Методическая разработка «Способы мотивации на обучение изобразительной деятельностью»
Т.Н. Холдина.
ТЕМА:
«СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ НА ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Преподавать искусство детям необходимо потом, что оно- неотъемлемая составляющая часть нашей жизни. Чтобы осознать это, достаточно вообразить, какой стала бы она, наша жизнь, пропади вокруг всякое искусство.
Все дети –маленькие художники. Каждый из них постигает азы изобразительства. И что еще важнее , каждый ребенок неповторим. В младшем возрасте дети способны сосредоточиться на самостоятельно выбранной деятельности. Предлагают для себя и для других некоторые роли и участвуют в коллективной творческой деятельности, невозможной без добровольного сотрудничества. Способны сочинять и записывать истории, навеянные собственным творчеством или иллюстрирующие его. Детям нужны многообразные возможности для самостоятельного исследования художественных материалов. Для этого им нужно создать услови , ведь это важно для формирования детского сознания и развития интеллекта.
Мотивация – это внутренняя тяга, побуждающая ребенка к действию. Маленькие дети мотивированы ненасытным любопытством по отношению к окружающему миру. Важно использовать это любопытство на занятиях изобразительной деятельностью ,предлагая новые виды и интересный материал. Различные техники работы и новые темы. Важно не загубить мотивацию скукой на занятиях, ограниченным использованием материалов в работе, предложениями наград за лучшие работы , малым временем предоставляемым для выполнение творческой работы.
Важно поддерживать творческие устремления обучающихся. Развивать навыки работы и свободно творчески развиваться, предлагать такие виды деятельности , которые способствуют творческому развитию и умению , наработку навыков у ребенка. Выбирать оптимальное время для погружения в деятельность, времени должно хватать на все, ведь погружение в процесс деятельности главная часть, составляющая мотивацию ребенка.
Интегрирование искусства в комплекс школьной деятельности означает переосмысливание использования традиционных творческих проектов .Внедрение занятий изобразительной деятельностью в структуру общего обучения, мотивирую желание учащихся заниматься искусством . Это значит, что искусство воспринимается как способ, с помощью которого могут взаимодействовать и общаться, сообщая друг другу о своих интересах , познаниях и о том, что они недавно узнали, в том числе и посредством собственного творчества. Педагогическую программу нужно тщательно продумывать, чтобы занятия искусством обрели связь с другими формами обучения.
На любое детское творчество влияет визуальная стимуляция. Важны как количество зрительных впечатлений, воздействующих на детей, так и их виды. Значение имеет знакомство юных художников с искусством других творцов, с их работами, стилями и жанрами. Успешная программа обучения должна стремиться к целям творческого воспитания в процессе деятельности. Для сохранения и развития мотивации детей все это необходимо учитывать и сохранять и внедрять в работу педагога .
Для успешного внедрения необходимо создать модель программы обучения.
Программа для преподавания искусства детям должна :
-помогать физическому , эмоциональному, социальному, творческому и когнитивному росту ребенка.
- образовывать ребенка в целом через виды деятельности, вовлекающие все интеллекты.
- поручать преподавание человеку, способному мыслить как художник
-использовать искусство как средство выражения детьми того, что они знают.
-интегрировать занятия в общий учебный процесс.
-поощрять размышления о себе и реакцию на творчество других
- обеспечить детям богатый наглядный материал
- обустроить среду, в которой возможен творческий расцвет и предоставить ее учащимся.
Для лучшего воздействия на мотивацию ребенка, педагог может вовлекать в творческий процесс и взрослых и родителей. Он обязан воспитывать художника в каждом ребенке. Взрослые и дети должны составлять неразрывный творческий союз.
Разнообразие видов изобразительной деятельности так же способствует мотивированию на творчество.
Наличие нужных материалов и необходимость подготовки к некоторым видам деятельности часто определяет возможность занятия данным видом деятельности. Важно заранее составить список ресурсов, необходимых для планируемых видов деятельности. Чем больше свободы удастся предоставить детям , тем больше их заинтересованность, тем скорее и успешнее будет происходить их творческое развитие. Важно оценить пригодность материала для детского творчества, данный материал:
- может исследоваться без присмотра педагога
- может использоваться многократно и многообразно
- приятен и удобен в применении
- безопасен для детей
- не требует трудоемкой подготовки и очистки после применения.
Приобщение к творческой деятельности обучающихся должно строиться на их заинтересованности к выбранному виду изобразительной деятельности .
Задача педагога обеспечить ученику такую обстановку, которая будет способствовать творческому процессу. Прежде всего необходимо пойти навстречу личным желаниям детей, чтобы они все захотели творить. Учитель должен ценить любопытство и оригинальность подхода ребенка к творчеству, разрешить детям свободно творить и двигаться в удобном для них темпе, поощрять в них стремление делать новое, воздерживаясь от навязывания готовых образцов. Прислушиваться и наблюдать за творческим процессом, делать выводы.
« Возможность воодушевить человека на открытие в себе собственной неповторимости , небезуспешное стремление помогать людям развивать способы самовыражения, это один из величайших даров на чем основывается работа педагога» , цитата
(К.Д.Ушинский)
Куликова Ирина Геннадьевна
Татьяна Холдина