Методическая разработка занятия по литературе по теме «Пока в России Пушкин длится…»
Пояснительная записка к презентации
1010 февраля (29 января по старому стилю) — печальная 10 Литература
Методическая разработка занятия по литературе
по теме: «Пока в России Пушкин длится…»
( Ко Дню памяти А.С.Пушкина)
Выполнила:
Соболева М. В.
преподаватель русского языка и литературы
Краткая аннотация: занятие для студентов первого курса СПО рассчитано на 90 минут.
Тип занятия: Общеметодологической направленности.
Вид: Обзорная лекция + игра
Цели занятия:
Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути выдающегося поэта;
Познакомить учащихся с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта;
Заинтересовать обучающихся личностью и творчеством поэта с целью формирования нового духовного опыта.
Задачи:
Образовательные:
Систематизация и обобщение знаний по творчеству поэта;
Развитие умения воспринимать информацию;
Формировать умение выделять главное в сообщении преподавателя и студентов;
Научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию;
Совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений;
Обогащать словарный запас студентов.
Развивающие:
Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
Развитие критического мышления;
Развитие эстетического вкуса;
Осуществление системно-деятельностного подхода;
Формирование УУД( личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие умения опираться на свой субъективный опыт;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения работать в группах.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к литературе;
Воспитание ценностного отношения к слову;
Воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
Воспитание чувства любви к Родине;
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
Формирование навыков публичного выступления;
Развитие коммуникативных УУД:
Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Взаимодействие студентов в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
Личностных :
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
Метапредметных:
Регулятивных:
постановка учебной задачи;
умение работать в группе;
стуктурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
Познавательные:
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
использование различных источников информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
Коммуникативных:
умение слушать и вести диалог;
сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Предметных:
В познавательной сфере:
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
Умение анализировать литературное произведение;
Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
В ценностно-ориентационной сфере:
Приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры;
Формирование собственного отношения к творчеству А. С, Пушкина;
Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
В эстетической сфере:
Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
Эстетическое восприятие произведений литературы;
Понимание русского слова в его эстетической функции.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
Компьютерная презентация;
Портрет А.С.Пушкина;
Распечатанные листы с заданиями;
Аудиозаписи.
Ход занятия
Организационная часть урока.
Проверка присутствующих;
Проверка соответствия формы требованиям;
Подготовка рабочих мест;
Сообщение темы занятия.
Звучит музыка Г.В.Свиридова «Метель».
Преподаватель: 10 февраля (29 января по старому стилю) — печальная дата в российской истории. В этот день в 1837 году от ран, полученных на дуэли, скончался Александр Сергеевич Пушкин (2 слайд). 27 января (8 февраля) 1937 года на окраине 27 января (8 февраля) 1937 года на окраине Санкт-Петербурга на Чёрной речке близ Комендантской дачи около 4 часов состоялась дуэль поэта с Жоржем де Геккерном (Дантесом). Дуэлянты стрелялись на пистолетах (3 слайд).
Согласно подсчетам историков, роковая дуэль на Черной речке стала для Пушкина 29-й по счету. Примерно в половине случаев поэт был инициатором вызовов: поэт отличался вспыльчивостью и горячим нравом. За все свои 29 дуэлей Пушкин никого не убил и пролил только кровь Дантеса, легко ранив его в руку (4 слайд).
Классическая версия о причинах дуэли такова: Пушкин, спустя несколько лет после женитьбы на молоденькой Натали Гончаровой, столкнулся с соперником, Жоржем Дантесом. Молодой француз назойливо ухаживал за женой Пушкина, после чего был вызван на дуэль, на которой и убил поэта.
