Взаимодействие семьи и школы в формировании жизненных компетенций у детей с нарушениями слуха и ТНР
ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа-интернат
для глухих и слабослышащих обучающихся
«Взаимодействие семьи и школы в формировании
жизненных компетенций у детей с нарушениями слуха и ТНР»
Шкитина Светлана Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Рождение ребенка — это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой огромные надежды.
Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи.
Современные семьи по разному относятся к своим детям с ОВЗ, которые обучаются в коррекционной школе. Можно выделить наиболее типичные их группы:
- не понимающие значения школьной профессионально-трудовой подготовки в развитии ребенка;
- равнодушные, не проявляющие интереса к жизни ребенка в школе;
- не уделяющие должного внимания социализации ребенка.
Да и адекватные родители, зачастую, болезненно реагируют на то, что их ребенок «особенный», «не такой, как все».
Ведь ребенок с ОВЗ (в нашем случае с нарушениями слуха и ТНР) действительно вызывает неподдельный интерес у посторонних людей, как взрослых, так и детей. Это и насмешки, и обидные реплики, пренебрежение, нежелание сверстников допускать их в свое общество. И всё это ребенок встречает на каждом шагу. Все это усугубляет незавидное состояние родителей.
Коррекционная школа должна помочь детям с нарушениями слуха и ТНР стать не только самостоятельными людьми, подготовить их к жизни, труду, общению, к выполнению гражданских обязанностей, но и сгладить, смягчить переживания родителей, дать им понять, что жизнь ребенка, в какой-то степени, может быть налажена.
Работа (взаимодействие) с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы.
Совместная учебно-воспитательная деятельность школы и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов школы, которая
отвечает современным требованиям, предъявляемых к образовательному учреждению:
научная обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.
Школа и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, формирует жизненные компетенции.
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия школы.
Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка и формирования у него жизненных компетенций.
Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В работе педагога по установлению контактов (взаимодействию) с семьей необходимо учитывать следующие моменты:
- в основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;
- доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
- педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;
- опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.
Иными словами, мы, педагоги, должны по возможности формировать у родителей доверительные отношения к учителям, воспитателям школы;
придать им уверенности в том, что обучение и воспитание ребенка в школе будет иметь успех.
Положительные результаты формирования жизненных компетенций у детей с нарушениями слуха и ТНР в большей степени зависят от участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество педагога и родителей.
Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми с нарушениями слуха и ТНР, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.
Педагог должен хорошо представлять себе формирующуюся роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на формирование жизненных компетенций ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.
Для выработки единых линий коррекционно-воспитательного воздействия школы и семьи на детей с нарушениями слуха и ТНР используются различные формы работы с родителями.
Примерное содержание планируемой работы сотрудничества (взаимодействия)
Познавательно-практический
семинары, родительские собрания (общие и классные), экскурсии по образовательной организации (Дни Открытых Дверей), индивидуальные консультации и тренинговые занятия.
Вот несколько направлений, по которым предлагается организовывать циклы занятий с родителями:
1. Причины возникновения осложнений в развитии детей с нарушениями слуха и ТНР.
2. Типичные затруднения детей коррекционной школы в овладении учебным материалом.
3. Особенности поведения, интересов обучающихся младших классов.
4. Подростковый период в развитии ребенка.
5. Подготовка детей с нарушениями слуха и ТНР к самостоятельной жизни.
6. Роль семьи в обучении и воспитании ребенка.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание с использованием ИКТ.
Информационно – аналитический
анкетирование, социологические опросы, почтовый ящик «Вопрос-ответ», сайт ОУ, переписка, звонки. Особенно часто последние две формы взаимодействия семьи и школы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.
Досуговый:
совместные досуги, праздники, дни рождения, участие родителей в выставках и конкурсах, субботники, совместные проекты и т.д. Это самая популярная как педагогами, так и родителями форма взаимодействия. (Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают педагогам в оформлении зала досуга, готовить номера художественной самодеятельности, непосредственное участие в спортивно-развлекательных мероприятиях, таких как «Папа, мама, я – спортивная семья», праздник «День Защитника», праздник « Международный женский день» и т.д.)
Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
Творческие домашние задания, участие в конкурсах и выставках позволяют наладить доверительные отношения родителей с ребенком и одновременно поучаствовать в образовательной деятельности.
Часто в ходе таких занятий с родителями, выявляются положительные личностные качества их самих, что необходимо для успешного сотрудничества с ребёнком, с педагогами.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним, включаются в процесс формирования жизненных компетенций ребенка. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
Родители, выполняя задания совместно с ребенком, становятся помощниками, организаторами жизни детей; создают комфортную для развития ребенка семейную среду.
При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными союзниками педагогов в любом деле.
Результаты анализа полученных данных убеждают в том, что целенаправленная и систематическая работа по организации сотрудничества оказывает положительное воздействие на гармонизацию детско-взрослых отношений и создании успешной социализации всех участников этого сотрудничества.
Наглядно-информационный
Дни открытых дверей, родительские уголки, выставки, паспорт здоровья, открытые занятия, тематические дни и недели.
Так, например, “День открытых дверей” предлагается проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка. Выставки являются своеобразным стимулом для детей с нарушениями слуха и ТНР, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.
Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и во внеурочной деятельности. У них укрепляется вера в возможности своих детей.
Вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о школе, педагогах, программах, организации учебного процесса.
Таким образом, семьям, воспитывающим детей с нарушениями слуха и ТНР, требуется целенаправленная профессиональная помощь. В условиях современного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, активному формированию жизненных компетенций, достижению им материальной независимости и социальной адаптации.
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
Уильям Джеймс