Урок русского языка на тему «Значение глаголов в языке и речи» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 12 October 2020

Урок русского языка 4 класс

Тема: «Значение глаголов в языке и речи».

Цель:  способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи

Задачи:

- повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;


- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;


- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;


- определение роли глагола в предложении;


Планируемые результаты:

Предметные: -проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей

культуры и гражданской позиции человека;

- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,

грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные: - овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной

деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,

что ещё неизвестно.

- оценивать ход и результат выполнения задания;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.


Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;

- уметь работать в парах;

- внимательно слушать друг друга;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что врем не теряем

И работать начинаем!


Прочитайте пословицу:

Где труд, там и радость.

-Как вы понимаете смысл пословицы? (любой труд должен приносить радость).

-Пусть эта пословица станет девизом нашего урока, и надеюсь наша работа принесёт вам радость.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.






Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.











Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.


Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:

А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.



На ваших столах лежат карточки с текстом. Прочитайте его.

Весна. Солнышко. Снег. Ручейки. Деревья. Птицы.

-Что вы можете сказать о тексте.

-Из каких частей речи он состоит?

-Как вы думаете, имеет ли картина, изображённая в тексте, какое-то движение, жизнь?

-Правильно, изображаемый мир кажется застывшим, неподвижным. Измените текст так, чтобы картинка ожила, зазвучала.


Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Последний снег сходит (с) п.лей. Звенят (по)оврагам ручейки. Л.мают зимний лёд реки. В.сной ож.вает з.мля. (На) д.рев.ях набухли клейкие поч…ки. Появились первые цв.ты. Птицы рады солнцу.






Работа с интерактивной доской.

Организует диалог с учащимися на поиск закономерностей. Организует практическую работу по составлению текста.

Создаёт условия для повторения ранее изученного включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, побуждает к высказыванию своего мнения, подводит учащихся к выводу о новой части речи в русском языке.

Работают с информацией,






Работают в парах. Составляют текст с помощью опорных слов.


Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Записывают текст, обосновывают правильность выбора необходимых слов.











Работа с карточкой с сайта учи.ру

https://uchi.ru/teachers/hometasks/new



Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила о глаголе

Б) Согласовать цель и тему урока.


С помощью какой части речи вам удалось оживить эту картинку?

Сформулируйте тему урока.

Глагол – как часть речи.

Сформулируйте задачи урока. (Повторить всё, что известно о глаголе).

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам глагол.

-Прочитайте, что говорил писатель А. Югов о глаголе: «Глагол самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, самая алая часть языка».

- Как вы понимаете это высказывание?

По частоте употребления глагол стоит на втором месте после имени существительного.

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и начнём расширять свои знания о глаголе.

Работа с интерактивной доской. Работа по карточкам.

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Читают высказывание А.Югова о глаголе, объясняют его.




















Работа по карточкам с сайта учи.ру

https://uchi.ru/teachers/hometasks/new

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.

Минутка чистописания.

Авто Автомобиль (на доске картинка автомобиля)

Слово автомобиль пришло к нам из французского языка и означает оно сам собой движущийся.

Спишите слова.

-Что нужно сделать для того, чтобы автомобиль привести в движение?

-А что нужно сделать, чтобы поехал наш автомобиль? (подобрать глаголы)

-Проведём игру-соревнование «Кто больше?»

Каждый ряд должен подобрать глаголы к слову автомобиль.

-Мы выяснили, что глаголов можно подобрать много, так как с предметом можно сделать разные вещи.

Глаголы очень разговорчивы и любят рассказывать, что делают имена существительные.


Подбирают глаголы к существительному автомобиль, соревнуются, делают вывод о том, что глаголов можно подобрать много.

Узнают о происхождении слова автомобиль, запоминают его написание.

Познавательные — самостоятельное выделение и фор- мулирование познавательной цели; поиск и выделение необ ходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.



5.

Работа по теме урока.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения признаков глагола



Вспомните всё, что вам известно о глаголе и запишите в первую колонку таблицы.

Знал(а)

Узнал(а)

Хочу узнать




Работа в парах. Вопросы на доске помогают заполнить таблицу.

Вопросы:

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

А что бы вы ещё хотели узнать о глаголе?

Какие бы вопросы задали этой части речи? –

Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания.






Наводящими вопросами (если это необходимо) помогает выстроить цепочку рассуждений. .




Заполняют таблицу.

Учатся работать в парах.

Формулируют правило.




Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

6.

Физкультминутка

Цель:

А) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.


Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

7.

Первичное закрепление.


Цель:

А)Зафиксировать способ определения глагола как части речи.
























Спишите предложение, определите часть речи выделенных слов.

Работа по рядам.

Ты свети, свети светило,

Я хочу, чтоб ты светило


Белое покрывало всю землю покрывало.

Медведь в лесу, не зная правил,

Однажды мотоциклом правил.


Работа с интерактивной доской.


-Как отличить глагол от других частей речи?

Сформулируйте правило. В этом вам помогут вопросы.

Что такое глагол?

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает?

Приведите примеры.

Откройте учебник на странице 101, прочитайте правило, данное в учебнике и сравните со своим.

Что

Проверяет понимание способа действия.

Даёт образец определения части речи.








Помогает сформулировать правило.

.



















Проговаривают алгоритм определения части речи.


По очереди называют слова, определяют часть речи доказывают правильность написания. Используют алгоритм.






https://uchi.ru/teachers/hometasks/new


Формулируют правило.




Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Цель:

А)Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Б) Проверить умение делать синтаксический разбор предложений






В) Закрепление полученных знаний






Выборочное письмо.

Прочитайте стихотворение и выпишите из него глаголы.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

А в четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всю неделю помогала,

В воскресенье отдыхала.

Прочитайте, какие глаголы вы выписали.

Как вы определили, что это глаголы.

Ответьте на вопросы.

-Что такое глагол?

-Что обозначает глагол? (действие предмета)

-На какие вопросы отвечает? (что делать, что сделать)

-Как изменяется глагол? (по числам и временам)

- Посмотрите на доску, давайте выполним задания.


-Каким членом предложения является? (сказуемым)

Для чего в речи нужны глаголы?


Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, даёт инструктаж, организует выступление групп.






Организует фронтальную проверку умения применять новое знание, преобразовывая информацию.




Выполняют упражнение в тетради, осуществляют проверку в паре.





Отвечают на вопросы, составляют рассказ о глаголе.














https://uchi.ru/teachers/hometasks/new

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

9.

Итог урока. рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Каким он был для вас?

Что нового узнали?

 -Что особенно понравилось на уроке?

-Какая работа вызвала интерес?

-Что получилось?


Учащиеся оценивают себя на уроке, отвечают на вопросы.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.