Положительные эмоции – стройматериал добрых отношений
Методические рекомендации к уроку «Обществознание» в 6 классе
Положительные эмоции – стройматериал добрых отношений
Предварительные пояснения. Урок рекомендуется проводить в середине учебного года после новогодних каникул. На каникулы детям дается задание: постараться порадовать чем-то в связи с Новым годом (покупным или самодельным подарком, сообщением в Интернете, открыткой, комплиментом, добрыми пожеланиями и т.п.) нескольких взрослых, сверстников, близких и малознакомых.
Цель урока – создать условия для осознания детьми значения положительных эмоций в формировании отношений с людьми.
Задачи:
Показать связь пройденной темы «Эмоции» с темой «Общение».
Помочь осознать, что такие позитивные инструменты взаимодействия с людьми, как благодарности, подарки, комплименты, могут создавать положительные эмоции с обеих сторон и цементируют взаимоотношения.
Сформировать умение анализировать эмпирический материал.
Потренировать умение вести групповую дискуссию на заданную тему.
Совершенствовать навык презентации групповой работы.
Познакомить с видами межличностных отношений.
Необходимый инструментарий: мячик, карточки с заданиями, доска, мел.
В разных местах доски написаны слова: Эмоции Отношения
На доске - цитата: «Давайте говорить друг другу комплименты» Булат Окуджава.
1 этап урока. Орг. момент. Актуализация знаний об эмоциях. Учитель предлагает ребятам вспомнить, какие бывают эмоции. Он бросает мяч, поймавший называет эмоцию (радость, злость, страх и т.п.).
2 этап. Учащимся предлагается написать в тетрадях впечатления о выполнении домашнего задания, ответив на вопросы:
Кого ты порадовал в новогодние дни?
Что ты сделал?
Как отреагировал партнер?
Какие чувства сопровождали тебя в процессе каждого поздравления?
3 этап. Гипотеза. Детей спрашивают: "Для кого делаются подарки, благодарности, поздравления, комплименты? Кто при этом испытывает положительные эмоции?" Учащиеся высказывают свои мнения, суть которых сводится к 3-м позициям:
Поздравляют, чтобы порадовать одариваемого.
Поздравляют, чтобы порадовать себя.
Поздравляют, чтобы порадовать обоих.
Учитель предлагает проголосовать каждую позицию и записывает результат первого голосования на доске.
Затем ребята объединяются в группы в соответствии с принятой позицией и, кратко обсудив, записывают аргументы в ее защиту. (Отвечают на вопрос: «Почему я так думаю?»). Выводы оглашаются.
4 этап. Учащиеся рассчитываются на 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый. Расходятся по группам в соответствии с номерами. Каждой группе предлагается карточка с вопросами, на которые надо найти ответы в процессе групповой беседы. Результаты беседы надо обобщить и представить в виде краткой презентации.
Вопросы на карточке:
Сколько ребят из группы правильно сделал домашнее задание?
Кого поздравляли, благодарили, радовали?
На какие группы можно разбить всех поздравляемых?
Как поздравили? Какие формы поздравления наиболее частые, какие наиболее оригинальные?
Как отреагировал человек, которого поздравили?
Какие эмоции испытывали поздравлявшие?
5 этап. Выступление групп с презентацией. Учитель обращает внимание на возможные противоречия в данных (Например, группа говорит, что все выполнили домашнее задание, при этом поздравляли близких, а «дальних» - нет.)
Фиксация на доске групп людей, которых поздравили, позволяет учащимся ответить на вопрос: «Какие виды межличностных отношения можно выделить?».
По окончании презентаций обсуждаются наиболее понравившиеся способы поздравлений и благодарности (учитель предлагает ребятам учесть и развить этот опыт в следующий раз).
При обсуждении 5-го вопроса обращаем внимание учащихся, что нам не представлена непосредственно специфика эмоций партнера, а только его поведение. Обсуждаем, можно ли по этому поведению однозначно судить об эмоциях человека. Предлагается высказать предположения: при каких условиях благодарности, подарки, комплименты будут вызывать наиболее благоприятные эмоции.
После обсуждения последнего вопроса (№6) снова проводится голосование, аналогичное этапу 3. Результаты фиксируются на доске и анализируются совместно.
Учитель просит учащихся сказать, почему, на их взгляд, поэт Булат Окуджава призывает «говорить комплименты».
Подведение итогов: Учитель спрашивает: почему на доске написаны слова «Эмоции и отношения»? Как они связаны между собой. Согласны ли ребята с тем, что «Положительные эмоции – стройматериал добрых отношений» (голосование).
Затем выставляются отметки за активную работу. Учащиеся отмечают в тетради:
1. Отметки (по 5-балльной шкале) интересности урока и его полезности.
2. Кратко записывают главные мысли, пришедшие им на уроке.
Домашнее задание: Придумать и записать правили реализации обсуждавшихся положительных инструментов взаимодействия.