12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Юлия Борисова1340 Россия Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Повышение качества обучения в контексте реализации воспитательного потенциала предмета «Английский язык»
Повышение качества обучения в контексте реализации воспитательного потенциала предмета «Английский язык»
Челышева Юлия Николаевна,
Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного изменения проектирования профессиональной деятельности учителя, уровень которой становится решающим фактором обеспечения качества образования. Говоря о профессионализме педагога-практика, мы имеем в виду, что перед учителем в настоящее время ставится ряд непростых задач, связанных с достижением целей школьного образования. Среди наиболее важных проблем можно выделить следующие – постоянная реструктуризация содержания школьного образования, нехватка компетентных специалистов на фоне профессионального выгорания, низкий уровень познавательного интереса у обучающихся, конфликт запросов общества и родительской общественности и многие другие.
В начальной школе этой цели служат уроки по темам «Животные», «Еда и покупки», «Города и села», «Путешествие», в среднем звене изучаем темы «В здоровом теле - здоровый дух», «Защита окружающей среды», «Национальные парки» и другие также имеют прямую связь с целями и задачами экологического образования. Наибольшую насыщенность данный тематический блок имеет в 7 и 10 классах, где спектр изучаемых вопросов расширяется, а также наблюдается усиление мотивационного компонента процесса обучения в целом, и формирование устойчивого познавательного интереса к изучению иностранного языка – в частности (на основе метода наблюдения). Среди основных видов деятельности обучающихся можно выделить следующие: школьники знакомятся с особенностями науки «экология», высказываются о способах защиты окружающей среды на основе ключевых слов; составляют монологические развернутые высказывания об опасности загрязнения окружающей среды на основе ключевых слов, составляют микродиалоги из имеющихся реплик и разыгрывают их; на основе плана составляют высказывания о национальных парках, отвечают на вопросы об экологической ситуации в мире и местных экологических проблемах, учатся давать рекомендации по их решению на английском языке; выполняют творческие, исследовательские и проектные задания. В средней школе мы широко используем беседы по экологической проблематике о мире, в котором мы живем, о необходимости сохранения природы, быть ответственным за нее. Эвристические беседы, вовлечение в различные природоохранные мероприятия, выполнение проектных работ с их последующей защитой помогают включить учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды и в тоже время способствуют углублению языковой базы, развитию навыков и умений устного общения по данной теме. В старшей школе задания подбираются с учетом экологической направленности и используются для различных дискуссий и бесед, для воспитания ответственного и гуманного отношения к животным и природе.
Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Поэтому важно уделять внимание формированию познавательного интереса к предмету.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Анализ требований, которые предъявляются ФГОС к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся и, если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей.
Так, формат применения технологии проектного и исследовательского обучения английскому языку может быть различным, именно это и определяет индивидуализацию процесса, построение учеником своей собственной образовательной траектории и достижение им значимых результатов. Учебно-познавательная деятельность обучающихся может быть различной:
это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок;
факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;
проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или проекта. Это может быть урок-исследование, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок — рассказ об ученых, урок — защита исследовательского проекта и т.д.;
школьное ученическое научно-исследовательское общество. Эта форма учебной деятельности, сочетающая работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других образовательных учреждений;
участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это — учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, форумы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников.
Важно отметить, что для формирования устойчивого познавательного интереса важно выбирать личностно значимые для учащихся темы исследований, наиболее полно использовать этнокультурный потенциал малой Родины и всей страны в целом. Предметная составляющая такой социокультурной составляющей учебной деятельности тесно связана с развитием личности учащегося, достижением им личностных результатов: ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию, формирование мотивации к обучению и познанию.
В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки на детей и о реализации требований стандарта, необходимо задуматься о таких формах организации учебной деятельности, которые позволили бы учитывать запросы всех участников образовательных отношений, вовлекать каждого в этот увлекательный мир. Для решения этой задачи в своей педагогической деятельности стараюсь наиболее полно реализовать межпредметные связи. Так применение анализа иноязычных текстов по методике Блума (составление различных вопросов) позволяет познакомить обучающихся 8 класса в нетрадиционной форме, в том числе во внеурочной деятельности, с жизнью и достижениями Исаака Ньютона, Екатерины Великой, Михаила Ломоносова и многих других выдающихся людей. Немаловажен и факт, что это также способствует и решению задачи по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Таким образом, достигается конечный результат формирования у учащихся целостной картины мира (предметное содержание) в логической связи с личностными результатами на основе продуктивных способов деятельности.