12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Авдеева Светлана Владимировна72

Пояснительная записка к пособию «Логопедическая собака».

Название: «Логопедическая собака».

Цель: создание благоприятных условий для устранения нарушений звукопроизношения у детей.

Задачи:

Повысить мотивацию детей к логопедическим занятиям, интерес к выполнению заданий.

Повысить эффективность усвоения ребенком упражнений артикуляционной гимнастики и артикуляционных укладов звуков.

Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.

Разнообразить проведение подгрупповых и фронтальных занятий присутствием сказочного героя, общением с ним.

Повысить психологический комфорт ребенка на логопедических занятиях.

Активация психических процессов.

Рекомендуемый возраст – любой (дошкольный и младший школьный).

Рекомендуемый тип занятия – индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.

Требуемые для работы знания и умения ребенка – отсутствуют.

Логопедическая игрушка с подвижной нижней челюстью, подвижным языком и зубами очень актуальна в работе логопеда. Фотографии подобных игрушек можно встретить в интернете. Мне попадались змея, коты, жирафы и просто вязаный рот. Некоторые пособия были с зубами, некоторые без, подвижность нижней челюсти тоже была различной. Я в своей работе логопедом столкнулась с тем, что дети очень плохо понимают артикуляционный уклад звуков и даже позы артикуляционной гимнастики. Дети с ОВЗ не могут повторить позу или понять её тонкости даже когда логопед показывает им всё на своем примере. Пассивно показать (руками или зондом) не выход, так как у многих детей очень сильный рвотный рефлекс на внешние воздействия. Я почувствовала необходимость сделать себе логопедическую игрушку, которая будет вызывать у детей положительные эмоции, и на которой я смогу им просто и наглядно объяснить любой артикуляционный уклад. Все примеры из интернета мне не подходили по разным причинам. Я решила разработать и связать свою игрушку, с учетом моих потребностей в работе.

Дети любят милых домашних животных. Симпатию чаще всего вызывают кошки и собаки. Но у кошки менее удобное для логопедических целей строение черепа. У собаки мордочка вытянутая, челюсти удлинённые, артикуляционный уклад на них хорошо виден и его удобно выставлять. Игрушка должна быть вязаной. У вязаных игрушек есть много преимуществ: безопасность, экологичность, лёгкость, пластичность, возможность обработки. Кроме этого вязаная игрушка имеет бугристую структуру, которая развивает мелкую моторику. Моя игрушка связана из натуральной шерсти, что ещё более усиливает сенсорное воздействие. Мы все знаем о пользе тактильных ощущений в работе с детьми с ОВЗ. Тактильное восприятие не только помогает лучше познавать окружающий мир, но и косвенно влияет на развитие речи и мышления.

Моя логопедическая собака сделана в виде перчаточной куклы, для надевания на руку. Большой палец – нижняя челюсть, указательный – язык, остальные три пальца – голова и верхняя челюсть. Всё подвижно. И я могу беседовать с ребенком от лица собачки, что часто является важным психологическим моментом занятия. Моя собака может «приходить ко мне в гости» и на фронтальные занятия, помогать мне их вести. На индивидуальных занятиях мы смотрим на собаке, как и куда поставить язык. Это можно делать, надев игрушку на руку. А можно надеть её на подставку и руками формировать любую позу языка и челюстей. Вязаный язык легко гнётся. Его можно поставить и перед зубами, и за ними, чтобы показать артикуляционное упражнение. Ведь повторить упражнение за сказочной игрушкой намного «веселее», чем за «взрослой тётей». Именно для этих целей так важно наличие у игрушки зубов, похожих на человеческие.

Но и этих целей мне показалось мало. Собачка должна побуждать малыша к дальнейшей работе над мелкой моторикой и над автоматизацией звуков. Моя собачка – девочка. Она любит украшения. У неё есть бусы и бантик. Она может принести их с собой на занятие. Мы снимем с неё бантик (развязать – развитие мелкой моторики) и поиграем с ним (как именно расскажу в инструкции). А бусы мы используем для автоматизации звуков, параллельно с развитием мелкой моторики и тактильных ощущений.

Собачке можно дать собственное имя в зависимости от звуков, которые может произносить ребенок. Имя можно придумать вместе с малышом.

Ожидаемые результаты – повышения интереса к занятиям с логопедом, развитие мелкой моторики, сенсорных ощущений, более лёгкое усвоение ребенком упражнений артикуляционной гимнастики и артикуляционных укладов звуков, психологический комфорт и хорошее настроение от общения со сказочным героем, готовность выполнять даже трудные задания по просьбе собачки.

Список материалов, использованных при создании пособия: нитки шерстяные (натуральные) разных цветов, пуговицы для глаз, бусины деревянные и пластиковые разных размеров.

Инструкцию по использованию пособия «Логопедическая собака».

На фронтальных и подгрупповых занятиях.

В начале занятия или в ходе его говорим детям: «Ребята, сегодня к нам в гости пришла собачка Тяпа (имя любое). Она нам расскажет (загадает загадки, поиграет с нами, научит нас и т.д.)…..». И далее собачка участвует в занятии. Хвалит детей, просит их что-то сделать и т.д.

В ходе занятия все дети могут подгадить собачку для развития тактильных ощущений.

На индивидуальных занятиях.

На подготовительном этапе смотрим на собачке, как и куда поставить язык при изучении новых упражнений артикуляционной гимнастики. Это можно делать, надев игрушку на руку. А можно надеть её на подставку и руками формировать любую позу языка и челюстей. Вязаный язык легко гнётся. Его можно поставить и перед зубами, и за ними, чтобы показать артикуляционное упражнение.

На подготовительном этапе при развитии мелкой моторики можно гладить собачку, развязать её бантик и поиграть с ним, рассмотреть и пощупать бусины (а также найти большие бусины, маленькие и средние). Игры с бантиком. Привязываем бантик на пальчик ребенку. Просим: «Подними (согни) пальчик с бантиком». Можно шевелить пальчиком, на котором бантик. Можно согнуть все остальные пальчики, а с бантиком не сгибать. Простор для творчества зависит от фантазии педагога.

На этапе постановки звуков собачка показывает, как правильно поставить язычок для произнесения нужного звука. Можно беседовать с ребенком от лица собачки, а можно просто использовать её как объект для показа поз.

На этапе автоматизации собачка просит малыша взять свои бусы и проговаривать слоги или слова, перебирая большие бусины.

Таким образом, время для работы с пособием на занятии может быть от нескольких минут до времени всего занятия целиком. Всё зависит от желания и творчества педагога и от образовательных задач.

e1612457712.jpg
​​​​​​​
Опубликовано


Комментарии (3)

Фролова Елена Николаевна, 04.02.21 в 22:27 2Ответить Пожаловаться
Собачка великолепная!
Шабанова Алёна, 05.02.21 в 05:07 2Ответить Пожаловаться
Когда я стала знакомиться с Вашей публикацией, сначала подумала, зачем выбрали собаку, лучше бы кошку, тк собака у многих вызывает страх. Но увидив фото вашего творчества, поняла, что здесь можно ещё с детьми поговорить о животном с хорошей стороны, ведь она у Вас такая милая, добрая, улыбчивая! Исчезнет страх и боязнь у многих детей + лексика+грамматика!!!
Кияйкина Наталья Федоровна, 06.02.21 в 09:45 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную и содержательную разработку! Уникальное пособие, сделанное своими руками!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.