Конспект урока по русскому языку «Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 17 November 2020

Конспект урока по русскому языку, 8 класс

Тема «Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении. Бессоюзная (интонационная) связь однородных членов предложения». 8 класс.

ЦЕЛИ УРОКА:

повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов.

закрепить навык определения однородных членов в предложении.

закрепить знания о бессоюзной связи однородных членов в предложении. Отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах.

 Планируемые результаты:

Личностные: признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: формирование умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Тип урока: урок рефлексии.


ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Проблемный вопрос: Что это такое? [ о, о, о ].

- Что вы знаете об однородных членах?

Задание. Запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

     1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).

     2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой).

     3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.

     4. Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека (И. Тургенев).

     5. Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы.

Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их и заключите в овал.

Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).

Как мы их обозначаем в схеме предложения? (Берём в кружочек, овал).

Сделайте схемы однородных членов к 1 и 2 предложениям.

Как соединены между собой однородные члены в 1 - 3 предложениях? (бессоюзной связью) в пятом предложении? (союзной связью.)

3.Формулировка темы урока учащимися. Целеполагание.

- Итак, сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.

4. Работа с материалом учебника.

5. Работа с художественным текстом.

Разгадываем загадку текста

Выразительно прочитайте текст. С каким настроением вы его читали?

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Выплывает в огненном зареве солнце. Начинается день! Только на востоке ещё толпятся сизые предрассветные тучки и напоминают о только что ушедшей ночи. Весь безбрежный лесной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

Сказочно вокруг!.. Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу... Неугомонные кузнечики подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь будто дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

Вопросы и задания

- Определите тему и основную мысль текста. Попробуйте его озаглавить. Почему вы дали такое название?

- Определите, к какому типу речи принадлежит данный фрагмент текста. Постарайтесь доказать свое утверждение.

- Подберите синонимы к слову «сизые».

Лингвистический комментарий

Сизый

Сизый, -ая, -ое; сиз, сиза, сизо. Тёмно-серый с синеватым оттенком. С. туман. Сизая мгла. 
существительное сизость, -и, женский род

Русский толковый словарь В.В.Лопатина

СИЗЫЙ.

См. синий.

СИНИЙ

<цвет, средний между голубым и фиолетовым>.

Соврем, полн. форма образована присоединением оконч. -ии к кратк. форме синь, восхо- дящей к праслав. *sinb <синий>, <сивый>, с темой -ь вместо ожидаемой -ъ - синъ (как чернъ). Праслав. *sinb> синь образовано с пом. суф. -п-ь от того же корня *si-/*sei- < *xoi-, что в глаг. сиять <излучать свет, блестеть>, и букв. значит <блестящий, сияющий> (ср. др.-рус. синий молнии <ослепитель- ные>). Этот же корень содержится в прил. седой <; сЬдыи, серый <: сЬрьш, сивый, сизый. У древних не было отчетливого различения цветов. Наблю- дается смешение цветов как в одном и том же, так и в родственных яз. Напр., др.-рус. прил. синий значило <синий, темно-голубой, багровый, черный>.

Ср. схв. сини <сероватый, синий>; ст.-сл. с!Ати и синАти <блестеть>; др.-инд. cyamas <черный, темный>; лит. syvas <белый>, s?mas <сероватый>.

С XV в. в русских памятниках отмечается сущ. синь <синий цвет, синева>.

Оно, полагают, возникло вследствие субстантивации прил. синь <синий>.

От этого прил. с пом. суф. -ев-а образовано сущ. синева - первонач. <синяк> (конкретное), далее - <синий цвет> > <синее пространство>; с суф. -як-ъ - сущ. синякъ ~> синяк <посиневший кровоподтек на теле>; с суф. -б-ти - глаг. синЪти > синеть <становиться синим, выделяться си- ним цветом> (в укр. сишти- тожд. t из 6); с суф. -и-ти - глаг. сини- ти ~> синить (укр. синйти) <красить в синий цвет>, от этого глаг. с пом. суф. -ьк-а создано сущ. синька <действие синить> и <краска для подсинива- ния> (белья, бумаги и т. п.).

См. седой, серый, синица.

Этимологический словарь Г.П. Цыганенко 

В творческой лаборатории

- Объясните смысл пословиц и поговорок: «Весной даже трухлявый пень расцветает», «Матушка-весна всем красна».

- Назовите ассоциации к слову «весна».

- Запишите под диктовку текст, подчеркните однородные члены предложения. Выделите главное слово, к которому они относятся. 

- Объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

- Объясните виды связи однородных членов (союзная или бессоюзная, чем выражены).

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

7. Сообщение домашнего задания.

Составить текст из 6-8 предложений на тему «Зимой», включив в него предложения с однородными членами или выписать примеры предложений с несколькими рядами однородных членов из учебника литературы.


 ЛИТЕРАТУРА

1.  Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа. 2003. – 120 с.

2. Савченкова Г. Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку: к учебнику «Русский язык. 8 класс» С. Г. Бархударова и др. (М.: Просвещение) 8 кл. /Г. Ф. Савченкова. 2-е изд., стереотип. М.: Издательство «Экзамен», 2007.

3. Сборник коммуникативно-ситуативных упражнений. Русский язык. 5-12 классы / Мельникова Л.В., Данилова И.Н., Прядко А.Г., Филиппская Е.М. - Донецк: ООО „Лебедь”. – 2006. – 236 с.

4. Сборник ценностно-деятельностных задач. Русский язык. 5-11 классы / Составители: Данилова И.Н., Болгаров М.В., Ржесик С.А., Филиппская Е.М., Чебаненко О.Н. Бережная Н.В., Бондаренко А.Ю., Дейна Н.А., Дудко Е.И., Ельникова И.А., Лихтанская Т.Е., Мамченко Н.И., Московская Т.В. / Под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2017. – 458 с.

5. Уроки русского языка в 8 классе. Волгоград:  Братья Гринины, 1999.

Самоанализ урока «Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении. Бессоюзная (интонационная) связь однородных членов предложения», 8 класс

Основой для составления плана-конспекта являлся тематический план, составленный на основе календарно-годового плана. Цели данного урока отвечали требованиям программы и образовательного стандарта: повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов; закрепить навык определения однородных членов в предложении; закрепить знания о бессоюзной связи однородных членов в предложении; отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах; совершенствовать орфографическую компетенцию; развивать логическое мышление, память, умение обобщать, использовать полученные знания на практике.

Задачи урока.

Образовательная:

- организовать деятельность учащихся для изучения новой темы, используя ранее полученные ими знания;

- учить сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.

Развивающая:

- развивать речь школьников посредством обогащения словарного запаса (составьте словосочетание, предложение, дайте лексическое толкование слов) и рассуждения по алгоритму;
- формировать коммуникативные компетенции (навык работы в парах, умение вести дискуссию), учебно-познавательные компетенции (целеполагание, планирование, рефлексию, логику, самостоятельность мышления);
- развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем).

Воспитательная:

- продолжать формировать интерес к предмету; воспитывать уважение к русскому языку;

- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Здоровьесберегающая:

- создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала.

Положительные результаты урока

На уроке соблюдался принцип гуманистической психологии и развивающего обучения.

В рамках проведенного урока с использованием ценностно-деятельностных задач прослеживались следующие уровни: 1) уровень теоретических представлений, где язык - феномен духовности и культуры; 2) уровень учебного предмета, где учебная деятельность представлена как совместная творческая деятельность, цель которой – развитие языковой личности; 3) уровень учебного материала, где слово и текст выступают как материальные формы существования культуры.

Урок был построен на основе системно-деятельностного подхода в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

Форма проведения урока в виде поиска ответа на проблемный вопрос существенно повысила мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся в динамичной атмосфере урока показать свои знания.

Содержание урока соответствовало программе. Урок выдержан в соответствии с методикой и во временных рамках. Структура урока отличалась продуманностью, логичностью. Использовались различные виды работы: репродуктивные, творческие. Это и работа в тетрадях, и практическая деятельность, и самостоятельная работа, и работа в группах. Урок построен с опорой на принцип научности, доступности, наглядности.

На уроке проводилась работа по расширению словарного запаса учащихся. Дети были активны, работали в сотрудничестве друг с другом, оказывали взаимопомощь.

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся. Ориентируясь на фазы активности учащихся, я старалась распределять время на уроке таким образом, чтобы достичь максимальной продуктивности и максимального уровня усвоения информации, используя разные типы восприятия информации: визуальный, аудиальный.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание было вариативным (с учетом разных возможностей учащихся) и носило как творческий, так и поисковый характер.

Таким образом, на уроке через все виды восприятия и памяти, через самостоятельную мыслительную деятельность, применение теоретических знаний мировоззренческого и нравственно-духовного уровня, через эмоциональные переживания реализовывались познавательные закономерности различных видов деятельности.

Считаю, что урок был построен методически грамотно, рационально спланирован.

Поставленные цели, задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации