Статья «Поисково-исследовательская деятельность как средство мотивации к патриотизму обучающихся»
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ПАТРИОТИЗМУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Самарская Лилия Александровна
мастер производственного обучения
ГБПОУ «Макеевский техникум сервиса и торговли»
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации поисково-исследовательской деятельности, ее влияние на формирование патриотических качеств обучающихся. Воспитание патриота и гражданина - основная задача современного государства. В статье представлен собственный опыт работы в рамках данного направления.
Ключевые слова: патриотизм; поисковая, исследовательская, деятельность; патриотическое воспитание; профессия.
В настоящее время в Донецкой Народной Республике идет активный процесс формирования государственности, а так как любовь к Родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, то именно на учебные заведения возложена миссия формирования устойчивой гражданской позиции, развития чувства любви к малой Родине. Нашему развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные и предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.
Немаловажную роль здесь играет организация поисково-исследовательской работы. Совершенствование учебного процесса сейчас идет в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое понимание сути изучаемой проблемы, повышения личного участия каждого студента и его заинтересованности в обучении. Поисково-исследовательская деятельность - одна из форм творческой деятельности, поэтому в процессе подготовки квалифицированных рабочих, служащих главное - не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно извлекать знания, творчески использовать их на основе известных или вновь созданных методов и средств деятельности. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе его причастности к различной самостоятельной деятельности в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования.
Поисково-исследовательская деятельность стала неотъемлемой и обязательной частью работы классного руководителя, мастера производственного обучения.
Студенты в ходе исследования раскрывают свой творческий потенциал, открывают малоизвестные страницы родного края, историю своей семьи, интересные факты о получаемой профессии. Все это активизирует их деятельность, усиливает желание работать в контакте с руководителем, повышает ответственность за результат совместной работы. Нами определена система работы по овладению студентами разнообразными исследовательскими методами и навыками: ставятся цели и задачи поиска, определяются актуальность и новизна творческой работы, методы исследования (визуальный, описательный, работа с информаторами, исследование фотографий и документов из семейного архива, изучение публикаций из газет, печатных изданий, материалов музеев, архивов), планируются перспективы поисково-исследовательской работы. Тема Великой Отечественной войны для нас самая благодатная. В беседе с воспитанниками неустанно повторяем: «Пока есть живые свидетели Великой Отечественной, наша святая обязанность - воздать им уважение, выслушать и записать их воспоминания».
Считаем, что для формирования патриотического и профессионального воспитания необходимо разрабатывать проекты, направленные на развитие интереса студентов к профессиональному труду в тесной связке с историей своей страны.
В поисково-исследовательской работе большое значение имеет использование различных информационных источников. К документальным относятся: архивные материалы, книги, энциклопедические словари, музейные материалы, открытые архивы Министерства Обороны. Работая с ними, студенты приобретают умения извлекать нужную информацию об интересующем объекте исследования, обнаруживают исторические и хронологические сведения.
Питание солдат это один из факторов успеха армии. Еда во время войны была важна не только потому, что она позволяла насытиться, это был еще и короткий отдых, и возможность поговорить с однополчанами. Эти краткие мгновения были, можно сказать, мимолетным возвращением к мирной жизни. Поэтому полевые кухни фактически были центром жизни боевой части. Многие ветераны Великой Отечественной войны с благодарностью вспоминали своих кормильцев на передовой - незаметных тружеников войны - поваров.
В ГБПОУ «Макеевский техникум сервиса и торговли» в октябре 2022-2023 учебного года был реализован поисково-исследовательский проект «Повар на войне главнее генерала».
Поставленные цели:
1. Показать важность и значение профессии «Повара», ее вклад в приближение победы над фашистской Германией;
2. Повысить интерес к углубленному изучению истории Отечества;
3. Способствовать формированию у молодежи чувства гордости за героическое прошлое своего народа и своей Родины;
4. Содействовать воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Для достижения данных целей были определены задачи:
1. Изучить источники информации по истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и историю развития военно–полевой кухни.
2. Собрать информацию о поварах участниках военных действий.
При изучении темы «Повар на войне главнее генерала» ребята делали сообщения о героях-поварах, которые участвовали во всех сражениях войны. Особый интерес у обучающихся вызывали сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
Одним из результатов реализации проекта стало создание Книги Памяти поваров, которые героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. В ней собраны сведения, фотографии, архивные документы. Изучив семейные и государственные онлайн-архивы, её пишут сами ребята и сотрудники училища. Книга Памяти продолжает пополняться в процессе участия обучающихся в поисково-исследовательских проектах, конкурсах, викторинах, патриотических акциях, тематических мероприятиях.
Одним из направлений реализации проекта стало изучение военно-полевой кухни. Студенты рассмотрели рацион бойцов, рецепты военно-полевой кухни периода ВОВ, изучили её особенности и способы приготовления. Любимыми блюдами, которые готовились на полевой кухне, были: кулеш, борщ, щи, тушеный картофель, гречка с мясом, пирог с гречкой. Эти, незамысловатые на первый взгляд, блюда прекрасно подходили для полевых условий и идеально варились в котлах полевой кухни. Такой рацион не очень разнообразный, хотя и достаточно питательный для того, чтобы покрыть дневную норму потребления солдат. Многие ветераны войны признавались, что такой вкусной каши, как на войне, они не ели больше никогда.
Студенты составили меню полевой кухни, технологические карты на блюда. В процессе исследований выяснили, что с точки зрения калорийности, энергетического состава изучаемые блюда имеют небольшие отклонения от нормы.
На уроках учебной практики за счет вариативной части было выделено время для реализации практической части исследования. Студенты разделились на бригады, приготовили и продегустировали блюда военных лет. После дегустации провели голосование за лучшее блюдо полевой кухни, с учетом вкусовых качеств, сложности в приготовлении в нестандартных условиях и энергетической ценности. С небольшим отрывом победил «Пирог с гречкой».
Исследовательская работа «Повар на войне главнее генерала» помогла студентам почувствовать гордость за выбранную профессию, проследить судьбы поваров на фронтах Великой Отечественной войны и оценить их вклад в дело Победы. Неоценимым источником информации являются люди: жители города, участники событий. При работе с этим источником информации студенты научились брать интервью, правильно и корректно составлять вопросы, из всего сказанного извлекать нужную информацию, делать записи. Им было важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей профессии.
Таким образом, совместная поисково-исследовательская деятельность педагога и студента способствует мотивации к самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, формированию у него творческого мышления, умения работать с разной информацией. Это отвечает современной задаче воспитания личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Список использованной литературы
1. Агапеев В. «Военноподвижные кухни», военный сборник №5 , 1874 год.
2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // М.: «Завуч», № 1, 2001.
3. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – //М.: «Завуч», № 1, 2001.
4. Попов Ф.Е. Педагогические условия воспитания патриотизма студентов в военно-поисковой деятельности: Екатеринбург, 2015.
5. Справочник по технике продовольственной службы. М.:Воениздат, 1993 г.