В стране невыученных уроков

0
0
Материал опубликован 31 January

Конспект НОД по развитию речи. Подготовка к обучению грамоте.

«В стране невыученных уроков»

группа компенсирующей направленности детей 6-7 лет

учитель-логопед Головкина О.В.



Цель: создать условия для закрепления усвоенных детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. 

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить умения самостоятельно находить пропущенные буквы в словах, решать ребусы и определять количество звуков в словах, деление слова на слоги;

- Закрепить умения в определении первого и последнего звука в словах;

- Закрепить знания о составе предложения, правильности составлении схем;

- Закрепить знания в использовании слов противоположных по смыслу;

- Закрепить знания о названиях детских сказок.

Развивающие:

- Развивать умение действовать;

- Развивать любознательность, активность;

- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, отзывчивость, доброту, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых, желание помочь и довести начатое дело до конца;

- Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя.

Расширять и активизировать словарный запас: тридесятое царство, сказочные персонажи, грамматика, сказка, страна.


Создание среды для организации и проведения ОД: ИКТ (презентация), мяч, карточки слов, музыкальное сопровождение, компьютер, телефон, рюкзак.



Ход занятия:


Приветствие:

Здравствуй, друг наш язычок,

Начинается урок.

На зарядку становись,

Заниматься не ленись.


Сюрпризный момент.

Логопед: Ребята скажите мне пожалуйста вчера никто из вас не забывал свой рюкзак? Сегодня я зашла в раздевалку вижу рюкзак чей-то. Может кто-то забыл убрать.

Дети: Нет

Логопед: Странно. Чей он может быть.

Вдруг звонит телефон из рюкзака. Воспитатель берет трубку.

Логопед: Алло! Алло! Вас плохо слышно, говорите громче! Кто это? Кто? Витька? Перестукин? Сейчас подождите ребята, я поставлю на громкую связь.

(включается звук сообщения голосового от Витьки)

Витька: Привет, ребята! Я Витя Пересуткин из сказки! Живу здесь по соседству в одной сказке, за вами наблюдаю. Меня мама хочет отправить на дополнительные занятия для лучшей успеваемости в школе. А мне неохота. Читать я не люблю, писать - не нравится. Там в этой другой школе все задания да уроки сложные, не люблю я этого. Я и так всё знаю. Вот спросите меня, что хотите.

Логопед: Витя, скажи, а какие буквы ты знаешь?

Витька: Никакие!

Логопед: Ну а цифры-то ты знаешь? А считать ты умеешь?

Витька: (грустно) Нет, не умею…

Логопед: А вот наши ребята и буквы знают, и считать умеют.

Витька: Эх… Ребята помогите мне пожалуйста. Я не могу выйти из страны невыученных уроков. Для этого мне надо выполнить несколько заданий Грамматики. Я один не справлюсь, так как ничего не знаю и не умею.

Логопед: Ребята, Витя Переусткин очень нуждается в нашей помощи. Поможем ему знания получить?

Дети: Да!

Логопед: Ну что ж, давайте поможем.

Повернитесь, посмотрите.

Указатель здесь стоит давно,

Надпись древняя на нем.

Разгадать ее спешите,

Путь-дороженьку найдите.

В страну невыученных уроков Витька нас зовет,

Много приключений на пути нас ждет.


(Слайд 1) (Стоит указатель: налево – разбойники, на право – водяной, болото, прямо – тридевятое царство)


Логопед: Ребята, посмотрите – указатель. Если налево пойдем - к кому попадем?

Дети: К разбойникам.

Логопед: Направо пойдем – к кому попадем?

Дети: К водяному, в болото.

Логопед: А здесь на указателе ещё что-то написано. Гриша, помоги нам, прочитай.

Логопед: Значит, мы пойдем? Прямо в тридесятое царство, где и находится страна невыученных уроков. И так отправляемся в путешествие…

Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:


 Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

 

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

И отвечаем полным ответом.


(Слайд 3) Логопед: Ну вот, мы и пришли в тридесятое царство. Ребята, посмотрите, и скажите, кто нас встречает самый первый.

Дети: Царь.

Логопед: А чем занимается царь в своем государстве?

Дети: Издает законы, управляет населением и др.

Логопед: Давайте, посмотрим, какое задание приготовим нам царь.



Задание № 1

Ц

А


С


В

О



Логопед: Здесь спрятано слово, которое нам нужно разгадать. В нем пропущены буквы.

Дети: буквы «Р» и «Т»

Логопед: Какое слово у нас с вами получилось?

Дети: Царство.

Логопед: Что это слово обозначает?

Дети: Царство – это государство. У него есть территория, глава (тот, кто управляет им)

Логопед: Сколько букв в слове?

Дети: 7 букв.

Логопед: Назовите гласные звуки этого слова.

Дети: буквы «А», «О».

Логопед: Назовите согласные звуки этого

слова.