Первая дуэль не состоялась по причине того, что была отозвана в преддверии грядущей свадьбы Екатерины Гончаровой (сестры Натали) и Дантеса. Однако, по версии князя А.В. Трубецкого, Пушкин совершенно не ревновал Натали к Дантесу, а был влюблен в ее сестру Александру (Александрину). Основной причиной дуэли стал тот факт, что когда Дантес с женой Екатериной собрались уехать из России после свадьбы, Александра собралась ехать с ними. Конечно, поскольку связь Пушкина и Александры была тщательно скрыта, формальной причиной стали отношения Дантеса с Натали (5 слайд).
Все прошло, пролетело, пропало.
Отзвонила дурная молва.
На снега Черной речки упала
Запрокинутая голова...
Антокольский П.Г. «Чёрная речка»
На дуэли Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным (6 слайд).
Раненого Пушкина с места дуэли повезли на санях извозчика. У Комендантской дачи его пересадили в карету, которую послал старший Геккерн, и привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12 (7-8 слайд).
«Любезный друг Александр Сергеевич, если не суждено нам свидеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свое попечение» - написал Пушкину император Николай I.
Пушкин прочел записку и долго не выпускал листка из рук, не хотел с ним расставаться. Подлинник записки не сохранился, но Жуковский, Вяземский, доктор Спасский, Тургенев, все приводят приблизительно одинаковый текст. Как все приводят одинаково и ответ Пушкина, устно посланный Царю:
«Скажите Государю, жаль, что умираю, весь был бы его…».
Умирал Пушкин так же мужественно, как и жил. Плетнев писал: «Он так переносил свои страдания, что я, видя смерть перед глазами, в первый раз в жизни находил ее чем-то обыкновенным, нисколько не ужасающим» (9 слайд). Друзья, окружавшие его, были потрясены этим, для них новым Пушкиным. Раньше они не понимали, какая сила воли и высота духа таилась в этом веселом песеннике. Жуковский наивно писал С. Л. Пушкину:
«И особенно замечательно, что в эти последние часы жизни он как будто сделался иной; буря, которая за несколько часов волновала его душу яростной страстью, исчезла, не оставив в нем никакого следа. Ни слова, даже воспоминания о поединке. Однажды только, когда Данзас упомянул о Геккерне, он сказал: не мстить за меня, я все простил» (10 слайд).
Вяземский много лет был близок с Пушкиным, но и он был взволнован откровением, которое принесли ему последние часы его жизни: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного. Она надлежащим образом осветила всю его жизнь. Все, что было в нем беспорядочного, бурного, болезненного, особенно в первые годы его молодости, было данью человеческой слабости и обстоятельствам, людям, обществу. Пушкин был не понят при жизни не только равнодушными к нему людьми, но и его друзьями. Признаюсь, и прошу в том прощения у его памяти, я не считал его до такой степени способным ко всему. Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого, скрытого самоотвержения. Ни одного горького слова, ни одной резкой жалобы, никакого едкого слова напоминания о случившемся не произнес он, ничего, кроме слов мира и прощения своему врагу» (11 слайд). Советские врачи заявляли, что медики лечили Пушкина неправильно: обескровленному поэту ставили пиявок и делали холодные компрессы, что только усугубляло ситуацию. Знаменитый врач Николай Бурденко считал, что в XX веке поэта мог бы спасти даже хирург средней руки.
Писатель Андрей Соболь решил провести эксперимент по смелым утверждениям медиков. В 1926 году он выстрелил себе в живот из нагана у памятника Пушкину на Тверском бульваре. Через 20 минут пострадавший уже лежал на операционном столе. Его ранение оказалось легче, чем у Пушкина, но спасти писателя также не удалось. Андрей Соболь умер через три часа после операции. Только сейчас, с развитием медицинских технологией, можно с уверенностью утверждать: если бы Пушкин был нашим современником, он остался бы жив (12 слайд).
После дуэли поэт прожил два дня. Несмотря на усилия врачей под руководством Н. Ф. Арендта Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, в пятницу, в 14:45.
Словно зеркало русской стихии,
Отслужив назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая её...
