Поурочный план по ОДНКНР 6 класс по учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России
Поурочный план по ОДНКНР 6 класс по учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России / Н.Ф Виноградова, Т.Э.Мариносян. Просвещение,2021
Тема : Религия и образование.
Цель урока: познакомить учащихся с влиянием разных религий на образование; дать представление о том . как получали образование люди разного вероисповедания; объяснить смысл получения образования.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом.
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно -целевой этап
Послушайте загадки и отгадайте
- Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (школа)
- Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (книга)
- На каникулах скучает,
Тихо и спокойно в ней,
После — школьников встречает
Днем распахнутых дверей. (школа)
Вопросы к классу
- О чем загадки?
- Какое отношение они имеют к теме нашего урока?
Ответы учеников
Тема урока: Религия и образование.
- Предположите , о чем мы будем говорить.
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
Ответы учеников.
План урока
1. Христианская вера и образование на Руси.
2. Софья Палеолог.
3.Влияние ислама, буддизма, иудаизма на развитие образования.
III. Работа по теме урока
1. Христианская вера и образование на Руси.
Как вы уже знаете , в X веке Русь приняла христианство. После принятия новой веры для нашего государства начался новый этап развития. Конечно, нельзя сравнивать грамотного человека X- XI веков с нашими современниками. Очень много знаний и опята накопило человечество за прошедшие века. Но грамотный человек в XI веке по сравнению с неграмотным знал очень многое.
Работая с текстом стр. 101-102 учебника запишите факты , как люди занимались образованием:
Появление славянской письменноси
Создание «книжных училищ»
Обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек
Создание библиотек.
2. Софья Палеолог.
Рассказ учителя о Софьи Палеолог.
Вопросы к классу
- О ком вы узнали?
- Какое отношение имеет Софья Палеолог к теме урока?
Рассмотрите репродукцию картины Ф.А.Бронникова «Встреча царевны» и реконструкцию Софья Палеолог стр. 103.
- Что вы видите на ней?
- Каков внешний вид людей, их действия , другие детали?
- Определите правдиво ли это изображение реконструкция?
Работая в парах выполни задание: Переведите на современный язык рассказ пономаря московской церкви XV века о тайнике , в котором , по его предположению . была спрятана библиотека Софьи Палеолог.
«Есть в Москве под Кремлем- городом тайник, и в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками до стропу. А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные , поперек чепи в кольца проемные . замки вислые, превеликие, печати на проволоке свинцовые, а у тех палат по одному окошку, а в них решетки без затворов. А ныне тот тайник завален землею…..»
3.Влияние ислама, буддизма, иудаизма на развитие образования.
Класс делится на три группы
Задание для первой группы : познакомиться с текстом «Влияние ислама на развитие образования стр. 104-105 и ответить на вопросы.
- Что было основой будущих школ ?
- Какие науки изучали в светских школах?
- Где изучали «семь свободных искусств»?
- Какое занятие считалось важным для распространения знаний?
Задание для второй группы : познакомиться с текстом «Влияние буддизма на развитие образования стр. 105-106 и ответить на вопросы.
- Что изучали в школах при буддийских монастырях?
- На каких трех принципах строилось обучение?
- Кто обучал в буддийских монастырях?
- Почему некоторые буддийские монастыри превращались в образовательные центры?
Задание для третьей группы : познакомиться с текстом «Влияние иудаизма на развитие образования стр. 106-107 и ответить на вопросы.
- Где получали обучение и воспитание дети?
- Какие книги затрагивают темы воспитания?
- Что является центром иудейского воспитания и образования?
IV. Рефлексия
- Продолжи предложение.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
мне захотелось…
V. Подведение итогов урока
Проверим себя и выполним задания.
1. Почему религия и образования взаимосвязаны?
2. Приведите примеры как люди занимались своим образованием.
Учитель подводит итоги работы на уроке, используя ответы учеников.
Домашнее задание.
1. прочитать стр. 101-107
2. задание на стр. 103 письменно в тетради.