Дети: буквы «Ц», «Р», «С», «Т», «В».

Логопед: Ребята, а напомните мне чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: Гласные поются, не встречают преграды. Согласные, нельзя пропеть и они встречают преграду.

Логопед: Молодцы.

Логопед: Посмотрите, царь зашифровал два слова, которое записано при помощи цифр и букв. Если мы с вами их расшифруем, то узнаем, чем отличается царь отличается от простого человека. Разгадать эти слова нам поможет слово «царство».


5

3

7





Н



Дети: Трон. На нем сидит царь.


7

3

7


2

К




Н




Дети: Корона. Ее царь одевает на голову.

Логопед: Давайте, попробуем разбить слово «корона» на слоги.

Дети: КО – РО - НА

Логопед: Молодцы, мы справились с заданием.

(Детей встречает сказочный персонаж «Грамматика»)

(Слайд 5) Логопед: Ребята, кто же встречает нас здесь?

Дети: Грамматика

Логопед: Предлагаю вам разделиться на 2 команды и подойти к столам на которых лежат слова. Ваша задача разложить слова последовательно опираясь на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово.



Задание №2 «Цепочка слов»

Сок-крот-телевизор-ракета-арбуз-забор

(Слайд 6) Логопед: Давайте проверим правильно мы сделали задание золотой рыбки. (воспитатель показывает подсказку)

Логопед: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы справились.

Предлагаю вам немножечко отдохнуть.

Физминутка

Быстро встали улыбнулись

Выше-выше потянулись

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь

Сели, встали. Сели, встали

И на месте побежали.

Логопед: Молодцы. Отдохнули немножко, набрались сил, но нам пора дальше оправляться в путь.

(Дети присаживаются на стульчики)

Логопед: Ребята, посмотрите, что же еще приготовила для нас Грамматика?

Логопед: Наша с вами задача найти правильную схему предложения. Ребята напомните - из чего состоит предложение?

Дети: Из слов.

Логопед: С какой буквы мы начинаем писать предложение? В конце предложения мы что ставим?

Дети: С большой буквы. Ставим точку.

(Слайд 7) Задание 4. Найди правильную схему предложения

Витя любит кота Кузю.

1t1738327326aa.gift1738327326ab.gift1738327326ab.gift1738327326ab.gif .

t1738327326ab.gif2t1738327326aa.gift1738327326ab.gif .

3t1738327326aa.gift1738327326ab.gift1738327326ab.gift1738327326ab.gift1738327326ac.gif .

Логопед: Молодцы ребята справились мы и с этим заданием. Идем дальше. Скажите мне ребята, кто помнит, из-за чего животные в сказке мучались? Витя их не там жить отправил. А для того, чтобы все сиправить надо знать немного про окружающий нас мир. Какое же еще задание приготовила для нас Грамматика.

(Слайд 8) Логопед:  Мы все с вами помним, что Витя все сделал наоборот. Его начала преследовать корова, которую он на уроке назвал плотоядным животным, и заблудившийся белый медведь.Вот и задание у нее для нас такое же.

Нам с вами нужно сказать слова противоположные по значению. Давайте мы с вами встанем в полукруг, я буду вам бросать мяч, а вы говорить противоположное слово.

(Проводится игра с мячом)

День – ночь
Север – юг

Девочка – мальчик;

Лето – зима;

Худой – толстый;

Молодой – старый;

Большой – маленький;

Легкий – тяжелый;

Грустный – веселый;

Медленный – быстрый;

Светлый – темный;

Горячий - холодный;

Съедобный – несъедобный;

Высокий – низкий
Логопед: Молодцы ребята. Отправляемся дальше. Присаживайтесь на свои места.

Появляется (Слайд 10) «Печка»

Логопед: Ребята посмотрите. Что это за герой?

«Угадай сказку»

Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.

(Слайд 11) «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешен, в печку сажён, на окошке стужён» (« Колобок»).

(Слайд 12) «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» («Царевна - лягушка»)

(Слайд 13) «Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!» («Сивка - бурка»)

(Слайд 14) «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка»)

(Слайд 15) «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси - лебеди»)

Звонок по телефону от Вити

Витя: Ребята спасибо вам за помощь. Вернули меня из сказки. Теперь я всё понял. Как важно учиться.

Логопед: Молодец Витя, что ты все понял. Старайся, учись и будь умным мальчиком.

Витя: До свидания, ребята!!!!

(Слайд 16) Картинка Вити Перестукина, который вернулся из сказки.

Итог (рефлексия).

Логопед: Смогли ли мы помочь Вите?

- Какие сказочные герои сегодня нам повстречались?

- Понравилось ли вам выполнять задания сказочных героев?

- Какое задание было для вас самым легким?

-  А самым трудным?

Молодцы, выручили Витю из беды. 1 сентября вы впервые переступите 

школьный порог и станете первоклашками. Возможно, в школе вы встретите нашего Витю.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации