Конспект урока окружающего мира «Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, известняк» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 9 April 2023

Конспект урока


Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».


Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.


Задачи урока:

Образовательная:

Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, для осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых.

Развивающая задача:

Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения структурировать информацию; умения составлять схемы, таблицы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Воспитательная:

Создать условия для осознания причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности, для формирования ценностного отношения к природе.


Тип урока: урок открытия нового знания


Форма урока: урок-исследование.


Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.


Методы: частично-поисковый, исследовательский.


Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.


Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.


Межпредметные связи: литературное чтение.


Оборудование:

Карточки на доску с названиями: девиза урока, темы, основополагающих вопросов, основных понятий, названий и свойств полезных ископаемых.

Памятка «Работа в паре, группе».

Памятка «Оцени свою работу».

Таблицы для изучения свойств полезных ископаемых – 2 штуки.

Послание с планом проведения опытов в команде – 2 штуки.

Индивидуальные карточки для проведения теста; эталоны для проверки.

Образцы для проведения опытов: 4 набора с подносами в которых: песок, сырая глина, кусочки сухой глины, гранита, известняка; лупы, стакан с водой, бумажные салфетки, одноразовые стаканы и тарелочки.

Компьютерная презентация; проектор.










Этап урока

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологи

ческий настрой.

1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.

- Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

- А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» Слайд 2

- Как вы понимаете эти слова?

- Значит, какой же урок у нас будет?

(Урок открытия нового знания)

2 этап. Мотивация и целепо

лагание.

Организа-

ция работы по изуче

нию нового материала.



Фронтальная работа. Подводящий диалог.


-В некотором волшебном царстве, в подземном государстве жила Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная ,а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите побывать в этом царстве, узнать про сокровища Хозяйки медной горы и получить её дары? Слайд 3

- Сегодня на уроке я хочу, чтобы мы с вами стали настоящими мастерами путешествий и разгадали все ее тайны.

-Хозяйка Медной горы прислала нам малахитовую шкатулку, в которой лежит очень много интересного и полезного. Она приготовила нам несколько посланий и заданий, которые мы должны выполнить.

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? Слайд 4

- Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” Слайд 5.

Учитель достает из шкатулки кусочек глины и песок, гранит, известняк.

- Что же это за сокровище? Он блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Этот урок нам покажет, можно ли считать песок, глину, известняк и гранит сокровищем.

- Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?

(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)

- Прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила работы в паре или группе.

Прочитаем их по порядку. ( 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа)

Придумайте свое правило работы.

На слайде памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение. Слайд 6

3 этап. Изучение нового материала.


1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

- Постараемся ответить на первую загадку нашего путешествия.

Учитель достаёт из шкатулки первое задание:

1. Что такое «полезные ископаемые»?

Прочитаем определение из учебника с.

- Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. Подберите слова синонимы к слову полезные, а к слову ископаемые подходящие по смыслу.

На доске:

t1681058142aa.png

-Молодцы вы справились с первым задание.

- Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

- Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

- Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

2. Фронтальная работа. Подводящий диалог. Слайд 7

- Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

- Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями.

-Вы, наверное заметили, что сегодня вы сидите за партой, не так как обычно на других уроках, это не просто так. Вы должны догадаться почему. Разгадав следующее задание,

Хозяйка перепутала слова и просит вас узнать , что это за слова.

Ребята получают конверты с названием своей группы и угадывают слова:

ГЕОЛОГИ №1

ГЕОЛОГИ №2

ГЕОЛОГИ №3

ГЕОЛОГИ №4

- Может быть, кто-то из вас знает, что эта за профессия? (Геологи – это…) Слайд 8

Каждая команда геологов получит свою карту, куда вы будете записывать свои ответы на тайны и загадки нашего путешествия. (Выдача карт)

3.Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

Мы с вами прочитали определение полезных ископаемых давайте запишем определение полезных ископаемых в свою карту.

-Сейчас мы с вами станем настоящими геологами и посмотрим, где же в нашей Саратовской области преобладает самое большое количество таких полезных ископаемых, как песок и глина.

-В этом нам поможет Карта полезных ископаемых Саратовской области. Нам необходимо условные обозначения на карте, как они правильно обозначены. (приложение 2) Слайд 9

-Вам нужно с помощью обвести ту местность, где преобладает глина, а зеленым карандашом песок. Выполняем задание в паре.

-Достаем следующее задание из нашей шкатулки. И здесь ребята, целое послание.

- Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств.

Физминутка Слайд 10


Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Слайд 11

Каждой команде будет выдана своя исследовательская работа.


Название полезно

го иско

паемого

Состоя

ние

Цвет

Запах

Пропус

кает ли воду

Другие свойства

Где залегает

Добыча

Использо

вание в хозяйстве


- Работать будете в парах плану, который дан в послании.

Выдача конвертов с задание для каждой группы ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и 2 .


5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.

- Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.

Молодцы, ребята, вы справились с посланием Хозяйки Медной горы.

4 этап. Закрепле

ние изученного.

.


1. Индивидуальная работа узкой направленности. Слайд 12

- Прежде, чем подводить итог нашего путешествия, раскрытия всех тайн и посланий, я предлагаю вам выполнить небольшой тест, в котором мы точно с вами станем настоящими мастерами – геологами и получим свои заслуженные дары.

1. Полезные ископаемые – это:

А. всё полезное, что выкапывают из земли

Б. динозавры, мамонты и другие древние животные

В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:

А. склад

Б. месторождение

В. карьер

3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:

А. биолог

Б. эколог

В. геолог

4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:

А. глина

Б. песок

В. гранит

- Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б. Слайд13


5 этап.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

1. Фронтальная работа. Беседа.

- Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?

- Какие открытия для себя сделали?

-Что помогло нам в работе?


2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.

- Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело» Слайд 14

- Посмотрите, ребята, тайны все разгаданы и Хозяйка готова поделиться с вами своими дарами и богатствами.

(раздаю детям конфеты , похожие на алмаз)

3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития Слайд 15

- Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25. Сравните свойства любых двух полезных ископаемых.

- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.
















































t1681058142ab.gif

















t1681058142ac.gif









t1681058142ad.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.