Урок алгебры в 10 классе на тему «Показательные неравенства»
Тема урока. Показательные неравенства. (Урок формирования новых знаний.)
Цели урока.
Дидактические
Развивать вычислительные навыки при решении показательных уравнений и неравенств
Сформировать понятие показательного неравенства
Рассмотреть два способа решения показательных неравенств (уравнивание оснований и вынесение наименьшего множителя за скобки) и научиться их решать, пользуясь алгоритмом
проконтролировать степень усвоения материала по теме.
Развивающие:
способствовать развитию навыка самостоятельного применения знаний;
развивать навыки самоконтроля;
продолжить работу по развитию логического мышления и устной математической речи при поиске решения поставленной проблемы.
Воспитательные:
приучать к умению общаться и выслушивать других;
воспитывать внимательность и наблюдательность;
стимулировать мотивацию и интерес к изучению математики.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, таблицы.
Ход урока:
Организационный момент. - 2 мин.
Актуализация опорных знаний. Повторение. – 12 мин.
Целеполагание. – 1 мин.
Восприятие, осмысливание и применение новых знаний. – 23 мин.
Анализ достижений и коррекция деятельности. – 5 мин.
Выставление оценок – 1 мин.
Рефлексия. - 1мин.
Домашнее задание. – 1 мин.
1. Организационный момент. (слайд 1)
– Мы не раз убеждались в том, что математика – это универсальный иностранный язык, на котором общаются все страны и все народы. Но для такого международного общения нужно знать математику. И эпиграфом нашего урока будут слова Альберта Эйнштейна: «Мне приходится делить своё время между политикой и решением уравнений и неравенств. Однако решение уравнений и неравенств, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения и неравенства будут существовать вечно». Давайте продолжим изучение этого вечного универсального математического языка.
2. Актуализация опорных знаний. Повторение.
- Начнём с повторения.
1) тест с самопроверкой (слайд 2)
1. Какая из показательных функций возрастает?
А) Б)
В) Г)
2. График какой функции изображен на рисунке?
А) Б)
В) Г)
3. Решите уравнение 3х =27
А) 3 Б) 9 В) 4 Г) нет решений
4. Решите уравнение 7х = 0
А) 0 Б) 1 В) - 7 Г) нет решений
5. Решите уравнение
А) - 2 Б) 2 В) 3 Г) - 3
6. Решите уравнение 3х =5х
А) 2 Б) 0,5 В) 0 Г) нет решений
7. Решите уравнение
А) 3 Б) 1 В) -3 Г) - 1
8. Решите уравнение
А) Б) В) 1 Г) - 1
9. Решите уравнение 6(х-1)(х+2) = 1
А) -1; 2 Б) 1; - 2 В) 5; 8 Г) нет решений
Ответы: Г; В; А; Г; Б; В; А; А; Б. – самопроверка.
Критерии оценок: (работы сдаются учителю)
«5» - 9
«4» - 7 - 8
«3» - 5 – 6
«2» - 0 – 4
2) фронтальный опрос
1) – Как называются уравнения, которые вы решали в тесте? (Показательные)
2) – Какие уравнения называются показательными? (Уравнения, содержащие неизвестную в показателе степени)
3) – Дайте определение показательной функции. (Функция вида y = ax, где а>0, a≠1 называется показательной)
4) – Как аналитически определить, возрастает или убывает показательная функция? ( Если а>1, то возрастает, если 0<а<1, то убывает)
5) – Приведите примеры, где в жизни и на практике мы встречаемся с показательной функцией. (Уравнения органического роста, радиоактивный распад, ЛСД и т.д.)
3) задача проблемного характера (слайд 3)
- Давайте рассмотрим ещё один пример процесса, где используются знания о показательной функции.
Рост древесины происходит по закону: y = y0∙ at, где t – время, y0 – начальное количество древесины, y – изменяющееся со временем количество древесины, а = const ≈ 1,2.
За какое время t количество древесины y не превышает 1000 м3, если её начальное количество y0 25 м3.
- Как решается эта задача?
Отвлечёмся от биологического процесса органического роста и запишем задачу на языке математики.
1000 ≥ 25∙ (1,2)t
Чтобы вычислить множество значений t надо уметь решать показательные неравенства.
3. Целеполагание ( слайд 4)
- Сегодня на уроке мы рассмотрим 2 способа решения показательных неравенств, научимся их решать, пользуясь алгоритмом, чтобы потом применять их на практике.
Решить задачу мы сможем в конце урока.
4. Восприятие, осмысливание и применение новых знаний.
1) Определение показательного неравенства. (слайд 5-6)
- Попробуйте сами дать определение показательного неравенства. (запись в тетрадь)
Определение: Показательные неравенства – это неравенства, в которых неизвестная находится в показателе степени.
Слово «показательные» объяснили. А переведите на математический язык слово «неравенства»? (Алгебраические выражения, содержащие знаки >, < , ≥ , ≤ )
Определение:
Неравенство вида ах > ab ,где а>0, a≠1 называется простейшим показательным неравенством.
- Что значит решить неравенство? (найти множество его решений или установить, что их нет)
- Как решить простейшее показательное неравенство?
Рассмотрим график функции y=ax при a>1 и произвольное значение зтой функции аb, где b – любое действительное число.
- Каким свойством обладает данная функция? (возрастает).
- Тогда при каких значениях переменной х ax < ab (ниже)? (при х < b).
- А при каких ax > ab (выше)? (при х > b).
Таким образом, если показательная функция возрастает, то знак неравенства сохраняется.
(Аналогично рассмотреть при 0<а<1).
2) 1 способ: Уравнивание оснований (слайд 7)
- Именно на свойствах возрастания и убывания показательной функции основан первый способ решения показательных неравенств – уравнивание оснований (в тетрадь).
Неравенство аf(x) > ag(x), где а>0, a≠1 будет равносильно неравенству
при а>1 (y = ax возрастает) при 0<а<1 (y = ax убывает)
f(x)>g(x) f(x)<g(x)
(знак неравенства сохраняется) (знак неравенства изменяется на противоположный)
В тетрадь : при а>1, y = ax возрастает, то при 0<а<1, y = ax убывает, то
знак неравенства сохраняется знак неравенства изменяется
Практические задания: (стр.81) – выписать на доске
№ 228(1-4) – устно
1) 3х > 9; 2) ; 3) ; 4) 4х < .
№229 (1-3) – письменно у доски
1) - учитель; 2) - ученик; 3) - ученик.
№ 231 (2,3) - письменно у доски
2) - сильный учащийся; 3) - дополнительное задание.
3) 2 способ: Вынесение наименьшего множителя за скобки. (слайд 8)
- Данные показательные неравенства решаются по тому же алгоритму, что и показательные уравнения, но не забываем о знаке неравенства в зависимости от основания показательной функции.
№ 232 (1,3) письменно на доске
1) 3х+2+ 3х-1 < 28 – учитель; 3) 22х-1 + 22х-2 + 22х-3 ≥ 448 – ученик.
4) Дополнительные задания – на карточках.
5) Решение задачи (слайд 9)
- Теперь мы сможем решить задачу и вычислить время t.
1000 ≤ 25∙ (1,2)t | :25≠0
40 ≤ (1,2)t 40≈(1,2)20
(1,2)20 ≤ (1,2)t.
а = 1,2 > 1, то y = at возрастает
20 ≤ t , т.е. время не превышает 20 лет.
Математический более точный ответ можно записать с помощью логарифмов (t ≥ log1,240), изучением которых мы займёмся на последующих уроках.
5. Анализ достижений и коррекция деятельности. (слайд 10)
1) Разноуровневая самостоятельная работа (тетради собрать на проверку)
Решить неравенства:
1) 3х+1 > 9
2) ≤ 4
3) 5х-1 – 5х + 5х+1 ≥ 21
2) Вопрос на «засыпку»: Решите неравенства (устно) 2х-1 ≤ - 3 и 72х ≥ 0.
6. Выставление оценок
7. Рефлексия. (слайд 11)
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Какой этап урока вам наиболее понравился?
- Где вам пришлось труднее всего?
Математику мы на слух воспринимать не можем, нам нужно обязательно увидеть, как решается задача или пример. А понимаем и усваиваем её только тогда, когда решаем задания сами. Поэтому попробуйте закончить предложение китайской мудрости:
«Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - …(я усваиваю)».
8. Домашнее задание: индивидуальные задания на карточках.