Конспект урока окружающего мира «Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, известняк» (3 класс)
Конспект урока
Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».
Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.
Задачи урока:
Образовательная:
Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, для осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых.
Развивающая задача:
Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения структурировать информацию; умения составлять схемы, таблицы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Воспитательная:
Создать условия для осознания причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности, для формирования ценностного отношения к природе.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.
Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Оборудование:
Карточки на доску с названиями: девиза урока, темы, основополагающих вопросов, основных понятий, названий и свойств полезных ископаемых.
Памятка «Работа в паре, группе».
Памятка «Оцени свою работу».
Таблицы для изучения свойств полезных ископаемых – 2 штуки.
Послание с планом проведения опытов в команде – 2 штуки.
Индивидуальные карточки для проведения теста; эталоны для проверки.
Образцы для проведения опытов: 4 набора с подносами в которых: песок, сырая глина, кусочки сухой глины, гранита, известняка; лупы, стакан с водой, бумажные салфетки, одноразовые стаканы и тарелочки.
Компьютерная презентация; проектор.
Этап урока | Ход урока | |||||||||
1 этап. Организационный момент. Психологи ческий настрой. | 1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка. - Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. - А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» Слайд 2 - Как вы понимаете эти слова? - Значит, какой же урок у нас будет? (Урок открытия нового знания) | |||||||||
2 этап. Мотивация и целепо лагание. Организа- ция работы по изуче нию нового материала. | Фронтальная работа. Подводящий диалог. -В некотором волшебном царстве, в подземном государстве жила Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная ,а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите побывать в этом царстве, узнать про сокровища Хозяйки медной горы и получить её дары? Слайд 3 - Сегодня на уроке я хочу, чтобы мы с вами стали настоящими мастерами путешествий и разгадали все ее тайны. -Хозяйка Медной горы прислала нам малахитовую шкатулку, в которой лежит очень много интересного и полезного. Она приготовила нам несколько посланий и заданий, которые мы должны выполнить. - Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле. - Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? Слайд 4 - Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” Слайд 5. Учитель достает из шкатулки кусочек глины и песок, гранит, известняк. - Что же это за сокровище? Он блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Этот урок нам покажет, можно ли считать песок, глину, известняк и гранит сокровищем. - Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку? (На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?) - Прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила работы в паре или группе. Прочитаем их по порядку. ( 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа) Придумайте свое правило работы. На слайде памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение. Слайд 6 | |||||||||
3 этап. Изучение нового материала. | 1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию. - Постараемся ответить на первую загадку нашего путешествия. Учитель достаёт из шкатулки первое задание: 1. Что такое «полезные ископаемые»? Прочитаем определение из учебника с. - Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. Подберите слова синонимы к слову полезные, а к слову ископаемые подходящие по смыслу. На доске:
-Молодцы вы справились с первым задание. - Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему? (его не добывают из недр земли, не откапывают) - Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым? - Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами? 2. Фронтальная работа. Подводящий диалог. Слайд 7 - Везде ли ведется добыча полезных ископаемых? (Только там, где их много) - Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями. -Вы, наверное заметили, что сегодня вы сидите за партой, не так как обычно на других уроках, это не просто так. Вы должны догадаться почему. Разгадав следующее задание, Хозяйка перепутала слова и просит вас узнать , что это за слова. Ребята получают конверты с названием своей группы и угадывают слова: ГЕОЛОГИ №1 ГЕОЛОГИ №2 ГЕОЛОГИ №3 ГЕОЛОГИ №4 - Может быть, кто-то из вас знает, что эта за профессия? (Геологи – это…) Слайд 8 Каждая команда геологов получит свою карту, куда вы будете записывать свои ответы на тайны и загадки нашего путешествия. (Выдача карт) 3.Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий. Мы с вами прочитали определение полезных ископаемых давайте запишем определение полезных ископаемых в свою карту. -Сейчас мы с вами станем настоящими геологами и посмотрим, где же в нашей Саратовской области преобладает самое большое количество таких полезных ископаемых, как песок и глина. -В этом нам поможет Карта полезных ископаемых Саратовской области. Нам необходимо условные обозначения на карте, как они правильно обозначены. (приложение 2) Слайд 9 -Вам нужно с помощью обвести ту местность, где преобладает глина, а зеленым карандашом песок. Выполняем задание в паре. -Достаем следующее задание из нашей шкатулки. И здесь ребята, целое послание. - Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств. Физминутка Слайд 10 Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Слайд 11 Каждой команде будет выдана своя исследовательская работа.
- Работать будете в парах плану, который дан в послании. Выдача конвертов с задание для каждой группы ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и 2 . 5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности. - Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты. Молодцы, ребята, вы справились с посланием Хозяйки Медной горы. | |||||||||
4 этап. Закрепле ние изученного. .
| 1. Индивидуальная работа узкой направленности. Слайд 12 - Прежде, чем подводить итог нашего путешествия, раскрытия всех тайн и посланий, я предлагаю вам выполнить небольшой тест, в котором мы точно с вами станем настоящими мастерами – геологами и получим свои заслуженные дары. 1. Полезные ископаемые – это: А. всё полезное, что выкапывают из земли Б. динозавры, мамонты и другие древние животные В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве 2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется: А. склад Б. месторождение В. карьер 3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых: А. биолог Б. эколог В. геолог 4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду: А. глина Б. песок В. гранит - Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б. Слайд13 | |||||||||
5 этап. Рефлексия деятельности. Итог урока.
| 1. Фронтальная работа. Беседа. - Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях? - Какие открытия для себя сделали? -Что помогло нам в работе? 2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке. - Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело» Слайд 14 - Посмотрите, ребята, тайны все разгаданы и Хозяйка готова поделиться с вами своими дарами и богатствами. (раздаю детям конфеты , похожие на алмаз) 3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития Слайд 15 - Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25. Сравните свойства любых двух полезных ископаемых. - Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них. |