"Подготовка учащихся к ВПР и ГИА с использованием карт"

0
2
Материал опубликован 9 January

Конспект мастер-класса


Тема: «Подготовка учащихся к ВПР и ГИА с использованием карт».

Педагог: Шеина Людмила Сергеевна

Цель мастер- класса: ознакомление педагогов с приемами подготовки учащихся к ВПР и ГИА с использованием карт.


Этапы мастер- класса

Содержание этапа

1





























2







3























4























































5

















6




Организационный момент.

(2 мин.)





























Введение в тему.







Презентация педагогического опыта





















Практическая работа























































Закрепление материала

















Рефлексия.


- Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада, приветствовать Вас на моем мастер - классе.

Для начала, я хочу представиться. Меня зовут Шеина Людмила Сергеевна, учитель географии.

- Я хочу представить свой мастер-класс «Работа с картой». Почему именно эту работу я выбрала, т.к. я учитель географии и данный предмет изучается с использованием карт, т.е. у нас на уроке присутствует два важных источника информации это карта и учебник. На протяжении нескольких лет в нашу жизнь внедрилась внешняя оценка качества образования – ВПР, но и многое другое, а на выходе из образовательной организации учащиеся должны преодолеть ступень ГИА. Так на всех этих ступенях присутствует работа с картой. Я всегда думала, как научить ребят правильно читать карты. И вот что у меня получается.

Но прежде чем приступить к работе я хочу с вами поиграть.

У нас две группы, на которые вы объединились непроизвольно. Я повторяю, не разделились, а объединились. Каждой группе я дам предмет, но задание будет разное.

1 группа – вот вам предмет, ваша задача не общаясь друг с другом дать мне ответ через две минуты на вопрос «Что это такое?». Повторяю не общаясь!

2 группа – вам тоже я дам предмет. Но задача ваша будет другая. Вам надо будет ответить на тот же вопрос «Что это такое?», но пообщавшись друг с другом.

1 группа - «Что это такое?». (отвечает каждый)

2 группа - «Что это такое?». (отвечает один)

Вот так и на уроке.

Если мы будем давать задание каждому ребенку на уроке, то не успеем опросить каждого, если класс большой (исключение если класс 3 – 6 человек – и то много времени уйдет)

Если мы будем давать задание в группах, то создадим атмосферу работы, а если еще и задания в группах будут разные, взаимозависящие, то каждая группа должен сработать так, чтоб была целостная картина тематики урока. Тогда и будет деятельностный урок.

Так какой делаем, сделаем вывод. Как мы должны организовать работу на уроках?

должна быть работа всего класса группы, пары.


Карта” - один из самых сложных разделов в содержании географического образования. С нее начинается изучение курса географии. Однако географии в 6-м классе вопросам изучения карты уделяется все меньше и меньше внимания.

Для того чтобы читать карту, необходимо знать ее азбуку – условные знаки. Без знания, которых нельзя читать и понимать карту.

В заданиях по ВПР и ГИА, есть очень много заданий на работу с картами.

СЛАЙД 2.

ВПР 6 класса предусматривает работу с картой (знание материков путешественников, работа с топографической картой)

Поэтому в 6 классе необходимо отрабатываю умения по физическим, топографическим картам определять географические координаты, направления, расстояния, правильно показывать физико-географические объекты, отмечать их на контурной карте, составлять описания. Это работа на первом и втором уровне самостоятельности – направленное восприятие, первое ознакомление с материалом и репродукция, т. е. воспроизведение того что, показал учитель.


Эти же знания необходимы учащимся при сдачи ГИА в 9 классе в форме ОГЭ. Один из видов работы - это работа с топографической картой.

Я даю различные задания, творческие, но с целью запоминания условных знаков.

Например:

Нарисовать путь домой, используя условные знаки.

Написать письмо другу, рассказ, с помощью условных знаков.

Работа на шахматной доске или «Морской бой» с помощью условных знаков.

Изобразить путь сказочного героя с помощью условных знаков и т.д.

Работая с условными знаками, может быть задано домашнее задание на составления текста с использование условных знаков.

СЛАЙД 7 – 9

Работа в группах:

Есть на столах условные знаки. Читаем по предложению и находим условный знак, который необходимо вставить.

СЛАЙД 10.

В 7 классе познавательная деятельность школьников усложняется, они учатся пользоваться картами различного содержания, читать, анализировать и сопоставлять общегеографические и тематические карты, применять наложение карт, устанавливать связи и закономерности, объяснять особенности природных условий территорий. Составлять характеристики компонентов природы, а также описания и характеристики природных комплексов, пользуясь типовыми планами. Работа выполняется учащимися уже не только на втором уровне самостоятельности, уровне репродукции, но и на первой ступени третьего уровня – самостоятельном применении знаний и умений в аналогичных ситуациях.

Я использую различные задания при работе с картой:

Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах.

Местонахождения, абсолютных и относительных высот местности.

Сравнение физико-географического положения двух материков.

Выявить взаимосвязи между древними платформами и современными формами рельефа (выявление причинно-следственных связей).

Распределение географических объектов по регионам, материкам.

Описание климата по плану и схеме и т.д.

(ВПР 7 класс – усложняется)

В курсе 8 - 9 классов ученики уже предполагается самостоятельно (без типового плана) работают с картами разного содержания и масштаба. Выбирают нужную карту для ответа, на уровне навыка, пользуются легендой к карте, сопоставляют карты, объясняют географические связи между компонентами природы, составляют характеристики отдельных компонентов природы и природных комплексов, оценивают природные условия и природные ресурсы территорий.

Географическая номенклатура.

Географические диктанты (какие реки протекают в европейской части России, а какие в азиатской).

Какой пролив соединяет Чукотское и Берингово моря?

Расположите крупные формы рельефа с запада на восток.

Составление экономической характеристика района при помощи различных карт и т.д..

В курсе 10 – 11 класса заканчивается изучение географии и на выходе из школы ученик должен овладеть особыми умениями.

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины.

И здесь мы должны все раннее полученные знания использовать для написания ВПР и ЕГЭ. Вот задания ВПР (задание 12), а здесь задания ЕГЭ.

СЛАЙД 11 – 12.

Если мы посмотрим на данную карту, то нам сложно будет вычленить три государства по экспорту газа. Но я предлагаю посмотреть следующую карту.

Она неривычна вашему взору. Это анаморфическая карта, на которой можно вычленить страны.

Из словаря Даля говориться:

Анаморфоза (ж. греч.) безобразная, но правильно искаженная картина, принимающая в граненом или гнутом зеркале свой вид; безобраза.

Анаморфическая карта — графическое изображение, производное от географической карты, масштаб объектов на которой пропорционален значению их характеристик.

СЛАЙД 13.

Работа в группах

Вот я сейчас вам предлагаю поработать:

Вы будите работать с заданием ЕГЭ № 12.

Ваша задача работая с картами ответить на три вопроса:

Определить три самых населенных территории России.

Подумайте, какую еще информацию вы можете взять с этой карты?

Опишите плюсы и минусы карты, исходя из выполненных заданий.

Вывод:

Для общего понятия, расположения в мире, общих характеристик больше подходит классическая карта

Для решения каких-то конкретных вопросов, поставленных задач, можно использовать данный вид карт – изображение которых называется анаморфированная карта.

И в заключении своего мастер-класса хочу сказать, что качественная подготовка к ВПР и ГИА, является разнообразная систематическая работа с картами.

СЛАЙД 14

В погоне за оригинальностью не забывайте о функциональности. Чтоб качественно подойти к выполнению заданий не забывайте о том, какой функционал имеет данное средство.

СЛАЙД 15.

Спасибо за внимание! Желаю Всем хорошего дня!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы взглянуть на слайды!

10 January