Урок русского языка в 8 классе «Простые односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях»
ТЕЗИС УРОКА
по русскому языку для 8 б русского класса средней школы №19 Нукусского района
Дата урока: 27 ноября 2021г
ТЕМА УРОКА: Простые односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях.
Название урока: «Народ – властитель тайны слова…»
Цель урока: -познакомить учащихся с понятием простые односоставные предложения ;
-научить учащихся отличать предложения от неполных , в которых тоже может
оказаться только один главный член;
- выработать умение свободного владения русским языком;
- помочь учащимся задуматься для чего же нам нужен язык
Ресурсы: литературные книги, учебные пособия, плакаты с цитатами, ТСО,картины,
газетные материалы, жетоны, маркеры и т. п.
1. Вступительное слово учителя о том, как по словам великого русского критика В.Г.Белинского:
«Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно:
он непрестанно живет и движется, развивается и совершенствуясь.
Язык живет вместе с жизнью народа.»
Поэтому сегодня учащиеся будут изучать и выражать своё мнение о значении русского языка и обсуждать: «Для чего нам же нам нужен язык?» Для этого мы будем использовать на уроке тексты (слайды), широко применять толковые словари и читать стихи о языке известных писателей и поэтов.
2. Учитель раздает тексты, где рассказывается о роли слова ( 1 текст на каждую группу) для проведения метода беседы.
ТЕКСТ №1
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты и ликования победы.
К.Г.Паустовский
ТЕКСТ №2
«… Язык живет вместе с жизнью народа.»
В.Г.Белинский
Т Е КС Т №3
Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем языка.
Т Е К С Т №4
Язык - это история народа, язык это путь цивилизации и культуры.
А. Куприн
3. МОЗГОВАЯ АТАКА
(фронтальная работа)
Учитель: В н и м а н и е в о п р о с!
- Для чего же нам нужен язык?
-обсуждаются в группах, учитель тихо и медленно наблюдает за событием в группах.
О Т В Е Т Ы К О М А Н Д
-Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при совместной деятельности, то есть как средство общения.
-Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять опыт человечества.
-В-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.
-«…Язык- это материал, из которого делают стихи, рассказы, романы. Из плохого материала хорошую вещь. (Отзыв о рассказе М. Ершова)
Далее учитель делает сообщение о языке как развивающееся явление
для иллюстрации на странице 4 учебника «Русский язык» для 7 класса.
Русские происходят от славян, которые все когда-то говорили на одном языке. Относительно одном, потому что этот прославянский язык был внутренне неоднородным. С расселением славян на больших территориях единство вообще разрушилось. Новые условия обитания рождали новые слова, произношение подпадало под влияние разноязычных соседей, географическая разобщенность даже общие тенденции направляла по неодинаковым путям. Все это происходило тем легче, что язык жил в устной форме, не фиксировался, не упорядочивался: первобытные славяне не знали письменности.
Различия в словаре, грамматике, фонетике стали такими, что славяне перестали понимать друг друга: праславянский язык умер, расколовшись на новые языки, из которых нас интересует восточнославянский, называемый обычно древнерусским.
Разные языки – страшная угроза утраты уз кровного родства, и патриотически настроенные ревнители славянства предприняли дерзновенную попытку восстановить взаимопонимание. 24 мая 863 года в граде Плиске, тогдашней тогдашней столице Болгарии, солуньские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской
азбуки. Идеалисты, но замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. Претерпев ряд изменений, кириллица живет и по сей день у нас, болгар, сербов и других народов.
( В. Костамаров)
2.ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Упражнение 112 на стр 61
Примечание: После опроса домашнего задания и по результатам их ответов оценивается знания учащихся.
3.НОВАЯ ТЕМА: Простые односоставные предложения.
Понятие об односоставных предложениях.
Предложения , грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными.
По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы:
1 | ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ Называют односоставные предложения, в которых ДЕЯТЕЛЬ НЕ НАЗВАН, но мыслится как определённое лицо: говорящий или его собеседники, например: | Люблю зимний лес. «Ну, как живёшь?» - поинтересовался Гаврик. «Учусь», - отвечал Петя. (В.Катаев) |
2 | НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ Односоставное предложение, в которых сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица мн.ч. настоящего и будущего времени и мн.ч. прошедшего времени в изъявительном наклонении, например: НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ употребляются, когда нужно показать, что важно само действие, а не производитель действия. |
В посёлке строят новую школу. На корабле празднуют. В каждой каюте пели и громко кричали. |
3 | БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Односоставное предложение, в которых действие и состояние не создаются деятелем; или передаётся состояние природы и окружающей среды, состояние человека, неизбежность, желательность, возможность или невозможность чего-либо. | Светает. Меня знобит. Мне холодно. Попить бы чаю! |
4 | НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Односоставные предложения с одним главным членом - подлежащим, выраженным существительным в Именительном падеже или синтаксически неделимым словосочетанием, например: | Зима. Вот и снег. 1.Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (А.А) 2. Зелень лавра, доходящая до дрожи. Дверь распахнутая, пыльное оконце. (И.Б) |
Все односоставные предложения делятся на предложения с одним главным членом - подлежащим или сказуемым,
например: 1. Хорошо в деревнях хлеб пекут. (М.Г.)
