12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8533
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

занятие «Эмоциональные этюды»

(блок «Лабиринт эмоций» серии занятий Программы развития эмоционально-волевой сферы «Лабиринт»)

Автор:

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»



Программа развития эмоционально-волевой сферы «Лабиринт» направлена на поддержание личностного развития ребенка, и способствует развитию самоинтереса, формированию позитивного Я-образа, расширяет и обогащает эмоционально-драматический опыт, актуализирует различные эмоциональные состояния.

В основу программы положена легенда о Средневековом лабиринте, пройдя через который, каждый подросток сможет ответить на волнующие его вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?», «Где Я?», «Куда Я иду?».

Возраст участников: 13+

Продолжительность каждого занятия программы: 60 минут.

Содержание программы.

Программа состоит из трех обучающих блоков (лабиринтов).

1-й – «Лабиринт самосознания».

Цель блока: расширение представлений о собственной личности, развитие самосознания, раскрытие собственных ресурсов.

2-й – «Лабиринт эмоций».

Цель блока: развитие эмоциональной гибкости, расширение представлений о своих собственных чувствах и эмоциях, развитие умения контроля и эмоционального отражения воздействия объективной реальности.

3-й – «Лабиринт смыслов».

Цель блока: развития умения формирования жизненно важных задач и смыслов, обучение механизму перспективного мышления.

Занятие:

Данное занятие позволит участнику научиться глубже понимать, отражать, и интерпретировать свои собственные эмоции, и эмоции окружающих. Также, знакомит участников занятия с механизмами эмоционального отражения собственных состояний.

Необходимые материалы: фотографии или изображения различных эмоций и состояний, аудио воспроизводящая аппаратура, музыкальные композиции из серии «Эмоции», или отражающие эмоциональные состояния различной глубины и контраста.

Ведущий: Добро пожаловать в Лабиринт эмоций. Что ждет нас впереди? Что мы увидим? Сможем ли мы это понять? Наши эмоции – это глубокая, уникальная вселенная, в которой единовременно происходит множество различных процессов, переживаний, ощущений. А умеем ли мы выражать свои собственные эмоции? Понимаем ли то, что отражают эмоции других людей? Можем ли мы контролировать свои, и достойно реагировать на чужие эмоции? Пройдя Лабиринт эмоций, мы сможем понять – где мы в мире эмоций?

Описание упражнения:

Ведущий рассказывает участникам занятия о глубине эмоционального мира человека: о том, что такое эмоции, для чего они нам нужны, как они проявляются, что служит источником их зарождения. В качестве визуального примера используя фотографии и изображения, рисунки, воспроизводит музыкальные композиции, отражающие глубину эмоций и состояний. Демонстрируя иллюстрации эмоций, ведущий располагает их на стенах и других визуально доступных местах, чтобы участники занятия могла их хорошо видеть. Этот ход позволит поддерживать эмоциональный фон занятия.

Все участники занятия объединяются в пары. Один из участников с помощью собственной мимики, пластики, жестов демонстрирует какое-либо эмоциональное состояние. Партнер должен распознать его. Далее участники меняют. Повторять уже продемонстрированные состояния нельзя. Таким образом, участники занятия получают опыт осознания и отражения различных эмоциональных состояний. Увидеть их различие, понять их глубину.

Участники занятия распределяются в свободном порядке, и занимают любое место, которое кажется им комфортным. Ведущий воспроизводит музыкальные композиции, отражающие эмоциональные состояния. Каждый фрагмент звучит 2 минуты. Основная идея заключается в том, что участникам занятия нужно понять эмоции музыкального фрагмента, и изобразить ее (интуитивно, не сговариваясь), в форме этюда.

Если у участников возникают сложности с пониманием и отражением эмоций, не бойтесь помогать им в проявление спонтанности и импровизации. С целью увеличения спектра эмоций, по ходу упражнения демонстрируйте изображения (связанные с музыкальным фрагментом), и предложите пластически выразить и прожить ее.


Обсуждение и рефлексия:

Ведущий: мы вместе прошли через Лабиринт эмоций, и можем ответить на вопрос: «Какой Я?». Давайте поделимся друг с другом тем, кокой опыт мы получили, и ответим на вопросы:

Какие эмоции мы переживаем чаще?

Что такое эмоциональный опыт?

Как влияет эмоциональный опыт человека на его жизнь?

Как мы отражаем сои собственные эмоции?

Покидая Лабиринт эмоций, желаю вам быть искренними перед собой, стараться больше отражать свои эмоции, понимать других. И всегда быть в гармонии с собой и окружающим миром.

Ритуал завершения занятия. Свободная форма, на усмотрение ведущего, с акцентом на эмоциональный фон.

Вспомогательная литература:

Волков Б. С. Психология развития подростка. – СПБ.: Питер, 2005.

Дольто Ф. На стороне подростка. – Екатеринбург, 2004.

Ньюкомб Н. Психология развития ребенка. – СПБ.: Питер, 2005.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.

Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М.: Просвещение, 2002.

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 30.05.20 в 00:52 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную информацию!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.