12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Степанова Юлия Валентиновна19

Урок русского языка в 10 классе

Тема: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Ф. Искандера «Совесть»

Цель урока: обучить школьников моделированию вторичного текста (задание №27 в формате ЕГЭ) на основе исходного текста публицистического стиля Ф.Искандера «Совесть»

Задачи урока:

- Формировать навыки анализа текста публицистического стиля.

- Развитие умений структурировать текстовую информацию в формате ЕГЭ (№27).

- Формирование умений аргументировать собственное мнение по проблеме исходного текста с опорой на личный и читательский опыт.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, словари, презентация о Ф.Искандере, памятка для учащихся, рабочий лист.

Тип урока: совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока: урок-практикум.

1. Первая учебная ситуация.

- Знакомство с информацией о Ф.Искандере.

? О чем писал Ф.Искандер? С какой целью?

2. Вторая учебная ситуация.

Вопросы и задания:

Составьте логическую цепочку из терминов: предложение, слово, словосочетание.

Аргументируйте ответ, определяя каждое понятие в цепочке.

Как вы понимаете это высказывание пословицы о совести…..(работа толковым и лексическим словарями).

Цепочка языковых единиц слово – словосочетание – предложение логически завершена? (Нет. Еще текст.)

В течение минуты запишите все, что вы знаете о тексте (работа в парах методом мозгового штурма, представление результатов).

Предполагаемый ответ: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, единство стиля, определенный порядок предложений, грамматическая связь предложений, абзацное членение в зависимости от микротем, типы: повествование, описание, рассуждение.

Предположите, какова будет тема урока? (тема – работа с текстом.)

Итак, мы будем работать с текстом. Точнее с текстами. Первичным, т.е. текстом, написанным мастером художественного слова, и готовиться к созданию своего текста, вторичного.

3. Третья учебная ситуация.

Работа с первичным текстом

Итак, вступаем в диалог с текстом Ф. Искандера. Читаем по абзацам, делаем остановки, обсуждаем.

(1)0ткуда взялась человеческая совесть? (2)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, бессовестные побеждают совестливых. (3)Бессовестность нападает коварно и неожи­данно, а совесть не готова к нападению ведь она сторожит не врага, а нас самих. (4)И тем не менее она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.

(5)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (6)Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы. (7)Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (8)Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (9)А человек с возмущённой совестью становится сильнее негодяя. (10)Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совест­ливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми, то есть бессовестность проявляют с большими паузами и под мощным прикрытием пропаганды.

(11)Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (12)Вряд ли. (13)Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. (14)И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

(15)Можно ли воспитать совесть? (16)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (1?)Если человек со слабо выраженной совестью попадёт в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (18)Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (19)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.

(20)А самое опасное для страны - это государственная бессовестность. (21)На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. (22)От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. (23)Народ отвечает на новую ложь соответственно. (24)И так до бесконечности, до анархии и бунта...

(25)Но эта тема не уложилась у меня в одну только прозу:

Совесть есть, друзья,

реальность Бога,

И реальность совести есть Бог.

(По Ф. Искандеру)

Чтение первой части текста (1-й абзац) и первая остановка

Фронтальная форма работы.

Прочитайте только первое предложение. Как вы думаете, о чем будет идти речь в тексте?

Какова роль первого предложения?

Ключевые слова первого абзаца?

Каковы смысловые отношения между этими словами?

К какому приему прибегает автор, с какой целью?

Чтение второй части (2-й абзац), вторая остановка

Каково движение слова «совесть» в этом абзаце?

Лексическое значение слова «пропаганда»?

Найдите контекстуальные антонимы.

Чтение третьей части (3-й абзац), третья остановка

Роль этого абзаца? Звучит ли здесь т.з. автора текста?

Чтение четвертой части (4-й абзац), четвертая остановка

Прослеживается ли здесь антитеза «совестливые – бессовестные»? Ответ аргументируйте.

Чтение пятой части(5-й абзац)

В каком семантическом поле представлено ключевое слово?

Автор дает ответ на поставленный вопрос, его точка зрения понятна. А вы согласны с ней?

Чтение шестой части (6-й абзац)

Какими художественными средствами автор подчеркивает опасные последствия государственной бессовестности?

Чтение последней части

Ф. Искандер закончил рассуждение стихами. Почему?

Роль последнего предложения?

Ключевые слова?

Вам понятно отождествление совести с Богом?

Принимаете ли вы эту точку зрения автора? Какой прием позволяет ее ярко раскрыть?

4. Четвертая учебная ситуация.

Работа по заполнению рабочего листа с использованием памятки.

Задания (в парах):

- на основе ключевых слов оформите на рабочих листах проблему исходного текста, комментарий к сформулированной проблеме, обратитесь к памятке.

- Что такое позиция автора? Каковы способы ее выражения в данном тексте?

- Какие литературные аргументы содержат подобную проблематику? Каким образом они связаны с проблематикой текста Ф.Искандера?(работа в парах по каждому произведению: «Капитанская дочка», «Матренин двор», «Тарас Бульба», «Война и мир», «Преступление и наказание», Автобиографическая трилогия» Л.Н.Толстого)

5.Рефлексивная стадия. Написать сочинение-рассуждение на основе исходного текста Ф.Искандера «Совесть», используя памятку и рабочие материалы.

Приложение.

Памятка для учащихся

Прочитай внимательно текст (несколько раз).

Определи тему и проблему (смотри начало и конец текста).

Сформулируй одну из проблем текста (проблема – это противоречие, которое возможно или невозможно разрешить).

Отрази позицию автора, его точку зрения.

Определи собственный взгляд на заявленную проблему (согласен, не согласен, во многом согласен).

Подбери 2 аргумента в защиту своей позиции (опираясь на жизненный и читательский опыт).

Продумай композицию сочинения, деление на абзацы.

Продумай переход от одной части к другой, чтобы не было нарушения логики.

Продумай языковые средства своей работы.

Проверь грамотность.

Перепиши аккуратно, разборчивым почерком, этично выражая свои мысли.

Сведения об авторе: Степанова Юлия Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 г.Красноярска.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.