В стране невыученных уроков
Конспект НОД по развитию речи. Подготовка к обучению грамоте.
«В стране невыученных уроков»
группа компенсирующей направленности детей 6-7 лет
учитель-логопед Головкина О.В.
Цель: создать условия для закрепления усвоенных детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по развитию речи и обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умения самостоятельно находить пропущенные буквы в словах, решать ребусы и определять количество звуков в словах, деление слова на слоги;
- Закрепить умения в определении первого и последнего звука в словах;
- Закрепить знания о составе предложения, правильности составлении схем;
- Закрепить знания в использовании слов противоположных по смыслу;
- Закрепить знания о названиях детских сказок.
Развивающие:
- Развивать умение действовать;
- Развивать любознательность, активность;
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, отзывчивость, доброту, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых, желание помочь и довести начатое дело до конца;
- Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя.
Расширять и активизировать словарный запас: тридесятое царство, сказочные персонажи, грамматика, сказка, страна.
Создание среды для организации и проведения ОД: ИКТ (презентация), мяч, карточки слов, музыкальное сопровождение, компьютер, телефон, рюкзак.
Ход занятия:
Приветствие:
Здравствуй, друг наш язычок,
Начинается урок.
На зарядку становись,
Заниматься не ленись.
Сюрпризный момент.
Логопед: Ребята скажите мне пожалуйста вчера никто из вас не забывал свой рюкзак? Сегодня я зашла в раздевалку вижу рюкзак чей-то. Может кто-то забыл убрать.
Дети: Нет
Логопед: Странно. Чей он может быть.
Вдруг звонит телефон из рюкзака. Воспитатель берет трубку.
Логопед: Алло! Алло! Вас плохо слышно, говорите громче! Кто это? Кто? Витька? Перестукин? Сейчас подождите ребята, я поставлю на громкую связь.
(включается звук сообщения голосового от Витьки)
Витька: Привет, ребята! Я Витя Пересуткин из сказки! Живу здесь по соседству в одной сказке, за вами наблюдаю. Меня мама хочет отправить на дополнительные занятия для лучшей успеваемости в школе. А мне неохота. Читать я не люблю, писать - не нравится. Там в этой другой школе все задания да уроки сложные, не люблю я этого. Я и так всё знаю. Вот спросите меня, что хотите.
Логопед: Витя, скажи, а какие буквы ты знаешь?
Витька: Никакие!
Логопед: Ну а цифры-то ты знаешь? А считать ты умеешь?
Витька: (грустно) Нет, не умею…
Логопед: А вот наши ребята и буквы знают, и считать умеют.
Витька: Эх… Ребята помогите мне пожалуйста. Я не могу выйти из страны невыученных уроков. Для этого мне надо выполнить несколько заданий Грамматики. Я один не справлюсь, так как ничего не знаю и не умею.
Логопед: Ребята, Витя Переусткин очень нуждается в нашей помощи. Поможем ему знания получить?
Дети: Да!
Логопед: Ну что ж, давайте поможем.
Повернитесь, посмотрите.
Указатель здесь стоит давно,
Надпись древняя на нем.
Разгадать ее спешите,
Путь-дороженьку найдите.
В страну невыученных уроков Витька нас зовет,
Много приключений на пути нас ждет.
(Слайд 1) (Стоит указатель: налево – разбойники, на право – водяной, болото, прямо – тридевятое царство)
Логопед: Ребята, посмотрите – указатель. Если налево пойдем - к кому попадем?
Дети: К разбойникам.
Логопед: Направо пойдем – к кому попадем?
Дети: К водяному, в болото.
Логопед: А здесь на указателе ещё что-то написано. Гриша, помоги нам, прочитай.
Логопед: Значит, мы пойдем? Прямо в тридесятое царство, где и находится страна невыученных уроков. И так отправляемся в путешествие…
Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
И отвечаем полным ответом.
(Слайд 3) Логопед: Ну вот, мы и пришли в тридесятое царство. Ребята, посмотрите, и скажите, кто нас встречает самый первый.
Дети: Царь.
Логопед: А чем занимается царь в своем государстве?
Дети: Издает законы, управляет населением и др.
Логопед: Давайте, посмотрим, какое задание приготовим нам царь.
Задание № 1
Ц | А | С | В | О |
Логопед: Здесь спрятано слово, которое нам нужно разгадать. В нем пропущены буквы.
Дети: буквы «Р» и «Т»
Логопед: Какое слово у нас с вами получилось?
Дети: Царство.
Логопед: Что это слово обозначает?
Дети: Царство – это государство. У него есть территория, глава (тот, кто управляет им)
Логопед: Сколько букв в слове?
Дети: 7 букв.
Логопед: Назовите гласные звуки этого слова.
Дети: буквы «А», «О».
Логопед: Назовите согласные звуки этого
слова.
Дети: буквы «Ц», «Р», «С», «Т», «В».
Логопед: Ребята, а напомните мне чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: Гласные поются, не встречают преграды. Согласные, нельзя пропеть и они встречают преграду.
Логопед: Молодцы.
Логопед: Посмотрите, царь зашифровал два слова, которое записано при помощи цифр и букв. Если мы с вами их расшифруем, то узнаем, чем отличается царь отличается от простого человека. Разгадать эти слова нам поможет слово «царство».
5 | 3 | 7 | |
Н |
Дети: Трон. На нем сидит царь.
7 | 3 | 7 | 2 | ||
К | Н |
Дети: Корона. Ее царь одевает на голову.
Логопед: Давайте, попробуем разбить слово «корона» на слоги.
Дети: КО – РО - НА
Логопед: Молодцы, мы справились с заданием.
(Детей встречает сказочный персонаж «Грамматика»)
(Слайд 5) Логопед: Ребята, кто же встречает нас здесь?
Дети: Грамматика
Логопед: Предлагаю вам разделиться на 2 команды и подойти к столам на которых лежат слова. Ваша задача разложить слова последовательно опираясь на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово.
Задание №2 «Цепочка слов»
Сок-крот-телевизор-ракета-арбуз-забор
(Слайд 6) Логопед: Давайте проверим правильно мы сделали задание золотой рыбки. (воспитатель показывает подсказку)
Логопед: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы справились.
Предлагаю вам немножечко отдохнуть.
Физминутка
Быстро встали улыбнулись
Выше-выше потянулись
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.
Логопед: Молодцы. Отдохнули немножко, набрались сил, но нам пора дальше оправляться в путь.
(Дети присаживаются на стульчики)
Логопед: Ребята, посмотрите, что же еще приготовила для нас Грамматика?
Логопед: Наша с вами задача найти правильную схему предложения. Ребята напомните - из чего состоит предложение?
Дети: Из слов.
Логопед: С какой буквы мы начинаем писать предложение? В конце предложения мы что ставим?
Дети: С большой буквы. Ставим точку.
(Слайд 7) Задание 4. Найди правильную схему предложения
Витя любит кота Кузю.
1 .
2
.
3 .
Логопед: Молодцы ребята справились мы и с этим заданием. Идем дальше. Скажите мне ребята, кто помнит, из-за чего животные в сказке мучались? Витя их не там жить отправил. А для того, чтобы все сиправить надо знать немного про окружающий нас мир. Какое же еще задание приготовила для нас Грамматика.
(Слайд 8) Логопед: Мы все с вами помним, что Витя все сделал наоборот. Его начала преследовать корова, которую он на уроке назвал плотоядным животным, и заблудившийся белый медведь.Вот и задание у нее для нас такое же.
Нам с вами нужно сказать слова противоположные по значению. Давайте мы с вами встанем в полукруг, я буду вам бросать мяч, а вы говорить противоположное слово.
(Проводится игра с мячом)
День – ночь
Север – юг
Девочка – мальчик;
Лето – зима;
Худой – толстый;
Молодой – старый;
Большой – маленький;
Легкий – тяжелый;
Грустный – веселый;
Медленный – быстрый;
Светлый – темный;
Горячий - холодный;
Съедобный – несъедобный;
Высокий – низкий
Логопед: Молодцы ребята. Отправляемся дальше. Присаживайтесь на свои места.
Появляется (Слайд 10) «Печка»
Логопед: Ребята посмотрите. Что это за герой?
«Угадай сказку»
Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.
(Слайд 11) «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешен, в печку сажён, на окошке стужён» (« Колобок»).
(Слайд 12) «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» («Царевна - лягушка»)
(Слайд 13) «Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!» («Сивка - бурка»)
(Слайд 14) «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка»)
(Слайд 15) «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси - лебеди»)
Звонок по телефону от Вити
Витя: Ребята спасибо вам за помощь. Вернули меня из сказки. Теперь я всё понял. Как важно учиться.
Логопед: Молодец Витя, что ты все понял. Старайся, учись и будь умным мальчиком.
Витя: До свидания, ребята!!!!
(Слайд 16) Картинка Вити Перестукина, который вернулся из сказки.
Итог (рефлексия).
Логопед: Смогли ли мы помочь Вите?
- Какие сказочные герои сегодня нам повстречались?
- Понравилось ли вам выполнять задания сказочных героев?
- Какое задание было для вас самым легким?
- А самым трудным?
Молодцы, выручили Витю из беды. 1 сентября вы впервые переступите
школьный порог и станете первоклашками. Возможно, в школе вы встретите нашего Витю.