Потребности и ресурсы семьи с детьми с нарушением слуха в меняющемся мире
ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Капнина Марина Михайловна (madam.kapnina@yandex.ru)
(Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 г.Ставрополя.)
Психофизиологические особенности детей с нарушенным слухом
Психофизиологические особенности детей с недостатками слуха привлекали внимание педагогов и врачей-психиатров уже с середины XIX в. Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями - менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Нарушения слуха встречаются у 1 из 1000 новорожденных.(Королёва И. В.2012 г.) Среди новорожденных, находящихся в палатах интенсивной терапии (недоношенные дети, дети с высоким уровнем билирубина и другими патологиями), частота встречаемости нарушений слуха составляет 20--30 детей на 1000. У 1--3 детей из 1000 нарушения слуха развиваются в течение 1--2-го года жизни. 10--12% детей имеют центральные расстройства слуха, которые проявляются в нарушениях слухового внимания, слуховой памяти и др. Для этих детей характерно также наличие нарушения речевого развития
Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта.
У детей с нарушениями слуха отделение себя от окружающих людей, выделение собственных качеств и качеств другого человека происходит в более старшем возрасте, чем у нормально слышащих детей. Они позже начинают указывать на себя.
Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не слышащим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.
К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.
Для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Однако именно в семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Рождение ребенка с отклонениями в развитии оказывается испытанием для всех членов семьи. Поскольку родители связывают с детьми свои надежды, в том числе по реализации своих неисполненных мечтаний, они тем самым как бы поднимаются на более высокую ступень личностного развития, принимая на себя обязанности воспитателей следующего поколения. Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей. Создается психологическое противоречие между созреванием новых отношений в семье и невозможностью их осуществления, которое углубляется в случае единственно возможного ребенка. В большей степени это затрагивает слышащих родителей.
Рождение ребенка в семье с нарушениями в развитии приводит, как правило, к дезадаптации семьи, нарушениями внутрисемейных отношений. Степень выраженности дезадаптации семьи зависит не только от тяжести дефекта в развитии ребенка, но и от ценностных ориентаций родителей, от их отношений к проблемам ребенка и от прилагаемых ими усилий.
Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности и инертности. У глухих детей, имеющих слышащих родителей, обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям, чем у слышащих детей или глухих, имеющих глухих родителей; у них отмечается примерно такое же число проявлений положительных эмоций по отношению к братьям и сестрам и резко отрицательное эмоциональное отношение к отцу, что составляет их специфическую особенность. При этом наиболее благополучные эмоциональные отношения у них складываются с братьями и сестрами. Дети открыто выражают свои чувства по отношению к ним. Отношения с матерью эмоционально обеднены, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. К концу подросткового возраста достигается сходство эмоциональных отношений в семьях, воспитывающих глухих и слышащих детей.
Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях детей-инвалидов по слуху с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций..
В семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психофизическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Реакция родителей на рождение ребенка с особенностями психофизического развития в рамках научного исследования сравнивается с реакцией на смерть, так как в обоих случаях нет такого решения, которое исправило бы ситуацию, а единственно возможное решение состоит в принятии неотвратимого.
После того как шок прошел, до родителей доходит ужас диагноза: ребенок никогда не будет слышать, не будет слышать тысячи звуков, которые мы обычно воспринимаем как сами собой разумеющиеся. Он будет отделен глухотой и немотой от других людей. Эту стадию Д. Льютеман назвал «понимание». В этот период родители испытывают стыд, угрызения совести и даже обиду.
Третья стадия является наиболее опасной. Она получила название «защитное отрицание» Родители пытаются вырваться из плена неприятных переживаний, отрицая факт глухоты. Это отрицание может проявляться по разному. Например, они начинают думать, что это дурной сон, и каждое утро спешат к постели малыша с надеждой, что сон развеялся и ребенок слышит. На данной стадии можно «застрять» надолго и потерять драгоценное время, если не осознать, что многое можно сделать для счастья ребенка, признав его глухоту.
Следующей стадией является «принятие глухоты». На этой стадии родители осознают, что ничего нельзя поделать с тем, что ребенок глухой. Но они готовы сделать все для счастья малыша. Каждый родитель прикладывает немало сил, чтобы из беспомощного ребенка вырастить достойного человека. Родители готовы воспитывать своего глухого ребенка, хотя и понимают, что это очень трудно.
Пятая стадия-«конструктивные действия». Меняются жизненные ценности, образ жизни семьи. Появляется новая важная цель-воспитать глухого малыша так, чтобы он стал счастливым человеком, личностью. Жизнь приобретает новый смысл, становится более насыщенной и интересной.
Типы отношений:
1 Полное принятие: Родитель понимает и принимает глухоту ребенка и трезво относится к ней. Он не считает, что у него нет проблем, что думает, что может их решить. Он терпеливо, ровно, с большой теплотой и любовью относится к ребенку, у него с ним очень хорошие отношения. Такое отношение возникает не сразу и не просто, требуется время и усилия.
2 Гиперопека: Это значит, что родитель ничего не даёт ребенку делать самому, освобождает его от всех обязанностей. Ребенок уже привык к этому и считает, что все должны его обслуживать и все ему обязаны. Родитель не представляет, что будет, когда он вырастет? Кто будет его всё время обслуживать? Кому он будет нужен? Такие действия родителя можно обосновать тем, что он ещё испытывает чувство стыда, вины, обиды и растерянности и, чтобы их скрыть, балует и опекает ребенка. Но баловать - это не значит любить по-настоящему
3 Нереалистическое: Родитель не хочет признавать, что его ребенок плохо слышит, и ставит перед ребенком нереальные цели. Он хочет показать всем, что ваш ребенок такой же как и другие дети. Конечно, малыш будет стараться угодить своему родителю, но скоро почувствует себя одиноким и несчастным, потому, что не сможет выполнять в полной мере того, что от него хотят. Потом он станет переоценивать себя и попадать в сложные ситуации.
4 Безразличие или отвержение: Пи безразличном отношении, неосознанные чувства родителя и жизненные ценности приводят к эмоциональному непринятию ребенка: родитель не любит быть с ним, не старается понять его, полюбить, поделиться с ним своими чувствами. Родитель может и не осознавать, но чувствует, что ребенок ему не нужен, мешает. Ему всё в нем не нравится, он его постоянно ругает. И хотя он искренне о нем заботится, удовлетворяет лишь его материальные потребности. Иногда это проявляется в открытой враждебности к ребенку. В любом случае родители винят всех: ребенка, врача, родственников, общество-в том, что они несчастны, но только не себя. Это самый опасный и для ребенка, и для родителя тип отношений. Было бы не плохо, если бы родители обратились к психологу, или пообщались с другими родителями глухих детей.
Три последних типа отношений родителя ребенком могут отрицательно сказаться на общем психическом развитие ребенка, что будет являться отрицательным результатом воспитания ребенка. Однако, чтобы этого избежать, нужно учесть несколько качеств матери (и родителей), положительно влияющих на развитие ребенка
Чувствительность: Чувствительная мать способна видеть ситуацию глазами ребенка. Она правильно понимает, что хочет ребенок.
Принятие: Мать, которая принимает ребенка, может чувствовать раздражение к нему, но в основном она с удовольствие ухаживает за ним, редко раздражается.
Сотрудничество: Сотрудничающая мать уважает независимость ребенка, старается избегать ситуаций, в которых она приказывала бы или прерывала бы его игры. Если такая мать заставляет ребенка что-то делать, она старается, чтобы это не противоречило его желаниям.
Доступность: Доступная мать всегда держит ребенка в поле зрения, замечает, что он хочет, даже если она не рядом и занята другим делом.
Отзывчивость: Отзывчивая мать внимательна к действиям ребенка и к тому, что он хочет сказать, сопереживает ему. Она реагирует на каждый его взгляд и возглас, обращенный к ней.
Способность к обучению ребенка Такая мама хочет научить ребенка общаться, она умеет сосредоточить внимание ребенка, правильно определить что может ребенок, а что-нет. Она умеет тактично исправлять его ошибки, побуждать к самостоятельным действиям, развивать мышление
В результате неправильного воспитания многие дети с нарушенным слухом капризны и эгоистичны, другие-пассивны и не могут ничего сделать самостоятельно, не получив одобрения мамы или папы. Такие ошибки воспитания есть и в семьях со слышащими детьми, но в семьях с детьми с нарушенным слухом они встречаются гораздо чаще.
Проблема помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями слуха, в настоящее время рассматривается в работах Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой, Е. А. Ивановой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымской и др. Их материалы содержат информацию по организации работы с детьми раннего возраста.
Так же следует отметить «слуховой метод» рано оглохших детей после кохлеарной имплантации, разработанный в процессе многолетних исследований и практической работы по реабилитации детей с КИ на базе СПб НИИ уха, горла, носа и речи. Одним из основных положений которого является положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка, которое определяется тем, что ети в возрасте до 5 лет 83% времени бодрствования проводят в семье . Это определяет ведущую роль родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка. Положение этого метода определяет и то, что родители нуждаются в профессиональной сурдопедагогической и психологической поддержке. После постановки диагноза «глухота» родители теряют чувство уверенности в общении с ребенком. Они не знают, как с ним общаться, как с ним разговаривать, как его развивать, как ему помочь научиться говорить, как его воспитывать. После имплантации большинство из них сохраняют эту неуверенность, многие очень мало разговаривают с ребенком («он же глухой», «он ничего не понимает»). Но особенность ситуации заключается в том, что дети с КИ, особенно дети, имплантированные в раннем возрасте, по образному выражению М. Кларка «нуждаются не столько в чем-то специальном, сколько в большем количестве нормального». Это требует разработки и организации системы обучения родителей развитию детей с нарушениями слуха. В отличие от традиционных подходов эта система должна быть направлена не на то, чтобы научить родителей проводить с ребенком специальные занятия и заменять сурдопедагога, а развивать слуховое восприятие, понимание речи и устную речь в процессе выполнения ежедневно.
В настоящее время существенную помощь родителям оказывают практические работники-сотрудники сурдологических кабинетов и центров, педагоги специальных дошкольных и школьных учреждений.
Формы и методы работы с семьей, имеющей ребенка с нарушенным слухом:
Целью школы является включение родителей и других членов семьи в систематическую, активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.
Работа с родителями – важная сторона деятельности школы. Это обусловлено тем, что при воспитании ребенка с нарушенным слухом родители сталкиваются с множеством проблем. Воспитание и обучение такого ребенка требует от родителей большой самоотверженности, терпения и упорства. Желание родителей систематически заниматься воспитанием ребенка, участвовать в его обучении зависит в значительной мере от того, насколько школа сможет установить с родителями контакты личного и делового порядка, в доступной форме объяснить и продемонстрировать методы и приемы работы по различным направлениям:
- повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
- участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Консультационный пункт по оказанию помощи семье.
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей). (общешкольные, классные) .
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Внеурочная деятельность одна из самых эффективных и интересных форм работы, которая придает разнообразие и содержательность совместных мероприятий.
Наглядная агитация (выставки детских работ, информационный стенд, классные альбомы и т.д.) производит на родителей положительное впечатление, а советы педагогов в связи с обсуждением работы ребенка, позволяют организовать работу в данном направлении дома.
Совет профилактики (памятки, рекомендации, номера телефонов доверия, сотрудничество с органами системы профилактики безнадзорности и т.д.).
Взаимодействие семьи и школы будет считаться плодотворным, если в процесс обучения и воспитания присоединятся родители и члены семьи, которые помогут ребенку с нарушенным слухом пройти через все трудности, встречающиеся на жизненном пути и подготовить их к полноценной самостоятельной жизни в обществе слышащих
Литература:
1. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М, 1991, с.74.
2. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М, 1970, с.7 3. Воспитание глухих детей в школе// Под ред.А.Г. Зикеева, Э.Н. Хотеевой. М,1979,
3. Идаева, Р. А. Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие личности / Р. А. Идаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 159-161.