Повышение эффективности логопедического воздействия в коррекционно-развивающем процессе средствами универсальной игры «Кубики-помощники»
Повышение эффективности логопедического воздействия
в коррекционно-развивающем процессе
средствами универсальной игры «Кубики-помощники»
Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.
Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года. Однако, кроме речевых дефектов, у значительной части детей с нарушениями речи наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально – волевой сфере, отклонения в общей моторике, повышенная утомляемость. Они неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям.
При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.
Для внедрения в практику игровых технологий мной адаптирована инновационная система универсальных игр с логопедическими картинками И. Л. Лебедевой.
Игровая технология «Универсальные логопедические игры с картинками» была создана Ириной Леонидовной Лебедевой – учителем логопедом из Свердловской области, автором книг «Трудный звук, ты наш друг!», «Сказки дедушки логопеда» и т. д.
Одним из пособий, которое может помочь в логопедической работе, считаю разработанную и адаптированную модель «Кубики-помощники». Данная модель состоит из подставки со стержнями, на каждом стержне по одному вращающемуся кубику. На гранях кубика – карманы. В карманы вставляются картинки.
Картинки и кубики съемные, поэтому могут использоваться вариативно.
Картинки объединяются в определенную тему, в зависимости от поставленных задач:
Автоматизация поставленных звуков;
Дифференциация звуков: мягкий-твёрдый, звонкий-глухой, звуков смешиваемых в произношении;
Определение количества слогов в слове;
Классификация предметов;
Закрепление рода существительных;
Закрепление согласования существительных с числительными;
Описание предметов и явлений;
Составление рассказов и т. д.
Итак, покажу возможность использования модели при закреплении у детей знаний о профессиях взрослых.
ПособиеPPTX / 3.98 Мб
На первом кубике педагог располагает картинки, изображающие людей разных профессий, например: продавец, повар, врач, парикмахер.
На 2,3,4,5 кубиках – картинки, изображающие предметы, которые понадобятся для работы людям данной профессии. Перед ребёнком ставится задача:
« Подбери предметы, которые понадобятся для работы повару». Ребёнок поворачивает кубики, ищет нужную картинку, выстраивает цепочку из кубиков. Далее составляет предложение. Усложнение: что повар делает ножом, половником,…?
Данное пособие позволяет решить ряд насущных задач стоящих пред учителем-логопедом. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии.
Еще одной важной особенностью универсальных настольных логопедических игр с картинками является их полифункциональность.
Данная игра удобна в использовании. Для её проведения логопеду необходимо иметь лишь стандартный набор предметных картинок на все группы звуков и игральные кубики.