Постановка этюдов на материале осетинских танцев. Конспект занятия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»»
Постановка этюдов на материале
осетинских танцев
(конспект занятия)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Кораева М.Р.
г. Владикавказ, 2018г.
Тема занятия:
«Постановка этюдов на материале осетинских танцев»
Цель: развитие творческих способностей, фантазии, воображения, формирования художественного образного виденья и мышления, развитие и обогащение творческого потенциала личности в системе хореографического образования.
Задачи:
овладение методикой исполнения комбинированных движений;
умение сопоставлять и сравнивать технику исполнения движений;
разучить этюд с использованием разученного ранее материала.
развить выразительную, точную передачу техники, характера, стиль исполнения танцевальных элементов;
формировать нравственные качества личности, развивать навыки межличностного общения в танце через взаимодействие с партнером;
развивать мыслительную деятельность, выносливость.
воспитывать чувство гордости за национальное культурное наследие;
привить любовь и устойчивый интерес к народному танцу;
повышать исполнительский уровень обучающихся, культуру движения.
Тип занятия: комбинированный.
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные
Оборудование: Музыкальные инструменты (гармоника, доул).
План занятия:
Организационная часть.
Разминка.
Изучение нового материала.
Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
Педагог и обучающиеся приветствуют друг друга. Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия.
Разминка – тренаж.
Занятие начинается с разминки:
марш по кругу с оттянутыми носочками;
марш на полупальцах и на пятках;
переменный ход с пятки на носок;
бег по кругу с поднятием ног, с захлестом, с вытянутыми ногами вперед;
ходьба «гусиным» шагом по кругу»
прыжки в присядке;
После окончания разминки обучающиеся выходят на середину зала и разбиваются на линии. Начинается тренаж, который состоит из элементов классического и народно-сценического танца.
разогрев стопы, поднятие на полупальцах по VI позиции;
разогрев носочков по VI позиции;
приседания на колено поочередно;
прыжки с вытянутыми ногами по УГпозиции и поджатыми;
plie по I, II, V позиции;
battment tandu по V позиции;
battment tandu + plie по V позиции;
battment tandu в народном плане по I позиции;
партерная гимнастика;
ковырял очка (все виды);
ножницы (простые, с выбросом ноги назад и вперед, с прыжком);
растяжка (в сторону, вперед и в повороте);
подсечка с поворотом;
элементы движения горского танца.
Затем обучающиеся по кругу выполняют элементы осетинских танцев: «Симд», «Хонгæ» и ход «Сирга» на полупальцах и полной стопе.
Этюд в переводе с французского языка означает – изучение. Понятие этюд встречается во всех жанрах искусства. Этюд в хореографии – это маленькое законченное произведение, которое по своему содержанию, по качеству приближается к самостоятельному сценическому номеру. Этюд в хореографии имеет два вида:
Учебный этюд;
Танцевальный этюд.
В этюде на развитие техники исполнения хореографический материал исполняется уже в вариациях, в сочетаниях, от простого к сложному. В таких этюдах обязательно используется характер и манера исполнения той народности, чьи движения использованы.
В этюде на рисунок в основе лежит композиционный рисунок и его развитие. В этюде на актёрское мастерство показывается какой-либо персонаж, образ. В этюд на пластику включены работа рук, корпуса, головы.
Этюды подразделяются на:
Орнаментальные (не имеющие содержания), включают в себя большое количество хореографического материала, который подаётся о простого к сложному.
Тематические (где заложена определённая тематика). Этюд, как и любое хореографическое произведение имеет своё композиционное построение. Каждый этюд состоит из 4 частей:
Выход – в этой части происходит знакомство зрителя с исполнителями, с национальностью, эпохой, музыкальным аккомпанементом.
Проходка – в этой части завязываются взаимоотношения между исполнителями.
Коленце – самая большая часть этюда, в которой используется большое количество лексики, наиболее ярко раскрывается содержание этюда.
Уход или финал – в этой части идёт прощание исполнителей со зрителем, ставится точка мыслей балетмейстера. Уход подразумевает, что все исполнители уходят со сценической площадки, а финал – исполнители остаются на сцене.
На основе изученных ранее элементов движений, обучающиеся с помощью педагога составляют этюды.
Педагог оценивает успехи каждого обучающегося, указывает на недостатки.
Дает задание закрепить танцевальные движения дома.
Благодарит детей за работу на занятии.
Литература
В. Уарзиати Танец в осетинской культуре
Захаров Р.В. Слово о танце/Р.В. Захаров. – М., 1979.
Моисеев И.А. Жизнь в танце/И.А. Моисеев – М., 1968.
Туганов М. Литературное наследие/М. Туганов. – О., 1977. г. Орджоникидзе
Фокин М. Против течения/М. Фокин. – Л. – М., 1962.