2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Бл.)
Научитесь отличать односоставные предложения от неполных, в которых тоже может оказаться только один главный член.
Сравните предложения:
1. Во дворах сгребают огромные кучи сухих листьев.
2.- Что делают дворники осенью?
- Во дворах сгребают огромные кучи сухих листьев.
В первом случае сообщается о том, что производится определённое действие, а кто его производит - не важно. Это - односоставное предложение.
Во втором случае сообщается о действии, которое производит определённый субъект - дворники. Подлежащее дворники пропущено, но легко восстанавливается из предшествующего предложения. Значит, второе предложение - двусоставное неполное.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Упражнение б/н на стр 62 Групповая работа.
Задание : Спишите предложения, выделите грамматические основы. Во всех ли предложениях есть оба главных члена?
Карточка №1
1. Каждую среду хожу на занятия в спортивную секцию.
Карточка №2
2. Мы знаем в родном городе каждую улицу.
Карточка №3
3.Завтра уезжаем в спортивный лагерь.
Карточка №4
4.Едешь с нами?
Карточка №5
5.Раннее утро. Тихий шёпот воды в арыке. На арче поют птицы.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ
Карточка №1
1. Каждую среду хожу на занятия в спортивную секцию. (Односоставное предложение со сказуемым)
Карточка №2
2. Мы знаем в родном городе каждую улицу. (двусоставное предложение подлежащее и сказуемое)
Карточка №3
3.Завтра уезжаем в спортивный лагерь. (Односоставное предложение со сказуемым)
Карточка №4
4.Едешь с нами? (Односоставное предложение со сказуемым)
Карточка №5
5. Раннее утро. (Односоставное предложение с подлежащим)
Тихий шёпот воды в арыке. (Односоставное предложение с подлежащим)
На арче поют птицы. (Двусоставное предложение сказуемое + подлежащее)
Упражнение 115 ( стр 63 )
Спишите, подчеркните главные члены предложения. Укажите, какое это предложение: двусоставное или односоставное.
Односоставные предложения | Двусоставные предложения |
1. (Что делали?) Били в набат. (однсост. со сказуемым) | 1. (Что?) Шум (Что делал? )умножался. |
2. (Что делай? ) Молчи, прошу, не смей меня будить. (Тютч.) | |
3. (Что делало?) Становилось всё светлее и светлее. Яснее и яснее (Что делали?) обозначались лица людей. (А.Т.) . (однсост. Со сказуемым) | |
4. Знойный и душный (Что?) полдень. На небе нет (Что?) ни облачка. | 4. Выжженная солнцем (Что?) трава (Что делает?) глядит уныло, безнадёжно. (Ч.) |
5. Но вот прошло (Что?) четыре года. | 5. В одно тихое, тёплое утро в больницу (Что сделали?) принесли (Что?) письмо. |
Упражнение 116 ( стр 63 )
Задание. Прочитайте текст. Выпишите сначала предложения с главным членом - подлежащим, а затем с главным членом - сказуемым.
Предложения с главным членом - подлежащим | Предложения с главным членом - сказуемым. |
Снова (Что?) СТЕПЬ. | (Что делают?) СИНЕЮТ её пирамидальные (Что?) ТОПОЛЯ. |
Теперь на горизонте видна (Что?) СТАНИЦА. | (Что?) ВОЗДУХ (Что делает?) ДРОЖИТ от зноя. |
(Что?) БЕРЕГ реки. | Лица девочек (Что делают?) ПРИНИМАЮТ спокойное (Что?) ВЫРАЖЕНИЕ. |
Низенькая (Что?) ИЗГОРОДЬ. | Но вот наконец-то (Что?) СТАНИЦА входит в нашу жизнь , (Что делает?) ОКРУЖАЕТ белыми хатами, палисадниками с мальвой. |
Чьи-то (Что?) САДЫ. | Здесь мы (Что сделали?) СДЕЛАЛИ первый (Что?) ПРИВАЛ. |
(Что?) КУПАНЬЕ в знакомой воде с незнакомого берега. | (Что делаем?) СОБИРАЕМ (Что?) ХВОРОСТ. |
(Кто?) ВСЕ довольны переходом. | (Что делаем?) РАЗВОДИМ (Что?) КОСТЁР. |
| (Кто?) ДЕВОЧКИ (Что делают?) ВАРЯТ кашу из пшена с салом. (Е. Шварц.) |
О Б С У Ж Д Е Н И Е
1) Что вы узнали на уроке ?
2) Как вам работалось в группе?
3) Какая группа была наиболее убедительна в своем высказывании? Почему?
4) Как вы думаете, что может произойти, если каждый народ потеряет свой язык на
котором он общается?
Презентация учащихся.
Расширение: Дома написать сочинение-миниатюру на одну из тем :
«Почему нужно изучать русский язык?»
«Русский язык вчера, сегодня, завтра»
«Может ли существовать единый язык для всего человечества?
