководствоваться человек, когда стоит перед выбором. А для этого посмотрим одну небольшую сценку.

СЦЕНКА №1

Ведущий: Глаза сына смотрят на нее, хотя самого его давно нет рядом. И вот уже сколько лет она всматривается в них, хочет прочесть ответ на вопрос, мучающий ее всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.

- Ваш сын приговорен к казни.

Мама:

- Можно мне видеть коменданта?

Ее пропустили. Комендант сидел на табуретке.

- Я пришла умолять вас о моем сыне!

Комендант: - Умолять? О сыне? Ему надо помочь?

- Он приговорен к казни.

Мейер вытер лоб ладонью.

- Он работал на лесопилке...

- Ах, лесопилка! ….- И ваш сын... Понимаю, понимаю...

Она не могла понять, издевается он надо мной или сочувствует. Хотела думать, что он сочувствует

- Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового,

- Я понимаю, насколько это вам сложно, немыслимо трудно. - Но умоляю вас войти в мое положение.

- Понимаю.

Она поверила, что он сочувствует ей, ищет выхода. И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, заговорила:

- Ваша мать жива?

- Моя матушка? - Моя матушка?

- Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. Старшей фельдшерицей. Вы знаете, она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.

- Все матери похожи друг на друга.

- Совершенно верно.

- Одного часового убили четверо юношей... Это вполне могли сделать и трое. Не правда ли?

- Правда.

- А один мог быть задержан случайно. Могло ведь так случиться?

- Могло.

- Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.

- Куда мне бежать?

- Бежать не нужно. Вас довезут на автомобиле. Тут недалеко. Километра полтора. - Рехт!

Радость обволокла ее. Она спасла сына!

Мальчики стояли у кирпичной стены. Их было четверо. Все четверо - ее ученики. Они были такими, какими она привыкла их видеть всегда. Только неестественно бледны.

Рехт: - Сын госпожи учительницы может отойти от стены! Который из вас сын госпожи учительницы?

Ее сын не шелохнулся. Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась.

Я снова повторяю: «Сын госпожи учительницы, сделайте шаг вперед».

Тогда мама сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, ее сын был крайним справа.

Он по привычке опустил голову и смотрел куда-то в сторону. Она почувствовала - он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. Глаза смотрели виновато, в них чувствовалась печаль расставания.

Он знал, что сейчас его жизнь находится в ее руках.

Стоит ей кивнуть - "вот мой сын", - и все закончится: не будет фашистов с автоматами и удушающего ожидания смерти.

- Госпожа учительница, пора, - Вы задерживаете казнь... Может быть, здесь нет вашего сына?

Она вздрогнула, потому что находилась на грани страшного предательства. Спасая сына, она одновременно предавала его. Предавала его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. Умирать всегда тяжело. Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...

Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне близость смерти уравняла их в ее сердце.

(Длинный Рехт положил ей руку на плечо).

- Госпожа учительница!.. Берите любого и уходите. Слышите?

Слова Рехта, как пули, просвистели над ее ухом.

Она повернулась и сказала:

- Они все мои сыновья. 

1 часть. Уважаемые гости, как вы думаете, как завершилась эта история? Как поступили мать и сын? Есть варианты?

(Жюри предлагает свой вариант)……………..

2 часть.

-Учитель:

Перед чем стоят герои? Какую еще проблему вы можете выделить в этом тексте? (сила материнской любви).

Дорогие друзья, как Вы считаете, перед каким выбором стояли герои текста?

- Быть или не быть?

- Почему сын не вышел из строя?

- Мог ли он иначе поступить?

- Было ли другое решение проблемы для мамы?

- Что чувствовал сын? (Страх, вину)

- А какие чувства теснили грудь маме? (чувства предательства, любовь, чувства материнства, долг, выбор).

- А как бы вы поступили?

- А давайте выполним с вами словарную работу и подберем синонимы к слову «выбор».

альтернатива

решение

дилемма

вопрос

проблема

задача

качества.

Спасибо, молодцы.

- Учитель: Дорогие друзья, к Вашему вниманию вторая инсценировка. Давайте посмотрим.



СЦЕНКА№2

Автор: Между ребятами была очень крепкая дружба. Их нельзя было представить друг без друга. Но душевное превосходство было на стороне N . Его нравственный кодекс был строже и чище, и сделок с совестью он не признавал.

Урок английского языка.

Учитель: Так, так, тааааак……..Кого же мне вызвать? S…, иди к доске.

(S должен проспрягать какой-то глагол, рассказать предлоги, и т.д.

Учитель: Прекрасно. Теперь стихотворение.

Ученик 2: Какое стихотворение?

Учитель: То, которое задано! – отчеканила она ледяным тоном.

Ученик 2: А вы разве задавали?

Учитель: Привык на уроках ворон считать! (завелась она с пол-оборота). Здоровенный парень, а дисциплина ужасная! Что за неорганизованность!

Ученик 2: Да я же болел!

Учитель: Да, ты отсутствовал. А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?

Ученик 2: (Про себя: не хватило). О домашних заданиях я спрашивал у N…, а он ничего не сказал о стихотворении. Забыл, наверное…

Учитель: Встань! (приказала N учитель). Это правда?

(N молча наклонил голову).

Автор: И тут же S… понял, что это неправда. Как раз об английском он его и не спрашивал...

Учитель: и не стыдно тебе, N…! Сам ничего не делаешь, так и другим не даешь?! Безобразие какое-то! Хорошо, S… не сказал про задание, а ты то готов?

Ученик 1: Я не смог выучить.

Учитель: Замечательно! Садись «2». Ну расскажи, S, любое стихотворение на английском языке.

Ученик 2: читает стихотворение)

Учитель: Отлично! Садись, «5».

(Пока учитель опрашивает S…, N… пересаживается за пустую парту).

Ученик 2: Ты чего это?..

Автор: N не ответил. У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой. S никогда не видел друга плачущим. Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.

Ученик 2: Брось! Стоит ли из-за учительницы?

Автор: Ему не было дело до учительницы. Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

Ученик 2: Что я сделал? Ничего. Ну покричала на него «училка», подумаешь, несчастье! (57) Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?.. И всё же, окажись N на моём месте, назвал бы он меня?

Нет!

Он скорее проглотил бы собственный язык…

Автор: Было немало случаев, когда они могли бы вернуться к прежней дружбе, хотя N не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким вдруг раскрылся S на уроке английского.



(Вопросы по сценке).

- Кто из героев стоял перед выбором?

-Почему N ничего не сказал в свое оправдание?

-Что должен был сделать S…?

- Можно ли простить предательство?

Учитель:

-Ребята, вот вы посмотрели, обсудили 2 сценки, хотелось бы по итогу, чтобы вы собрали скелет написания сочинения ОГЭ. Для этого мы используем один из методов критического мышления

«ФИШБОУН» (скелет рыбы). Для этой работы у вас есть 5-7 минут. Что у вас получится, клеите на доску и обязательно зачитываете. Пожалуйста, приступаем.

(Что такое выбор? - разные определения, примеры разные и выводы разные.)

«Сердце»- «Гранатовый браслет», «Живи и помни», «Евгений Онегин».

«Разум»- «Телеграмма», «Преступление и наказание».

Капитаны команд выходят к доске и читают, какой скелет сочинения у них получился.

СТИХОТВОРЕНИЕ «Выбор». Чтец.

Мы выбираем жизненный маршрут,

И по нему к мечте своей шагаем.

Может, тернистым будет этот путь,

И приведет куда-еще не знаем.


Не жди, не будет легкого пути,

Не поддавайся праздности и лени.

Сумей не струсить, горы обойти,

И не упасть пред сильным на колени.


Кто-то стремится к доброте и свету,

А кто-то очень сильно жаждет славы;

Но жизнь ведь не разменная монета,

Одной ей оставаться вечно правой.


Не жди наград, отважен будь и смел,

Чтобы дойдя до самого до края,

"Спасибо, жизнь,- сказать себе посмел,

За все. Мне не нужна вторая!"


-Учитель: Уважаемые учителя, гости и приглашенные, сегодня мы решили перед выбором поставить и Вас. Скоро нашим детям сдавать итоговое собеседование. И для этого я им подготовила вот такие карточки. Сегодня мы хотим попросить Вас вытащить одну по одной карточке и ответить на вопрос.




Чего бы Вы не стали делать?


Какой выбор был

самым трудным в Вашей жизни

Стояли ли Вы перед выбором прийти ко мне на урок?


 С чем чаще всего связан Ваш выбор?


Все ли ошибки в жизни можно простить?


Совесть-компас или судья?


Между чем Вы никогда не сможете сделать выбор?


Что чаще Вам помогает принимать решения: разум или сердце?

«Всегда ли цель оправдывает средства?»

Чье мнение для Вас важнее: свое или общественное?


Что важнее: ум или внешность?


Что спасет мир: красота или доброта?

Попросить прощение-показатель силы или слабости?



Всегда ли цель оправдывает средства?


Можно ли сохранить человечность в жестоком мире?

Верность дружбе или следование закону?

Что для Вас подлинные ценности?

Можно ли избежать конфликта поколений?



Ответы гостей.

-Учитель: Спасибо, уважаемые гости, дорогие мои ребята. Вы сегодня прекрасно справились с поставленной задачей.

Итак, мы сегодня показали, каким может быть выбор человека, и пришли к выводу, каждая житейская ситуация требует разумного и «сердечного» подхода к решению проблемы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации