Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе

11
0
Материал опубликован 9 September 2020 в группе

Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе



Федеральный государственный образовательный стандарт внёс в систему образования существенные изменения. Так как задачей является перевести учащихся в режим саморазвития. Изменения коснулись новых форм и методов обучения.


Одним из интересных для меня методов стал метод проектно – исследовательской деятельности. Данный метод предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Основными его достоинствами является высокая степень самостоятельности учащихся, приобретение ими опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.


Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах. Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), развивают системное мышление.

Свою работу по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников я начала в 2000 г.

Работа над исследованием начинается с работы над темой, в процессе которой я предлагаю детям собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Затем мы вместе с учениками выбираем общую тему. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

Индивидуальные и творческие способности учащихся моего класса, а также стремление отдельных детей и их родителей к активной творческой деятельности позволили участвовать в IV и V Всероссийской детской конференции «Первые шаги в науке» в г. Москва. В первую нашу поездку в апреле 2010 года нами были представлены две работы: «Мир лекарственных растений» и «Причины возникновения кариеса», где оба участника были удостоены диплома лауреата 1 степени. В декабре 2010 года на той же конференции мы представили работу: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы». Данная работа была удостоена самой высокой награды – нагрудный знак «Первые шаги в науке», а я, как руководитель, была награждена знаком «Национальное достояние России». Затем было участие в региональном конкурсе «Будь экспериментатором!» в Центре атомной энергии, «Тропой открытий Вернадского» в г. Воронеж, а также участие в муниципальных и школьных конкурсах исследовательских работ. На этих конференциях мы представляли следующие исследовательские работы: «Колокола моей Руси», «Выведение цыплят с помощью инкубатора», «Ель и человек», «Собака – друг человека», «Вода в жизни человека», «Осмос» и другие. В январе 2020 года на Всероссийской конференции учащихся «Юный исследователь» в г. Обнинск мы с детьми представляли две работы «Почему нельзя пить воду из лужи?» (лауреат 1 степени) и «Волшебство мыльных пузырей» (диплом 2 степени).

Особую роль в развитии основных умений и навыков исследовательского поведения играет работа не только с детьми, но и с родителями. Они с огромным интересом восприняли поставленную задачу, направленную на развитие исследовательских умений и навыков детей.

Привлекать родителей к процессу проектирования нужно. Однако, очень важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнение ими исследовательской работы. Задача родителей – знать суть исследования, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребенку, если он обратится к ним за помощью.

Таким образом, в ходе выполнения исследования родители могут выступать одновременно в нескольких ролях: консультировать, отслеживать выполнение плана, решать оперативные вопросы, помогать в предварительной оценке исследования, участвовать в подготовке презентации, обеспечивать наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. Родитель – это «технический секретарь» исследования.

Организация проектно – исследовательской деятельности школьников обеспечивает не только формирование универсальных учебных действий, но и воспитывает ответственность учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование и воспитание.



































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.