МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №2
__________Ленская Л.П.
« ____»__________2012г.
ПОЛОЖЕНИЕ
«О работе с одаренными детьми»
1.Общие положения
1.1. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
1.2. Цели и задачи.
Цель: создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
Развитие у одаренных детей, качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
1.3. Принципы работы с одаренными детьми:
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
1.4. Участниками реализации данного положения являются:
Администрация школы (директор, заместители).
Проектная группа.
Руководители школьных межпредметных методических объединений
Учителя-предметники.
Классные руководители.
Руководители кружков и секций.
Медицинский работник.
Психологи.
Библиотекарь.
Родители или законные представители обучающихся.
Совет школы.
1.5. Формы проведения мониторинга реализации положения:
Формы |
Периодичность |
Предметные олимпиады |
1 раз в год |
Общешкольная научно-практическая конференция обучающихся |
1 раз в год |
Предметные декады «Созвездие наук» |
По годовому плану |
Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми |
На педсовете |
Внутришкольный контроль |
По годовому плану |
Творческие отчеты кружков и спортивных секций |
1 раз в год |
Тематические конкурсы, выставки |
По годовому плану |
Проектная деятельность |
По годовому плану |
Мониторинг динамики развития |
По годовому плану |
2. Организация и функциональное обеспечение положения
2.1. Функции директора:
Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одаренными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
Создание фонда поощрения и материального стимулирования одаренных детей и учителей, работающих с одаренными обучающимися.
2.2. Функции заместителя директора:
Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание, элективные курсы).
Оформление нормативной документации.
Разработка программ.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.
Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
Сбор банка данных по одаренным детям.
Контроль и отслеживание положительной динамики в работе с одаренными детьми (в планах воспитательной работы классных руководителей).
2.3. Функции проектной группы:
Сбор банка данных по одаренным детям.
Подбор диагностических материалов для выявления одаренных детей.
Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.
Подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Определение критериев эффективности работы.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
2.4. Функции руководителей школьных межпредметных методических объединений:
Планирование и проведение школьных предметных декад и олимпиад (ежегодно).
Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно).
Оформление материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы, стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т. д.).
Руководство подготовкой творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми.
2.5. Функции учителей-предметников:
Выявление одаренных детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.
Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.
Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
Оформление своего опыта работы с одаренными детьми в виде творческого отчета для предъявления на педсовете.
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
Консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
2.6. Функции классных руководителей:
Выявление детей с общей одаренностью.
Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одаренности детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
Планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одаренными детьми класса своих способностей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
2.7. Функции руководителей кружков и секций:
Выявление одаренных детей.
Организация творческих отчетов детей.
Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Консультирование родителей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).
2.8. Функции психолога:
Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная).
Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.
Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся.
Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации).
Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.