12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Подгайная Татьяна90

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»












Понятие о профессиональной компетентности педагога

(доклад на семинаре)







Исполнила:

Подгайная Т.П.,

методист, педагог

дополнительного образования















Владикавказ, 2023г

Понятие о профессиональной компетентности педагога


Проблема качества дополнительного образования является весьма актуальной. Ни для кого не секрет, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов.

И для того, чтоб повысить эту самую компетентность, для начала нам стоит разобраться, что же это такое?

Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках.

1. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

2. Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. В данном источнике профессиональная компетентность есть качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

3. В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «08» сентября 2015 г. № 613н) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

4. Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности (из опроса педагогов).

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

2. Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

3. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

4. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию. Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и, может быть, трудных профессиональных компетенций.

О профессионализме педагогов говорилось всегда. Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма педагога, без которой невозможно работать в образовательном учреждении. Она предполагает знание педагогом способов подготовки к образовательному процессу, умение правильно определить его структуру, содержание, методику проведения отдельных этапов занятия либо другой деятельности, умение использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину, сочетать различные методы выявления и оценки уровня развития ребенка, проведение фронтальной и индивидуальной работы.

Педагогическое мастерство – следующая ступень профессионального роста педагога. Как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности воспитателя педагогическое мастерство есть ни что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы их допускаемых недочетов, ошибок и успехов детей.

Педагогическое творчество – характеризуется внесением в учебно- воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессиональной деятельности является педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет, и повышает их качество.

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

Компетентность в области личностных качеств.

Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

Компетентность в организации педагогической деятельности.

Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно, только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Из всего ранее сказанного следует, что на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.

Итак, профессиональная компетентность педагога дополнительного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в дополнительном образовании.

На сегодняшний день педагоги дополнительного образования вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дополнительного образования и форм его реализации в связи с внедрением образовательных стандартов.

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в дополнительном образовательном учреждении, являются:

Какие же это формы:

Учеба на курсах повышения квалификации в СОРИПКРО, дистанционных курсах.

Самообразование и самосовершенствование знаний педагогов.

Творческие мастерские.

Городские методические объединения.

Организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам.

Методические недели.

Открытые занятия опытных педагогов по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами из других учреждений дополнительного образования района, города.

Семинары-практикумы в дополнительном образовании.

Участие в работе творческой группы.

Консультации.

Общение с коллегами из других учреждений дополнительного образования нашего города, других городов.

Аттестация педагогов.

Сайт педагога.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.