Статья «Погружение дошкольников в истоки национальной культуры через чувашские народные подвижные игры»

1
0
Материал опубликован 18 July 2022 в группе

Погружение дошкольников в истоки национальной культуры через чувашские народные подвижные игры

Аннотация. В данной статье раскрывается важность приобщения дошкольников в истоки национальной культуры через чувашские народные подвижные игры. Описаны особенности чувашских подвижных игр и основные моменты при знакомстве ими дошкольников.

Ключевые слова: национальная культура, дошкольники, чувашские подвижные игры.

Актуальное направление воспитания в настоящее время – это формирование у ребенка начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей, интереса к национальной культуре и традициям.

Раскрытие личности в каждом ребенке возможно через включение его в культуру собственного народа. В наши дни, к сожалению, дети живут в то время, когда рушатся традиции, которые передавались веками нашими предками. И очень хочется надеяться, что уцелевшее обязательно сохранится для потомков надолго. И нынешнему поколению будет легче разобраться во всём и выбрать правильные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть.

Национальная культура — это наследие, которое принадлежит народу. Столетиями она создавалась и хранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколение. Приобщение дошкольников к национальной культуре становиться с каждым годом все более актуальным, так как каждый народ не просто хранит свои обычаи и традиции, но и стремиться перенести в будущее, чтобы не утратить своей самобытности. Только, благодаря, знакомству с прошлым своего народа можно понять его настоящее и увидеть будущее.

Культура родного края должна стать неотъемлемой частью души без исключения каждого ребенка. Сохранение нашей истории определяет будущее народа, через народное творчество дети могут развиваться, проявлять свою фантазию и сообразительность, реализовать себя как личность, которая любит свою Родину, и все что связано с народной культурой. А это народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи, или устный народный фольклор: считалки, потешки, прибаутки, стихи, пусть это будут народные игры.

Поскольку одним из самых доступных материалов для детей считается игра, то нельзя обходить вниманием именно народные подвижные игры, как вид деятельности, направленный на развитие у детей определённых умений и навыков. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. С давних времен в них достаточно ярко отражался образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, ловкости, выносливости, проявлении смекалки, и т.д.

Народные игры оказывают содействие воспитанию дисциплины, воли, настойчивости, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения у детей сочетается с их духовным обогащением. У них начинает формироваться устойчивое отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку. Они способствуют активной работе мысли, расширению кругозора, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра является одной из ведущих деятельностей дошкольника. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родного края, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости и преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Чувашская народная педагогика видела в играх не только интересное времяпровождение и развлечение для детей. Характер многих чувашских игр был таков, что они способствовали физической закалке детей, играли немаловажную роль в умственном развитии, духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, готовили их к практической деятельности.

Игры возникали и формировались вместе с историческим культурным развитием чувашского народа. В них ярко отражался быт, труд, национальные устои, преставлении о мироздании, времени и пространстве. Например, такие игры, как «Стрельба из лука», «В лошадки» свидетельствуют о том, что чуваши когда-то участвовали в военных походах, битвах; игры «Слепой баран», «В курицу», «В быка» дают понять, что чуваши держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, а игры «В царя», «Царь победитель» отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве.

Существовало много разновидностей игр на испытание коллективной силы. Это такие игры, как «Луна и солнце», «Дочку замуж выдаю», «Тилирам». Коллективный характер игр объясняется педагогическими целями, которые крестьяне ставили перед ними. С помощью коллективных приучали детей к общению между сбой, взаимным услугам и соблюдению общих интересов.

Игры обеспечивали условия, в рамках которых ребенок должен был проявить те или иные качества. Например, игра «Кошка и цыплята» требует ловкости и точности, умения ориентироваться в пространстве, слаженности коллективных действий.

Воспитательное значение детских игр повышалось еще тем, что в их процессе применялась своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрение обычно складывалось из того, сто победитель первым начинал следующую игру. Наказания в игре были самыми разнообразными: возить на спине, караулить вне очереди лошадей.

Ознакомление детей с чувашскими народными играми рекомендуется осуществлять на основе комплексного метода. На первом этапе воспитатель ставит целью развитие познавательного интереса к чувашским народным играм. Педагог раскрывает их многообразие и колорит, объясняет, что в играх отражен трудовой и бытовой уклад жизни чувашей. Важно отметить связь игр с календарными факторами, установившимися формами проведения досуга молодежи («Посиделки – Улах», «Хороводное гуляние –Уяв»), календарно-обрядовыми праздниками («Рождество Христово – Сурхури», «Масленица – Саварни», «Пасха – Манкун», «Праздник песни и труда – Акатуй»). Работа проводится в ходе занятий познавательного цикла. Воспитателю легче достичь успеха, если он творчески использует фольклор, произведения декоративно-прикладного искусства, а также комплекты цветных слайдов «Чувашские праздники и обряды», «Чувашское прикладное искусство», «Материальная культура чувашского народа».

На втором этапе знакомит детей с самими играми. Детям младшего дошкольного возраста объяснение игры предлагается поэтапно, в ходе игровых действий. Детям постарше объяснение дается перед началом игры. При этом имеет значение последовательность объяснения: дать названия игр; раскрыть ее содержание, уточнить правила; показать или напомнить игровые движения; распределить роли; разместить детей на площадке; начать игровые действия. При распределении игровых ролей рекомендуется использовать считалки, жеребьевки с применением чувашского детского фольклора. При объяснении игровых действий, размещении детей на площадке рекомендуется использовать карты-схемы, позволяющие воспитанникам успешно освоить последовательность игровых действий, определить свою позицию в игровом пространстве. Очень важно использовать формы поощрения, принятые в детской среде чувашского народа: предоставить победителю право начать первым или вести следующую игру, выбрать партнера и др. Обыгрывается и назначение задания проигравшему игроку. Это может быть исполнение песни, танца, выполнение физических упражнений в кругу участников.

При повторном проведении игры вместо объяснения следует вспомнить с воспитанниками некоторые ее основные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Участие педагога в игре варьируется в зависимости от возраста воспитанников. При проведении игр с детьми младшего дошкольного возраста обязательным является непосредственное участие в ней воспитателя, и, чаще всего, в главной роли. В игре с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель наблюдает за действиями воспитанников, следит за соблюдением игроками правил.

На третьем этапе осуществляется углубленное постижение игры. Воспитатель учит детей создавать ее варианты. Первоначально вариант вносит сам педагог. На этой ступени важно помочь детям установить связь предложенной игры с первоисточником. Педагог может воспользоваться готовым вариантом народной игры или создать его самостоятельно, учитывая уровень развития воспитанников.

В дальнейшем педагог предлагает детям видоизменить игру. Особую роль при этом играет метод творческих заданий. Перед детьми ставятся задачи, пробуждающие творческую активность, инициативу и самостоятельность. Дети сами придумывают правило, игровое действие, решают двигательную задачу.

Обучение детей созданию подвижных игр на фольклорные сюжеты завершают работу по углубленному изучению народных игр. Деятельность педагога включает ряд последовательных шагов. Он знакомит детей с фольклорным произведением, организует беседу по содержанию, помогает подобрать движение для передачи образа, активизирует знание детей о структуре и особенностях чувашских подвижных игр. Придумывая подвижную игру, дети придумывают игровой сюжет, роли и правила, определяют сигналы к действиям игроков.

К шести годам дети, при соответствующей подготовке, могут научиться придумывать варианты знакомой им игры, создавать простые подвижные игры на фольклорные сюжеты и самостоятельно придумывать их проведение.

У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Таким образом, можно сделать вывод, что народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования достаточно развитой и активной личности, которая сочетает в себе духовное богатство, а также физическое совершенство. Впечатления детства оставляют глубокий и неизгладимый след в памяти человека. Именно они образуют фундамент для развития его нравственных чувств.


Список использованных источников:

Программа воспитания ребенка –дошкольника / под рук. О. В. Драгуновой – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во,1995 г.

Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. / И. В. Махалова – Чебоксары, 2003г.

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры / Журнал «Дошкольная педагогика», №1- 1010 г.

Чувашские детские игры / И. В. Махалова, Л. Г. Ягодова – Чебоксары: ЧРИО, 1999г.

Праздник на земле Улыпа /Кузьмина Р. Б. – Чебоксары, 2006 г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации