Обобщающий урок по алгебре в 10 классе на тему «Показательная функция»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока
Предмет: Алгебра и начала математического анализа
Класс: 10
Тема: Обобщающий урок по теме «Показательная функция».
Тип урока: Урок рефлексии.
Цели урока
Образовательные:
Обобщить и закрепить теоретические знания методов, умения и навыки решения показательных уравнений и неравенств на основе свойств показательной функции.
Подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Развивающие:
Способствовать развитию учебно-познавательной деятельности, логического мышления, математической речи, потребности к самообразованию, умения находить наиболее рациональный способ решения.
Воспитательные:
Сформировать умения наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии.
Сформировать обще трудовые умения в условиях наибольшей ответственности и ограниченности во времени.
Воспитывать умение прислушиваться к другому мнению и отстаивать свою точку зрения.
Методы обучения:
Эвристический
Исследовательский
Практический
Технология: ТРКМ
Приёмы:
Приём «Толстые и тонкие вопросы»,
«Кто быстрее»,
«ЗХУ»,
«Верите ли Вы, что…».
Форма организации работы на уроке:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Оборудование к уроку:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Презентация в Power Point.
А-10. Показательная функция
DOCX / 200.1 Кб
А-10. Показательная функция
PPTX / 368.28 Кб
Ход урока:
Организационный момент (2 минуты)
Проверить готовность класса к уроку, наличие текстов, черновиков, учебников.
Вызов (8 минут)
Отметить начальный уровень знаний по теме «Показательная функция» на лесенке достижений.
Заполнить 1 столбик таблицы «ЗХУ»
Знаю (вызов: актуализация опыта ученика) | Хочу узнать (вызов: формулирование целей, мотивация ученика) | Узнал + перспективы (рефлексия) |
Показательная функция (определение). Свойства показательнойфункции. Вид графика показательной функции. Свойства степени с действительным показателем. |
|
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкие» вопросы | Ответ | «Толстые» вопросы | Ответ |
Какая функция называется показательной? | Функция вида y = ax, где а > 0, а ≠ 1. | Возрастает или убывает показательная функция y = 0,5х ? | Убывает, т.к. основание степени 0 < а < 1. |
Какова область определения функции y=0,3x? | х R множество всех действительных чисел | Возрастает или убывает показательная функция y = 3х ? | Возрастает, т.к. основание степени больше 1. |
Каково множество значений функции y=3x? | у > 0 множество всех положительных чисел | При каком значении aфункция y = ax проходит через точку А(2; 9)? | 3 |
При каком условии показательная функция является возрастающей? | Основание степени больше 1. | Укажите график функции, заданной формулой y = 0,5х.
| Графики показательной функции изображены на рис. 3 и 4. Показательная функция y = 0,5х –убывающая. Ответ: 4. |
При каком условии показательная функция является убывающей? | Основание степени 0 < а < 1. | Решить неравенство | х > - 3 |
Самопроверка. Заполнить 2 столбик таблицы «ЗХУ»
Знаю (вызов: актуализация опыта ученика) | Хочу узнать (вызов: формулирование целей, мотивация ученика) | Узнал + перспективы (рефлексия) |
Показательная функция (определение). Свойства показательнойфункции. Вид графика показательной функции. Свойства степени с действительным показателем. | Уточнить способы решений показательных уравнений. Уточнить способы решений показательных неравенств. Научиться решать задания ЕГЭ по теме «Показательная функция» |
|
Обучающиеся озвучивают цели урока для себя, формулируют тему урока. Самостоятельная отметка обучающимися своего нового уровня на лесенке достижений.
3.Осмысление.
Эстафета «Кто быстрее» (10 мин.)
Итак, следующее задание у нас будет командное, эстафета «Кто быстрее». Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. Я выдаю листок с заданием, вам необходимо каждому определить способы решения показательных уравнений в одном блоке и передать листок товарищу. Эстафета заканчивается тогда, когда все задания будут выполнены. Напоминаю, побеждает быстрота и самое главное правильное решение.
Задание 2: Указать способы решения показательных уравнений. (задание выполняется самостоятельно, с дальнейшей самопроверкой, количество правильных заданий отмечают в листе самоконтроля)
Способы решения показательных уравнений:
Использование свойства степеней: если две степени одного и того же положительного числа, отличного от 1, равны, то равны и их показатели.
Путем введения новой неизвестной величины показательное уравнение сводится к алгебраическому уравнению.
Задание | Ответ |
1 1 2 2 | |
8 | 1 2 1 2 |
1 1 1 1 |
Самопроверка. Самостоятельная отметка обучающимися своего нового уровня на лесенке достижений.
Разминка. Разгадывание ребусов.
«Я сдам ЕГЭ!» (10 мин.)
Работа в группах. Решение задач из открытого банка заданий ЕГЭ. URL: http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=2ef483029541e311b90c001fc68344c9&proj_guid=AC437B34557F88EA4115D2F374B0A07B
Задание 3.
№1. Найдите корень уравнения 4 – 6 + х = 64.
№2. Найдите корень уравнения .
№3. Решить неравенство
Самостоятельная отметка обучающимися своего нового уровня на лесенке достижений.
Рефлексия.
«Верите ли вы, что…»
Индивидуальная работа (10 мин.)
Задание 4.
Если ответ правильный, то «+»; если неверный, то «-».
№ | Верите ли вы, что… | Ответ |
1 | Функция - возрастающая. | |
2 | Функция - возрастающая. | + |
3 | Решением неравенства является х < 5. | |
4 | Решением неравенства является х < 3. | |
5 | Решением неравенства является . | + |
Самопроверка. Самостоятельная отметка обучающимися своего нового уровня на лесенке достижений.
Заполнить 3-й столбик таблицы «ЗХУ». Обсуждение итогов урока. (5 мин.)
Домашнее задание:
На «3»
№73 (1,2), №75 стр.226
На «4»-«5»
№73 (3,4), №84 (1, 3) стр.226
Дополнительно:
Сайт ФИПИ; открытый банк заданий; раздел «Уравнения и неравенства», стр. 1, зад. F22045
Лист диагностики
Фамилия, имя _____________________________________________________
Отметить на шкале достижений свой уровень подготовленности на начало занятия.
После каждого этапа занятия занести результат в таблицу и отметить на шкале достижений свой новый уровень.
Этап урока | Результат |
1. «Толстые и тонкие вопросы» | + ± |
2. Эстафета «Кто быстрее» | + ± |
3. «Я сдам ЕГЭ!» | + ± |
4. «Верите ли Вы, что…» | + ± |
Карточка 1
Знаю (вызов: актуализация опыта ученика) | Хочу узнать (вызов: формулирование целей, мотивация ученика) | Узнал + перспективы (рефлексия) |
|
Задание 1
«Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкие» вопросы | Ответ | «Толстые» вопросы | Ответ |
Какая функция называется показательной? | Возрастает или убывает показательная функция y = 0,5х ? | ||
Какова область определения функции y=0,3x? | Возрастает или убывает показательная функция y = 3х ? | ||
Каково множество значений функции y=3x? | При каком значении aфункция y = ax проходит через точку А(2; 9)? | ||
При каком условии показательная функция является возрастающей? | Укажите график функции, заданной формулой y = 0,5х.
| ||
При каком условии показательная функция является убывающей? | Решить неравенство |
Эстафета «Кто быстрее»
Задание 2: Указать способы решения показательных уравнений.
Способы решения показательных уравнений:
Использование свойства степеней: если две степени одного и того же положительного числа, отличного от 1, равны, то равны и их показатели.
Путем введения новой неизвестной величины показательное уравнение сводится к алгебраическому уравнению, например, к квадратному уравнению.
Задание | Ответ |
8 | |
«Я сдам ЕГЭ!»
Задание 3.
№1. Найдите корень уравнения 4 – 6 + х = 64.
№2. Найдите корень уравнения .
№3. Решить неравенство
«Верите ли вы, что…»
Задание 4.
Если ответ правильный, то «+»; если неверный, то «-».
№ | Верите ли вы, что… | Ответ |
1 | Функция - возрастающая. | |
2 | Функция - возрастающая. | |
3 | Решением неравенства является х < 5. | |
4 | Решением неравенства является х < 3. | |
5 | Решением неравенства является . |
«Верите ли вы, что…»
Задание 4.
Если ответ правильный, то «+»; если неверный, то «-».
№ | Верите ли вы, что… | Ответ |
1 | Функция - возрастающая. | |
2 | Функция - возрастающая. | |
3 | Решением неравенства является х < 5. | |
4 | Решением неравенства является х < 3. | |
5 | Решением неравенства является . |
«Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкие» вопросы | Ответ | «Толстые» вопросы | Ответ |
Какая функция называется показательной? | Функция вида y = ax, где а > 0, а ≠ 1. | Возрастает или убывает показательная функция y = 0,5х ? | Убывает, т.к. основание степени 0 < а < 1. |
Какова область определения функции y=0,3x? | х R множество всех действительных чисел | Возрастает или убывает показательная функция y = 3х ? | Возрастает, т.к. основание степени больше 1. |
Каково множество значений функции y=3x? | у > 0 множество всех положительных чисел | При каком значении aфункция y = ax проходит через точку А(2; 9)? | 3 |
При каком условии показательная функция является возрастающей? | Основание степени больше 1. | Укажите график функции, заданной формулой y = 0,5х.
| Графики показательной функции изображены на рис. 3 и 4. Показательная функция y = 0,5х –убывающая. Ответ: 4. |
При каком условии показательная функция является убывающей? | Основание степени 0 < а < 1. | Решить неравенство | х > - 3 |
Какая функция называется показательной?
Функция вида y = ax, где а > 0, а ≠ 1.
Функция вида y = хр, где р – заданное действительное число.
Какова область определения функции y=0,3x?
Каково множество значений функции y=3x?
х ∈ R, множество всех действительных чисел
у > 0, множество всех положительных чисел
у ∈ R, множество всех действительных чисел
х > 0, множество всех положительных чисел
х ∈
у ∈
При каком условии показательная функция является возрастающей?
При каком условии показательная функция является убывающей?
Основание степени больше 1
Основание степени 0 ˂ а ˂ 1
Возрастает или убывает показательная функция y = 0,5х ?
Возрастает или убывает показательная функция y = 3х ?
При каком значении a функция y = ax проходит через точку А(2; 9)?
Укажите график функции, заданной формулой y = 0,5х.
Решить неравенство
Семяшкина Ирина Васильевна
Малакмадзе Татьяна Леонидовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Шильникова Наталья Федоровна
Лукьянченко Светлана Викторовна
Чернопятова Наталия Николаевна
Огрызко Ирина Владимировна
Малакмадзе Татьяна Леонидовна