Оценивание учащихся и подведение итогов урока.
М Е Т О Д «Р Е Ф Л Е К С И Я»
Учащимся раздается листы для того, чтобы они написали свое отношение к изученному материалу.
Сегодня для меня было новым…
На этом урок заканчивается, но у ребят останется самые хорошие впечатления от урока, где они узнали о значении языка в их жизни и общества.
Таким образом, применение интерактивных методов ведения урока дает учителю больше возможности использования своего педагогического мастерства, индивидуального подхода и видения урока. Спектр новых педагогических методик очень велик, и каждый учитель сможет выбрать такой метод, который был бы применим на том или ином этапе урока. Преимущества такого подхода к урокам очевидны: ученики становятся активными, им интересно работать на уроке, материал усваивается лучше.
Составитель учитель русского языка и литературы: Баймуханова А
Цель урока:
-познакомить учащихся с понятием простые односоставные предложения ;
-научить учащихся отличать предложения от неполных , в которых тоже может оказаться только один главный член;
- выработать умение свободного владения русским язык
- помочь учащимся задуматься для чего же нам нужен язык
ТЕКСТ №1
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты и ликования победы.
К.Г.Паустовский
ТЕКСТ №2
«… Язык живет вместе с жизнью народа.»
В.Г.Белинский
Т Е КС Т №3
Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем языка.
Т Е К С Т №4
Язык - это история народа, язык это путь цивилизации и культуры.
Карточка №1
1. Каждую среду хожу на занятия в спортивную секцию.
Карточка №2
2. Мы знаем в родном городе каждую улицу.
Карточка №3
3.Завтра уезжаем в спортивный лагерь.
Карточка №4
4.Едешь с нами?
Карточка №5
5.Раннее утро. Тихий шёпот воды в арыке. На арче поют птицы.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ
Карточка №1
1. Каждую среду хожу на занятия в спортивную секцию. (Односоставное предложение со сказуемым)
Карточка №2
2. Мы знаем в родном городе каждую улицу. (двусоставное предложение подлежащее и сказуемое)
Карточка №3
3.Завтра уезжаем в спортивный лагерь. (Односоставное предложение со сказуемым)
Карточка №4
4.Едешь с нами? (Односоставное предложение со сказуемым)
Карточка №5
5. Раннее утро. (Односоставное предложение с подлежащим)
Тихий шёпот воды в арыке. (Односоставное предложение с подлежащим)
На арче поют птицы. (Двусоставное предложение сказуемое + подлежащее)
Упражнение 115 ( стр 63 )
Спишите, подчеркните главные члены предложения. Укажите, какое это предложение: двусоставное или односоставное.
Односоставные предложения | Двусоставные предложения |
1. (Что делали?) Били в набат. (однсост. со сказуемым) | 1. (Что?) Шум (Что делал? )умножался. |
2. (Что делай? ) Молчи, прошу, не смей меня будить. (Тютч.) | |
3. (Что делало?) Становилось всё светлее и светлее. Яснее и яснее (Что делали?) обозначались лица людей. (А.Т.) . (однсост. Со сказуемым) | |
4. Знойный и душный (Что?) полдень. На небе нет (Что?) ни облачка. | 4. Выжженная солнцем (Что?) трава (Что делает?) глядит уныло, безнадёжно. (Ч.) |
5. Но вот прошло (Что?) четыре года. | 5. В одно тихое, тёплое утро в больницу (Что сделали?) принесли (Что?) письмо. |
Упражнение 116 ( стр 63 )
Задание. Прочитайте текст. Выпишите сначала предложения с главным членом - подлежащим, а затем с главным членом - сказуемым.
Предложения с главным членом - подлежащим | Предложения с главным членом - сказуемым. |
Снова (Что?) СТЕПЬ. | (Что делают?) СИНЕЮТ её пирамидальные (Что?) ТОПОЛЯ. |
Теперь на горизонте видна (Что?) СТАНИЦА. | (Что?) ВОЗДУХ (Что делает?) ДРОЖИТ от зноя. |
(Что?) БЕРЕГ реки. | Лица девочек (Что делают?) ПРИНИМАЮТ спокойное (Что?) ВЫРАЖЕНИЕ. |
Низенькая (Что?) ИЗГОРОДЬ. | Но вот наконец-то (Что?) СТАНИЦА входит в нашу жизнь , (Что делает?) ОКРУЖАЕТ белыми хатами, палисадниками с мальвой. |
Чьи-то (Что?) САДЫ. | Здесь мы (Что сделали?) СДЕЛАЛИ первый (Что?) ПРИВАЛ. |
(Что?) КУПАНЬЕ в знакомой воде с незнакомого берега. | (Что делаем?) СОБИРАЕМ (Что?) ХВОРОСТ. |
(Кто?) ВСЕ довольны переходом. | (Что делаем?) РАЗВОДИМ (Что?) КОСТЁР. |
| (Кто?) ДЕВОЧКИ (Что делают?) ВАРЯТ кашу из пшена с салом. (Е. Шварц.) |