12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мирзоева Юлия Сергеевна258

Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями слуха.


В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, нужно решить и обсудить с родителями, другими педагогами – чего мы хотим достичь с таким ребенком.

Нужно подготовить родителей, что их ожидания и надежды, м.б. обречены, и мы можем помочь ребенку приобрести какие либо навыки социализации в обществе, но, здоровым от нашей работы он не станет. Важно правильно направлять и обучать ребенка, поэтапно, что бы он, преодолевал трудности постепенно, всегда идти на усложнение и не останавливаться. Грамотное построение логопедической работы с детьми с нарушением слуха, самый главный критерий.

Среди всех детей с ОВЗ значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Детская тугоухость в последние десятилетия становится серьезной и важной проблемой в оториноларингологии, сурдопедагогике, логопедии и педагогике, так как число детей с тугоухостью не снижается, а многие факторы воздействия на орган слуха растущего организма ребенка приобретают в современных условиях еще большее значение. Исследования последних лет показывают значительное увеличение числа детей с генетическим и врожденным механизмом возникновения тугоухости, с приобретенной нейросенсорной тугоухостью и т.д. Слух — отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, — сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний. Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а дефект слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания. Таким образом, проблема развития речи у слабослышащих детей является актуальным вопросом исследования в дефектологии и логопедии.

Без специального обучения речь у слабослышащих не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитию речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. По разному идет у слабослышащего и слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у слабослышащего эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. Позднооглохшие дети, за редким исключением, сохраняют уже сформировавшуюся речь. Слабослышащие могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха.

Слабослышащие дети имеют свои особенности. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания. Много учѐных занимались исследованием проблемы речевого развития слабослышащих детей.

 В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха или способствующих ее развитию:

  • К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости.
  • Вторую группу составляют факторы эндо- или экзогенного воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственного фона), обуславливающие появление врожденной тугоухости.
  • К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слуха ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости.

Для характеристики особенностей речевого развития детей с нарушением слуха, наиболее содержательна педагогическая классификация Р.М. Боскис, в которой отмечается, что для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т.п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи.

Р.М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

В свою очередь в зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории:

  • Первая категория -дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) -это ранооглохшие дети.
  • Вторая категория -дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, -это позднооглохшие дети.

Что касается слабослышащих детей, то автором были выделены две категории слабослышащих детей:

  • Первая категория - слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи)
  •  Вторая группа - слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

Помимо Р.М. Боскис исследованием проблемы развития речи у слабослышащих детей занимались С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Л.С. Выготский, Л.П. Носкова. Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Работа по развитию устной речи является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения дошкольника.

Психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис имеет важное значение для правильного комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, их подготовки к обучению в разных типах специальных школ.

Воспитание в семье ребенка с дефектами слуха происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды прогулок), игр, свободной деятельности. Родители должны постоянно консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и результаты обучения, может дать конкретные советы по продолжен и ю коррекционно-педагогической работы с ребенком. Родителям необходимо постоянное чтение литературы по проблемам воспитания и обучения в семье детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.

Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования). Устранение у слабослышащих нарушений речи, не связанных с состоянием слуховой функции детей ведется обычными, принятыми в логопедии методами. Специфика сводится к учету имеющейся слуховой недостаточности и к обеспечению индивидуального подхода. Система работы по обогащению и уточнению словаря и по формированию грамматического строя речи освещена в работах А.Г.Зикеева, К.Г.Коровина и других авторов. При ознакомлении слабослышащего ребенка с новым словом важно обеспечить его полноценное восприятие. Это достигается за счет достаточно громкого и отчетливого произнесения слова, в особенности безударной его части за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания ребенка к артикуляции говорящего. Те же условия должны быть соблюдены и при ознакомлении слабослышащих учащихся с новыми грамматическими формами. Над правильным произношением слабослышащего логопед должен работать все время: и во время чтения, и во время пополнения словаря новыми словами и понятиями, и при усвоении новых синтаксических форм. Эта работа должна иметь систематический характер, т.е. проходить в определенной последовательности, с обязательным использованием наиболее эффективных приемов. При устранении недостатков звукопроизношения логопед должен использовать зрительный контроль (работа перед зеркалом), тактильный контроль, а также уделить особое внимание работе по различению произносимых слов фонетически и орально (артикуляционно) сходных: лапа – лампа, сто – стул, стол – столы, столом, сколько - скоро. Вначале логопед фиксирует внимание ребенка на четкости правильного произношения в целом, т.е. четкости и правильности произносимых звуков и правильном ударении, потом занимается постановкой недостающих звуков (чаще всего это звуки с, ш, ж, р, б, д, г) и их автоматизацией в словаре ребенка. Для оживления тренировочной работы очень важно применять соответствующие наглядные пособия, в частности различные специально подобранные лото слов и фраз.

Одним из важнейших проявлений недоразвития речи у слабослышащих является несформированность у них грамматического строя речи. Усвоению правильных грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия слабослышащими его окончаний, являющихся одним из основных средств выражения связей между словами в русском языке, и невозможность восприятия на слух многих предлогов, также выражающих эти связи. Многие слабослышащие долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов. У слабослышащих нередко наблюдается неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц»), неправильное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку»), пропуск предлогов («Все лицо морщинках»), употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко»). Еще больше разного рода аграмматизмов наблюдается при употреблении слабослышащими сложных предложений, структура которых с трудом усваивается даже учащимися старших классов.

 Письменная речь слабослышащих во многом отражает недочеты устной речи. При всем многообразии ее нарушений условно можно выделить две основные группы:

1) грубый аграмматизм, выражающийся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, в пропусках главных и второстепенных членов предложения и т. п.;

2) наличие тех форм дисграфий, которые связаны с имеющимися у слабослышащих грубым фонетико-фонематическим недоразвитием (акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия).

При коррекции нарушений звукопроизношения у детей с на­рушениями слуха опираются на зрительно-кинестетические представления о звуках с опорой на ощущения артикуляцион­ных движений и зрительный образ букв.

Любого глухого человека можно научить говорить, так как к этому есть предпосылки:

  1. Здоровые речевые органы.
  2. Полноценный мозг.
  3. Пластичность коры головного мозга.
  4. Способность глухих детей к подражанию.
  5. Глухие дети обладают след. способами восприятия:
  • зрительный (глухота I-IIгр.);
  • слухозрительный (со слуховым аппаратом или имплантом).

При обучении опора осуществляется в основном на сенсорную базу. В этом процессе задействованы следующие анализаторы:

  1. Зрительный анализатор – играет наибольшую роль, т.к. именно зрением воспринимаются движения речевых органов у говорящего человека. Так называемое «чтение с губ».
  2. Кожный анализатор:
  • ощущения температурные (холодный/теплый воздух, дыхание);
  • тактильно-вибрационные (вибрация груди, горла, темени, крыльев носа).
  1. Слуховой анализатор.


Условия образования детей с нарушениями слуха:


  1. Дети с выраженными нарушениями слуха могут обучаться по АООП в спец.образовательных учреждениях или в массовых школах (инклюзивно) при создании особых условий (спец.учебники, пособия, спец. программа, помощник, сопровождение сурдопедагога и др.).
  2. Дети с минимальным снижением слуха, с кохлеарным имплантом  могут обучаться в массовых школах. Им необходимо сопровождение логопеда.
  3. Глухие и слабослышащие дети должны обучаться сурдопедагогом и другими специалистами в спец.образовательных учреждениях.


Характеристика речи детей с нарушением слуха:


  1. Общая характеристика:
  • Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи.
  • Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью.
  •  У слабослышащих могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые непосредственно не связаны с состоянием слуховой функции: заикание, нарушение темпа речи, ринолалии, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, нарушения голоса, алалия, ранняя детская афазия.


  1. Фонетико-фонематические нарушения.

Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот. Кроме этого, у детей наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений (полная невозможность восприятия на слух звуков или восприятие не всех их формант).

Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора.

Можно выделить три основные формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих:

  • При неполноценной деятельности слухового анализатора, характерны замены одних звуков речи другими («суба» вместо шуба). Звуковые замены, имеющиеся в устной речи ребенка, обычно отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен. В младших классах школ слабослышащих такие формы нарушений звукопроизношения обычно выступают на первый план.
  • Вследствие недостаточности моторного отдела речевого аппарата, т. е. отклонений от нормы в строении или функционировании артикуляторных органов, нарушения выражаются обычно в искаженном звучании звуков (картавое р, межзубное или боковое с и пр.).
  • Смешанные формы нарушений звукопроизношения, обусловленные одновременно и сенсорной, и моторной недостаточностью. В этих случаях у одного и того же ребенка дефекты произношения одних звуков связаны с невозможностью их слуховой дифференциации от сходных фонем (замена ц на с), дефекты же произношения других звуков — с отклонениями от нормы в строении или функционировании артикуляторного аппарата (например, картавое р при короткой подъязычной связке или межзубное с при паретичности мышц кончика языка).

 

  1. Нарушения лексического строя речи:
  1. Недоразвитие словарного запаса.

При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у детей развитие словаря настолько отстает от нормы, что многие из них приходят в школу, владея только несколькими лепетными словами.

В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов и нечеткость (или полная невозможность) восприятия безударных частей слова, каковыми в русском языке чаще всего являются окончания, суффиксы и приставки. Слабослышащий ребенок нередко способен более или менее отчетливо воспринять на слух лишь ударную (чаще — корневую) часть слова, что приводит к «усеченности», неотчетливости и недостаточной устойчивости слуховых его образов, которые не могут служить полноценной основой для формирования лексической стороны речи.

  1. Крайняя ограниченность словарного запаса.

С трудом усваиваются слабослышащими и названия признаков предметов, так как окончания имен прилагательных в русском языке чаще бывают безударными. Особую сложность для слабослышащих детей представляет усвоение слов с отвлеченным значением служебных слов, которые нередко состоят из одного согласного звука, поэтому они опускаются детьми.

  1. Неточность употребления слов, замены.


  1. Нарушения грамматического строя речи:
  • неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц»)
  • неправильное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку»),
  • пропуск предлогов («Все лицо морщинках»)
  • употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко») 


  1. Письменная речь:


  1. грубые аграмматизмы, выражающиеся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, в пропусках главных и второстепенных членов предложения и т. п.;
  2. наличие тех форм дисграфий, которые связаны с имеющимися у слабослышащих грубым фонетико-фонематическим недоразвитием (акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия);
  3. встречается и дисграфия при нарушении фонематического анализа и синтеза слов.


Логопедическое обследование детей с нарушением слуха:

В процессе обследования слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии.

При наличии у слабослышащих речевого недоразвития необходимо исследование как импрессивной, так и всех сторон экспрессивной речи. Если помимо недоразвития речи имеются и какие-то другие ее нарушения, не связанные непосредственно с состоянием слуховой функции (например, заикание, ринолалии и пр.), то обследование дополняется также и выявлением симптоматики названных расстройств.

Во всех этих случаях логопедическое обследование слабослышащих не имеет существенных отличий от обследования детей с нормальным слухом. Основная специфика заключается в самом характере проведения с необходимостью учета неполноценности слуховой функции ребенка. Так, в ходе всего обследования приходится постоянно обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. В противном случае некоторые задания могут остаться просто им непонятным, что приведет к ошибочной диагностике.


Логопедическая (коррекционная) работа с детьми с нарушением слуха.

Методика индивидуальной деятельности развития слухового восприятия и формирования произношения (РСВ и ФП):

1-5 класс 3 ч. в нед. (6 занятий по 20 мин.)

6-11 класс – 2 часа в нед.(4занятия по 20 мин)

12-13 класс – 1 час в нед.(2 занятия по 20 мин.)

Из 20 мин. занятия 10 мин.отводится на работу над произношением, 10 мин. – над слуховым восприятием.

  1. Формирование произношения.
  • работа над звуками, голосом, дыханием, слитностью;
  • работа над правилами орфоэпии;
  • работа над словом и логическим ударением, темпом речи, интонацией.

Методы обучения произношению:

- аналитико-синтетический: лампа®лам….па (анализ)

                                             лам…па ® лампа (синтез)

- концентрический: 17 фонем – глухие и гласные

- использование всех методов: тактильные, сенсорные, вибрационные и т.д.


  1. Тренировка восприятия звуков на слух.
  • речевой материал обиходно-разговорного характера;
  • речевой материал, связанный с общеобразовательными дисциплинами.


  1. Восприятие связных текстов.

1 класс – 4-5 предложений. Далее работа усложняется, от простого – к сложному.

Система обучения глухих школьников языку.

«Коммуникативная система обучения языку» (С.Я. Зыков).

Основные положения:

1) Развитие речи следует осуществлять в тесной взаимосвязи с практической деятельностью.

2) Осуществляется развитие мышления в ходе обучения языку.

3) Организация речевой среды.

4) Развитие потребности в овладении языком.

Средства коммуникации глухих и слабослышащих детей: устная речь, письменная речь, дактильная речь, жестовая речь.

Этапы обучения языку:

  1. Детский сад – игра, дактиль
  2. Начальная школа – уроки развития речи (специальные учебники) – формирование грамматического строя речи.
  3. 6-7 класс – начинается систематическое изучение русского языка.
  4. 8-11 класс – систематическое изучение курса русского языка и литературы.


Общие правила работы педагога с детьми с нарушением слуха:

  • Лицо и речь должна быть направлена к ребенку.
  • Артикуляция четкая.
  • Органы артикуляции педагога должны быть всегда в зоне видимости ребенка с нарушением слуха.


Логопедическое воздействие :

Направления работы:

 • Коррекция звукопроизношения

 • Развитие лексико-грамматического строя речи

 • Развитие фразовой речи

 • Коррекция дисграфии и дислексии


  1. Коррекция звукопроизношения (при дефекте искажения и отсутствия звуков)

•Ведется традиционными методами и приемами


  1. Работа над нарушением слухового восприятия


 • Тяжелее дифференцируются звуки, схожие по написанию (Ш-Щ, мягкие-твердые)

• Этап дифференциации затягивается.

Есть необходимость в:

• Зрительной опоре

• Кинестетическом чувстве (ощущение положения органов артикуляции)

• Опора на письменную речь (запись слова с отрабатываемым звуком)


  1. Лексико-грамматический строй речи

• Система работы по обогащению и уточнению словаря и по формированию грамматического строя речи освещена в работах А. Г. Зикеева, К. Г. Коровина и других авторов. При ознакомлении с новым словом важно:

 • громко и отчетливо произносить слова (в особенности безударной части),

 • одновременно предъявлять написанное слово

 • привлекать внимание ребенка к артикуляции говорящего

Приемы, формирующие фразовую речь:

1) подбор картинок, иллюстраций к предложению;

2) подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);

3) самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;

4) описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц;

5) описание сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;

6) составление рассказов по серии картинок;

7) составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.


       4.  Формирование сознательности чтения, и активного отношения учащихся к читаемому тексту:

а) вступительная беседа с предъявлением наглядного материала (активизация словаря по теме, ввод в тему);

б) самостоятельное чтение текста;

в) проверка усвоения содержания прочитанного (ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя);

г) подробный анализ текста (деление текста на части, составление плана, выбор из текста слов и выражений, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств);

д) устный пересказ и изложение в письменной форме.

В процессе проведения лечебно-педагогической работы с детьми с недостатками слуха важное значение имеет развитие мысли­тельной деятельности, особенно развитие логического мышления.

При подготовке ребенка с нарушениями слуха к обучению у него важно сформировать возможность оперирования отдельными признаками предметов, т.е. выделять признаки предметов (цвет, форму, величину), обобщать конкретные и житейские понятия, группировать предметы по отдельным признакам и, наконец, классифицировать предметы. Наиболее подробно коррекционная работа с дошкольника­ми с нарушениями слуха представлена в работе А.А.Венгер, Г .Л. Выгодской, Э.И. Леонгард. Авторы разработали программу проведения занятий с маленькими глухими и слабослышащими детьми. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха должна быть предельно ранней и иметь комплексный характер, она обязательно сочетается с проведением специального сти­мулирующего лечения. Все лечебно-коррекционные мероприятия дифференцируются в зависимости от тяжести и характера слухового дефекта, со­стояния речи и интеллекта.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.