Рубцов Н.М. (13 слайд)
В момент смерти Пушкина часы в его квартире были остановлены, и их больше никогда не заводили. Эти, часы, ставшие вечным свидетелем трагедии, до сих пор хранятся в музее-квартире Пушкина на Мойке, 12 (14 слайд). По инициативе В. А. Жуковского в день смерти поэта была снята посмертная маска скульптором и формовщиком Полиевктом Балиным под руководством скульптора Самуила Гальберга. По снятой форме будет выполнено пятнадцать гипсовых отливов маски, которые В. А. Жуковский распределит между родными и близкими. Эти 15 копий – самые ценные.
“Солнце нашей поэзии закатилось”, – писали в одной из газет того времени. Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало в Петербурге сильное волнение. По разным данным у гроба поэта побывало от 10 до 50 тысяч человек (15 слайд).
Похоронили же Пушкина по его желанию в Святогорском монастыре Псковской губернии, неподалеку от родового имения Михайловское. Моя эпитафия
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
Пушкин А.С. 1815 (16 слайд).
Завершилось земное бытие великого поэта земли русской Александра Пушкина, но его поэтический гений, его слава бессмертны», - писал друг поэта П.А.Вяземский. И бесспорно, в России фамилия Пушкин известна каждому. Для нас Пушкин - не просто величайший русский поэт, но и реформатор русского языка и культуры в целом (17 слайд). Нерукотворный памятник поэт воздвиг себе сам. А благодарные потомки увековечили его память в бронзе и мраморе. Сколько всего памятников Пушкину точно не подсчитано – разные источники дают разные цифры - до 300 в России, Ближнем и Дальнем зарубежье. Памятники Пушкину есть самые разные – от скромных "стандартных" бюстов до великих творений знаменитых скульпторов, хорошо всем знакомые и почти неизвестные… У каждого из них своя история… А все вместе они – наша культура, наша дань Поэту, наша память (18 слайд).
Читает студент
ПАМЯТИ А.С.ПУШКИНА
В.Гиляровский
Поклон тебе, поэт! А было время, гнали
Тебя за речи смелые твои,
За песни, полные тревоги и печали,
За проповедь свободы и любви.
Прошли года. Спокойным, ясным взором
История, взглянув в былые времена,
Ниц пала пред тобой, покрыв навек позором
Гонителей суровых имена...
А ты пред нами здесь один царишь над троном,
Тебе весь этот блеск восторженных очей,
Один ты окружен бессмертным ореолом
Неугасающих лучей!
Так давайте снова окунёмся в творчество этого незабвенного поэта и порадуем себя и присутствующих блестящей игрой, прекрасными ответами.
Присутствующие разделяются на четыре команды, которые придумывают название и девиз.
Что мы знаем о гении русской поэзии? Давайте же вспомним интересные факты из биографии поэта.
Первый тур нашей игры. Командам поочередно я задаю вопросы, на обсуждение – 30 секунд.
Конкурс «Биограф»
За каждый правильный ответ – 3 балла.
Варианты вопросов:
Страна – родина предков Пушкина по материнской линии? (Эфиопия)
В каком возрасте Пушкин начал писать стихи? (6-7 лет)
В детстве поэт чуть не погиб под копытами очень влиятельного человека. Кто был всадником? (Александр I)
После прочтения какой сказки Пушкин сказал: «В этом жанре создать что-то лучше уже невозможно»? И больше сказок он не писал. («Конек-Горбунок» Ершова)
Александр Сергеевич всегда ходил с тростью. Это было модно, но весила она 16 килограмм. Зачем поэту была нужна такая трость? ( Для тренировки рук, чтобы они не дрожали при стрельбе)
Дочь Пушкина Мария стала прообразом литературной героини Л. Толстого. Какой? (Анны Карениной)
Какой журнал основал А. С. Пушкин? («Современник»)
В каких родственных отношениях состоял Александр Сергеевич с Дантесом на момент их дуэли? (Они были свояками)
Кто оплатил все долги Пушкина после его смерти? (Николай I)
Для какого произведения Пушкин дал Гоголю идею, рассказав анекдот? («Ревизор»)
Пушкин во все путешествия возил с собой золотой наперсток. Зачем? (Чтобы защитить от поломки длинный ноготь мизинца)
Сколько детей было у поэта? (4)
Пушкина считали полиглотом. Сколько языков он знал? (более 10)
Какой зависимостью страдал Александр Сергеевич? (Игромания)
Какое прозвище было у Пушкина в лицее? (француз, обезьяна)
Сколько дуэлей было у Пушкина? (29)
Подсчет баллов
Читает студент
ПЕРЕЧИТЫВАЯ ПУШКИНА
А Майков
Его стихи читая — точно я
Переживаю некий миг чудесный:
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя…
Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё — восторги, страсти, муки —
В небесное преобразилось в них!
Второй тур игры. Командам необходимо из строчек сложить четверостишие. Затем из получившихся у команд четверостиший составляется и зачитывается стихотворение.
Конкурс «Стихотворец»
Максимальное количество баллов – 5. Время на обсуждение – 3 минуты.
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя…
Зачем из облака выходишь,
Уединенная луна,
И на подушки, сквозь окна,
Сиянье тусклое наводишь?
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Подсчет баллов
ПАМЯТИ ПУШКИНА
Алексей Плещеев
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И всё еще горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Преподаватель:
Переходим к третьему, решающему туру.
Конкурс «Лидер»
Я читаю вопросы по произведениям, знакомым вам по школьной программе. Задача команд – первыми дать правильный ответ.
За каждый верный ответ – 3 балла.
1. Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Чей язык даровал Серафим герою в стихотворении «Пророк»? (1 балл)
а) Лисицы б) Совы в) Змеи г) Соловья
Ответ:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
2. Кто приезжал на могилу покойного станционного смотрителя? (1 балл)
а) Ротмистр Минский;
б) Красивая грустная женщина;
в) Приятель из Петербурга;
г) Барыня с тремя барчатами.
3. Назовите фамилию писателя и название произведения, которое читает Александр Сергеевич на картине Николая Ге «Пушкин в селе Михайловском» (2 балла)
Ответ: Грибоедов «Горе от ума»
4. Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы по-моему при жизни — думаю — тоже бушевали. Африканец!
В каком году было написано стихотворение Владимира Маяковского «Юбилейное» и к какой памятной дате? (2 балла)
Ответ: 1924 г. К 125-летию со дня рождения Пушкина
5. К какому произведению эпиграфом была взята пословица: “Береги честь смолоду» (1 балл)
Ответ: К повести “Капитанская дочка”
6. Как назвал Пушкин читателей своего романа «Евгений Онегин»? (1 балл)
Ответ: «Друзья Людмилы и Руслана»
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
7. Напишите название стихотворения Пушкина и строки из него, звучащие в песне Джони «Комета» (2 балла)
Ответ:
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Задания к этому конкурсу сопровождаются фото - и видеоматериалами.
Преподаватель: Это был последний конкурс. А теперь мы узнаем название команды, набравшей максимальное количество баллов в этой игре. Поздравляем и благодарим всех участников нашей игры!
Пушкин многогранен и необъятен. Как бы каждый из нас ни любил великого поэта, сколько бы не писали, исследовали, проецировали масштабы пушкинского гения на современность, прошлый и будущие века, мощь этого необъятного загадочного гения не будет полностью познана. Потому что он и есть вечная загадка гения всего человечества.
Итак, читаем, учим, исследуем его творчество и открываем все новые и новые грани Великого Пушкина, данность человечеству, сына России, создателя великого ее языка, философа и познавателя мира Александра Сергеевича Пушкина.
ПАМЯТИ ПУШКИНА
Алексей Плещеев
Читает студент:
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И всё еще горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Домашнее задание:
Выучить одно стихотворение А. С. Пушкина
Подведение итогов урока.