Конспект урока по русскому языку «Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении» (8 класс)
Конспект урока по русскому языку, 8 класс
Тема «Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении. Бессоюзная (интонационная) связь однородных членов предложения». 8 класс.
ЦЕЛИ УРОКА:
• повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов.
• закрепить навык определения однородных членов в предложении.
• закрепить знания о бессоюзной связи однородных членов в предложении. Отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах.
Планируемые результаты:
Личностные: признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: формирование умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
Тип урока: урок рефлексии.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Проблемный вопрос: Что это такое? [ о, о, о ].
- Что вы знаете об однородных членах?
Задание. Запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.
1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).
2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой).
3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.
4. Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека (И. Тургенев).
5. Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы.
• Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их и заключите в овал.
• Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).
• Как мы их обозначаем в схеме предложения? (Берём в кружочек, овал).
• Сделайте схемы однородных членов к 1 и 2 предложениям.
• Как соединены между собой однородные члены в 1 - 3 предложениях? (бессоюзной связью) в пятом предложении? (союзной связью.)
3.Формулировка темы урока учащимися. Целеполагание.
- Итак, сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.
4. Работа с материалом учебника.
5. Работа с художественным текстом.
Разгадываем загадку текста
Выразительно прочитайте текст. С каким настроением вы его читали?
Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Выплывает в огненном зареве солнце. Начинается день! Только на востоке ещё толпятся сизые предрассветные тучки и напоминают о только что ушедшей ночи. Весь безбрежный лесной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.
Сказочно вокруг!.. Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу... Неугомонные кузнечики подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь будто дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.
Вопросы и задания
- Определите тему и основную мысль текста. Попробуйте его озаглавить. Почему вы дали такое название?
- Определите, к какому типу речи принадлежит данный фрагмент текста. Постарайтесь доказать свое утверждение.
- Подберите синонимы к слову «сизые».
Лингвистический комментарий
Сизый
Сизый, -ая, -ое; сиз, сиза, сизо. Тёмно-серый с синеватым оттенком. С. туман. Сизая мгла.
существительное сизость, -и, женский род
Русский толковый словарь В.В.Лопатина
СИЗЫЙ.
См. синий.
СИНИЙ
<цвет, средний между голубым и фиолетовым>.
Соврем, полн. форма образована присоединением оконч. -ии к кратк. форме синь, восхо- дящей к праслав. *sinb <синий>, <сивый>, с темой -ь вместо ожидаемой -ъ - синъ (как чернъ). Праслав. *sinb> синь образовано с пом. суф. -п-ь от того же корня *si-/*sei- < *xoi-, что в глаг. сиять <излучать свет, блестеть>, и букв. значит <блестящий, сияющий> (ср. др.-рус. синий молнии <ослепитель- ные>). Этот же корень содержится в прил. седой <; сЬдыи, серый <: сЬрьш, сивый, сизый. У древних не было отчетливого различения цветов. Наблю- дается смешение цветов как в одном и том же, так и в родственных яз. Напр., др.-рус. прил. синий значило <синий, темно-голубой, багровый, черный>.
Ср. схв. сини <сероватый, синий>; ст.-сл. с!Ати и синАти <блестеть>; др.-инд. cyamas <черный, темный>; лит. syvas <белый>, s?mas <сероватый>.
С XV в. в русских памятниках отмечается сущ. синь <синий цвет, синева>.
Оно, полагают, возникло вследствие субстантивации прил. синь <синий>.
От этого прил. с пом. суф. -ев-а образовано сущ. синева - первонач. <синяк> (конкретное), далее - <синий цвет> > <синее пространство>; с суф. -як-ъ - сущ. синякъ ~> синяк <посиневший кровоподтек на теле>; с суф. -б-ти - глаг. синЪти > синеть <становиться синим, выделяться си- ним цветом> (в укр. сишти- тожд. t из 6); с суф. -и-ти - глаг. сини- ти ~> синить (укр. синйти) <красить в синий цвет>, от этого глаг. с пом. суф. -ьк-а создано сущ. синька <действие синить> и <краска для подсинива- ния> (белья, бумаги и т. п.).
См. седой, серый, синица.
Этимологический словарь Г.П. Цыганенко
В творческой лаборатории
- Объясните смысл пословиц и поговорок: «Весной даже трухлявый пень расцветает», «Матушка-весна всем красна».
- Назовите ассоциации к слову «весна».
- Запишите под диктовку текст, подчеркните однородные члены предложения. Выделите главное слово, к которому они относятся.
- Объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения.
- Объясните виды связи однородных членов (союзная или бессоюзная, чем выражены).
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
7. Сообщение домашнего задания.
Составить текст из 6-8 предложений на тему «Зимой», включив в него предложения с однородными членами или выписать примеры предложений с несколькими рядами однородных членов из учебника литературы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа. 2003. – 120 с.
2. Савченкова Г. Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку: к учебнику «Русский язык. 8 класс» С. Г. Бархударова и др. (М.: Просвещение) 8 кл. /Г. Ф. Савченкова. 2-е изд., стереотип. М.: Издательство «Экзамен», 2007.
3. Сборник коммуникативно-ситуативных упражнений. Русский язык. 5-12 классы / Мельникова Л.В., Данилова И.Н., Прядко А.Г., Филиппская Е.М. - Донецк: ООО „Лебедь”. – 2006. – 236 с.
4. Сборник ценностно-деятельностных задач. Русский язык. 5-11 классы / Составители: Данилова И.Н., Болгаров М.В., Ржесик С.А., Филиппская Е.М., Чебаненко О.Н. Бережная Н.В., Бондаренко А.Ю., Дейна Н.А., Дудко Е.И., Ельникова И.А., Лихтанская Т.Е., Мамченко Н.И., Московская Т.В. / Под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2017. – 458 с.
5. Уроки русского языка в 8 классе. Волгоград: Братья Гринины, 1999.
Самоанализ урока «Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении. Бессоюзная (интонационная) связь однородных членов предложения», 8 класс
Основой для составления плана-конспекта являлся тематический план, составленный на основе календарно-годового плана. Цели данного урока отвечали требованиям программы и образовательного стандарта: повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов; закрепить навык определения однородных членов в предложении; закрепить знания о бессоюзной связи однородных членов в предложении; отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах; совершенствовать орфографическую компетенцию; развивать логическое мышление, память, умение обобщать, использовать полученные знания на практике.
Задачи урока.
Образовательная:
- организовать деятельность учащихся для изучения новой темы, используя ранее полученные ими знания;
- учить сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.
Развивающая:
- развивать речь школьников посредством обогащения словарного запаса (составьте словосочетание, предложение, дайте лексическое толкование слов) и рассуждения по алгоритму;
- формировать коммуникативные компетенции (навык работы в парах, умение вести дискуссию), учебно-познавательные компетенции (целеполагание, планирование, рефлексию, логику, самостоятельность мышления);
- развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем).
Воспитательная:
- продолжать формировать интерес к предмету; воспитывать уважение к русскому языку;
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Здоровьесберегающая:
- создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала.
Положительные результаты урока
На уроке соблюдался принцип гуманистической психологии и развивающего обучения.
В рамках проведенного урока с использованием ценностно-деятельностных задач прослеживались следующие уровни: 1) уровень теоретических представлений, где язык - феномен духовности и культуры; 2) уровень учебного предмета, где учебная деятельность представлена как совместная творческая деятельность, цель которой – развитие языковой личности; 3) уровень учебного материала, где слово и текст выступают как материальные формы существования культуры.
Урок был построен на основе системно-деятельностного подхода в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.
Форма проведения урока в виде поиска ответа на проблемный вопрос существенно повысила мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся в динамичной атмосфере урока показать свои знания.
Содержание урока соответствовало программе. Урок выдержан в соответствии с методикой и во временных рамках. Структура урока отличалась продуманностью, логичностью. Использовались различные виды работы: репродуктивные, творческие. Это и работа в тетрадях, и практическая деятельность, и самостоятельная работа, и работа в группах. Урок построен с опорой на принцип научности, доступности, наглядности.
На уроке проводилась работа по расширению словарного запаса учащихся. Дети были активны, работали в сотрудничестве друг с другом, оказывали взаимопомощь.
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся. Ориентируясь на фазы активности учащихся, я старалась распределять время на уроке таким образом, чтобы достичь максимальной продуктивности и максимального уровня усвоения информации, используя разные типы восприятия информации: визуальный, аудиальный.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание было вариативным (с учетом разных возможностей учащихся) и носило как творческий, так и поисковый характер.
Таким образом, на уроке через все виды восприятия и памяти, через самостоятельную мыслительную деятельность, применение теоретических знаний мировоззренческого и нравственно-духовного уровня, через эмоциональные переживания реализовывались познавательные закономерности различных видов деятельности.
Считаю, что урок был построен методически грамотно, рационально спланирован.
Поставленные цели, задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.