Урок русского языка на тему «Значение глаголов в языке и речи» (4 класс)
Урок русского языка 4 класс
Тема: «Значение глаголов в языке и речи».
Цель: способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи
Задачи:
- повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;
- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;
- определение роли глагола в предложении;
Планируемые результаты:
Предметные: -проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции человека;
- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Личностные: - овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.
Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,
что ещё неизвестно.
- оценивать ход и результат выполнения задания;
- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;
- уметь работать в парах;
- внимательно слушать друг друга;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
№ | Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||
1. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал Так что врем не теряем И работать начинаем! Прочитайте пословицу: Где труд, там и радость. -Как вы понимаете смысл пословицы? (любой труд должен приносить радость). -Пусть эта пословица станет девизом нашего урока, и надеюсь наша работа принесёт вам радость. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. | ||||||
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. | На ваших столах лежат карточки с текстом. Прочитайте его. Весна. Солнышко. Снег. Ручейки. Деревья. Птицы. -Что вы можете сказать о тексте. -Из каких частей речи он состоит? -Как вы думаете, имеет ли картина, изображённая в тексте, какое-то движение, жизнь? -Правильно, изображаемый мир кажется застывшим, неподвижным. Измените текст так, чтобы картинка ожила, зазвучала. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Последний снег сходит (с) п.лей. Звенят (по)оврагам ручейки. Л.мают зимний лёд реки. В.сной ож.вает з.мля. (На) д.рев.ях набухли клейкие поч…ки. Появились первые цв.ты. Птицы рады солнцу. Работа с интерактивной доской. | Организует диалог с учащимися на поиск закономерностей. Организует практическую работу по составлению текста. Создаёт условия для повторения ранее изученного включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, побуждает к высказыванию своего мнения, подводит учащихся к выводу о новой части речи в русском языке. | Работают с информацией, Работают в парах. Составляют текст с помощью опорных слов. Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Записывают текст, обосновывают правильность выбора необходимых слов. Работа с карточкой с сайта учи.ру https://uchi.ru/teachers/hometasks/new | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. | ||||||
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила о глаголе Б) Согласовать цель и тему урока. | С помощью какой части речи вам удалось оживить эту картинку? Сформулируйте тему урока. Глагол – как часть речи. Сформулируйте задачи урока. (Повторить всё, что известно о глаголе). Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет Чертит, пишет иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам глагол. -Прочитайте, что говорил писатель А. Югов о глаголе: «Глагол самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, самая алая часть языка». - Как вы понимаете это высказывание? По частоте употребления глагол стоит на втором месте после имени существительного. Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и начнём расширять свои знания о глаголе. Работа с интерактивной доской. Работа по карточкам. | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Читают высказывание А.Югова о глаголе, объясняют его. Работа по карточкам с сайта учи.ру https://uchi.ru/teachers/hometasks/new | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. | ||||||
4. | Минутка чистописания. | Авто Автомобиль (на доске картинка автомобиля) Слово автомобиль пришло к нам из французского языка и означает оно сам собой движущийся. Спишите слова. -Что нужно сделать для того, чтобы автомобиль привести в движение? -А что нужно сделать, чтобы поехал наш автомобиль? (подобрать глаголы) -Проведём игру-соревнование «Кто больше?» Каждый ряд должен подобрать глаголы к слову автомобиль. -Мы выяснили, что глаголов можно подобрать много, так как с предметом можно сделать разные вещи. Глаголы очень разговорчивы и любят рассказывать, что делают имена существительные. | | Подбирают глаголы к существительному автомобиль, соревнуются, делают вывод о том, что глаголов можно подобрать много. Узнают о происхождении слова автомобиль, запоминают его написание. | Познавательные — самостоятельное выделение и фор- мулирование познавательной цели; поиск и выделение необ ходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. | ||||||
5. | Работа по теме урока. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения признаков глагола | Вспомните всё, что вам известно о глаголе и запишите в первую колонку таблицы.
Работа в парах. Вопросы на доске помогают заполнить таблицу. Вопросы: 1. На какие вопросы может отвечать глагол? 2. Что обозначает глагол как часть речи? 3. Какие морфологические признаки имеет глагол? 4. Как он изменяется? 5. Каким членом предложения обычно бывает? А что бы вы ещё хотели узнать о глаголе? Какие бы вопросы задали этой части речи? – Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок. | Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Наводящими вопросами (если это необходимо) помогает выстроить цепочку рассуждений. . | Заполняют таблицу. Учатся работать в парах. Формулируют правило. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. | ||||||
6. | Физкультминутка Цель: А) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. | Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, Вновь трудиться все начните. | | Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу. | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. | ||||||
7. | Первичное закрепление. Цель: А)Зафиксировать способ определения глагола как части речи. | Спишите предложение, определите часть речи выделенных слов. Работа по рядам. Ты свети, свети светило, Я хочу, чтоб ты светило Белое покрывало всю землю покрывало. Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил. Работа с интерактивной доской. -Как отличить глагол от других частей речи? Сформулируйте правило. В этом вам помогут вопросы. Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры. Откройте учебник на странице 101, прочитайте правило, данное в учебнике и сравните со своим. Что | Проверяет понимание способа действия. Даёт образец определения части речи. Помогает сформулировать правило. . | Проговаривают алгоритм определения части речи. По очереди называют слова, определяют часть речи доказывают правильность написания. Используют алгоритм. https://uchi.ru/teachers/hometasks/new Формулируют правило. | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. | ||||||
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: А)Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. Б) Проверить умение делать синтаксический разбор предложений В) Закрепление полученных знаний | Выборочное письмо. Прочитайте стихотворение и выпишите из него глаголы. В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, А в четверг искала мяч. Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всю неделю помогала, В воскресенье отдыхала. Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы определили, что это глаголы. Ответьте на вопросы. -Что такое глагол? -Что обозначает глагол? (действие предмета) -На какие вопросы отвечает? (что делать, что сделать) -Как изменяется глагол? (по числам и временам) - Посмотрите на доску, давайте выполним задания. -Каким членом предложения является? (сказуемым) Для чего в речи нужны глаголы? | Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, даёт инструктаж, организует выступление групп. Организует фронтальную проверку умения применять новое знание, преобразовывая информацию. | Выполняют упражнение в тетради, осуществляют проверку в паре. Отвечают на вопросы, составляют рассказ о глаголе. https://uchi.ru/teachers/hometasks/new | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. | ||||||
9. | Итог урока. рефлексия | — Оцените свою работу на уроке. Каким он был для вас? Что нового узнали? -Что особенно понравилось на уроке? -Какая работа вызвала интерес? -Что получилось? | | Учащиеся оценивают себя на уроке, отвечают на вопросы. | |