"Подготовка учащихся к ВПР и ГИА с использованием карт"
Конспект мастер-класса
Тема: «Подготовка учащихся к ВПР и ГИА с использованием карт».
Педагог: Шеина Людмила Сергеевна
Цель мастер- класса: ознакомление педагогов с приемами подготовки учащихся к ВПР и ГИА с использованием карт.
| Этапы мастер- класса | Содержание этапа |
1 2 3 4 5 | Организационный момент. (2 мин.) Введение в тему. Презентация педагогического опыта Практическая работа Закрепление материала Рефлексия. | - Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада, приветствовать Вас на моем мастер - классе. Для начала, я хочу представиться. Меня зовут Шеина Людмила Сергеевна, учитель географии. - Я хочу представить свой мастер-класс «Работа с картой». Почему именно эту работу я выбрала, т.к. я учитель географии и данный предмет изучается с использованием карт, т.е. у нас на уроке присутствует два важных источника информации это карта и учебник. На протяжении нескольких лет в нашу жизнь внедрилась внешняя оценка качества образования – ВПР, но и многое другое, а на выходе из образовательной организации учащиеся должны преодолеть ступень ГИА. Так на всех этих ступенях присутствует работа с картой. Я всегда думала, как научить ребят правильно читать карты. И вот что у меня получается. Но прежде чем приступить к работе я хочу с вами поиграть. У нас две группы, на которые вы объединились непроизвольно. Я повторяю, не разделились, а объединились. Каждой группе я дам предмет, но задание будет разное. 1 группа – вот вам предмет, ваша задача не общаясь друг с другом дать мне ответ через две минуты на вопрос «Что это такое?». Повторяю не общаясь! 2 группа – вам тоже я дам предмет. Но задача ваша будет другая. Вам надо будет ответить на тот же вопрос «Что это такое?», но пообщавшись друг с другом. 1 группа - «Что это такое?». (отвечает каждый) 2 группа - «Что это такое?». (отвечает один) Вот так и на уроке. Если мы будем давать задание каждому ребенку на уроке, то не успеем опросить каждого, если класс большой (исключение если класс 3 – 6 человек – и то много времени уйдет) Если мы будем давать задание в группах, то создадим атмосферу работы, а если еще и задания в группах будут разные, взаимозависящие, то каждая группа должен сработать так, чтоб была целостная картина тематики урока. Тогда и будет деятельностный урок. Так какой делаем, сделаем вывод. Как мы должны организовать работу на уроках? – должна быть работа всего класса группы, пары. “Карта” - один из самых сложных разделов в содержании географического образования. С нее начинается изучение курса географии. Однако географии в 6-м классе вопросам изучения карты уделяется все меньше и меньше внимания. Для того чтобы читать карту, необходимо знать ее азбуку – условные знаки. Без знания, которых нельзя читать и понимать карту. В заданиях по ВПР и ГИА, есть очень много заданий на работу с картами. СЛАЙД 2. ВПР 6 класса предусматривает работу с картой (знание материков путешественников, работа с топографической картой) Поэтому в 6 классе необходимо отрабатываю умения по физическим, топографическим картам определять географические координаты, направления, расстояния, правильно показывать физико-географические объекты, отмечать их на контурной карте, составлять описания. Это работа на первом и втором уровне самостоятельности – направленное восприятие, первое ознакомление с материалом и репродукция, т. е. воспроизведение того что, показал учитель. Эти же знания необходимы учащимся при сдачи ГИА в 9 классе в форме ОГЭ. Один из видов работы - это работа с топографической картой. Я даю различные задания, творческие, но с целью запоминания условных знаков. Например: Нарисовать путь домой, используя условные знаки. Написать письмо другу, рассказ, с помощью условных знаков. Работа на шахматной доске или «Морской бой» с помощью условных знаков. Изобразить путь сказочного героя с помощью условных знаков и т.д. Работая с условными знаками, может быть задано домашнее задание на составления текста с использование условных знаков. СЛАЙД 7 – 9 Работа в группах: Есть на столах условные знаки. Читаем по предложению и находим условный знак, который необходимо вставить. СЛАЙД 10. В 7 классе познавательная деятельность школьников усложняется, они учатся пользоваться картами различного содержания, читать, анализировать и сопоставлять общегеографические и тематические карты, применять наложение карт, устанавливать связи и закономерности, объяснять особенности природных условий территорий. Составлять характеристики компонентов природы, а также описания и характеристики природных комплексов, пользуясь типовыми планами. Работа выполняется учащимися уже не только на втором уровне самостоятельности, уровне репродукции, но и на первой ступени третьего уровня – самостоятельном применении знаний и умений в аналогичных ситуациях. Я использую различные задания при работе с картой: Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Местонахождения, абсолютных и относительных высот местности. Сравнение физико-географического положения двух материков. Выявить взаимосвязи между древними платформами и современными формами рельефа (выявление причинно-следственных связей). Распределение географических объектов по регионам, материкам. Описание климата по плану и схеме и т.д. (ВПР 7 класс – усложняется) В курсе 8 - 9 классов ученики уже предполагается самостоятельно (без типового плана) работают с картами разного содержания и масштаба. Выбирают нужную карту для ответа, на уровне навыка, пользуются легендой к карте, сопоставляют карты, объясняют географические связи между компонентами природы, составляют характеристики отдельных компонентов природы и природных комплексов, оценивают природные условия и природные ресурсы территорий. Географическая номенклатура. Географические диктанты (какие реки протекают в европейской части России, а какие в азиатской). Какой пролив соединяет Чукотское и Берингово моря? Расположите крупные формы рельефа с запада на восток. Составление экономической характеристика района при помощи различных карт и т.д.. В курсе 10 – 11 класса заканчивается изучение географии и на выходе из школы ученик должен овладеть особыми умениями. Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины. И здесь мы должны все раннее полученные знания использовать для написания ВПР и ЕГЭ. Вот задания ВПР (задание 12), а здесь задания ЕГЭ. СЛАЙД 11 – 12. Если мы посмотрим на данную карту, то нам сложно будет вычленить три государства по экспорту газа. Но я предлагаю посмотреть следующую карту. Она неривычна вашему взору. Это анаморфическая карта, на которой можно вычленить страны. Из словаря Даля говориться: Анаморфоза (ж. греч.) безобразная, но правильно искаженная картина, принимающая в граненом или гнутом зеркале свой вид; безобраза. Анаморфическая карта — графическое изображение, производное от географической карты, масштаб объектов на которой пропорционален значению их характеристик. СЛАЙД 13. Работа в группах Вот я сейчас вам предлагаю поработать: Вы будите работать с заданием ЕГЭ № 12. Ваша задача работая с картами ответить на три вопроса: Определить три самых населенных территории России. Подумайте, какую еще информацию вы можете взять с этой карты? Опишите плюсы и минусы карты, исходя из выполненных заданий. Вывод: Для общего понятия, расположения в мире, общих характеристик больше подходит классическая карта Для решения каких-то конкретных вопросов, поставленных задач, можно использовать данный вид карт – изображение которых называется анаморфированная карта. И в заключении своего мастер-класса хочу сказать, что качественная подготовка к ВПР и ГИА, является разнообразная систематическая работа с картами. СЛАЙД 14 В погоне за оригинальностью не забывайте о функциональности. Чтоб качественно подойти к выполнению заданий не забывайте о том, какой функционал имеет данное средство. СЛАЙД 15. Спасибо за внимание! Желаю Всем хорошего дня! |
Надежда Алексеевна Паршукова
Кияйкина Наталья Федоровна