Повышение качества обучения в контексте реализации воспитательного потенциала предмета «Английский язык»

2
0
Материал опубликован 29 November 2022 в группе

Повышение качества обучения в контексте реализации воспитательного потенциала предмета «Английский язык»

Челышева Юлия Николаевна, Julia_aspi@mail.ru

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного изменения проектирования профессиональной деятельности учителя, уровень которой становится решающим фактором обеспечения качества образования. Говоря о профессионализме педагога-практика, мы имеем в виду, что перед учителем в настоящее время ставится ряд непростых задач, связанных с достижением целей школьного образования. Среди наиболее важных проблем можно выделить следующие – постоянная реструктуризация содержания школьного образования, нехватка компетентных специалистов на фоне профессионального выгорания, низкий уровень познавательного интереса у обучающихся, конфликт запросов общества и родительской общественности и многие другие.

При решении задач по формированию устойчивой положительной мотивации у обучающихся основной методической опорой служит федеральный государственный образовательный стандарт, где говорится, что глобальной целью образования является приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных наукой. Различные учебные предметы, в том числе и английский язык, не только позволяют составить обучающимся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. В современной школе все больший акцент делается на воспитательный потенциал учебных предметов. При этом интеграция и взаимопроникновение учебного материала становятся их характерной чертой, обеспечивая формирование целостной научной картины мира. Например, обострение глобальных экологических проблем во всех точках мира, все возрастающее загрязнение различных сред жизни, возникновение угрозы самому существованию человека – все это диктует необходимость повышения экологической культуры подрастающего поколения через формирование социально-значимых жизненных ориентиров и экологически целесообразной позиции у каждого школьника.

В начальной школе этой цели служат уроки по темам «Животные», «Еда и покупки», «Города и села», «Путешествие», в среднем звене изучаем темы «В здоровом теле - здоровый дух», «Защита окружающей среды», «Национальные парки» и другие также имеют прямую связь с целями и задачами экологического образования. Наибольшую насыщенность данный тематический блок имеет в 7 и 10 классах, где спектр изучаемых вопросов расширяется, а также наблюдается усиление мотивационного компонента процесса обучения в целом, и формирование устойчивого познавательного интереса к изучению иностранного языка – в частности (на основе метода наблюдения). Среди основных видов деятельности обучающихся можно выделить следующие: школьники знакомятся с особенностями науки «экология», высказываются о способах защиты окружающей среды на основе ключевых слов; составляют монологические развернутые высказывания об опасности загрязнения окружающей среды на основе ключевых слов, составляют микродиалоги из имеющихся реплик и разыгрывают их; на основе плана составляют высказывания о национальных парках, отвечают на вопросы об экологической ситуации в мире и местных экологических проблемах, учатся давать рекомендации по их решению на английском языке; выполняют творческие, исследовательские и проектные задания. В средней школе мы широко используем беседы по экологической проблематике о мире, в котором мы живем, о необходимости сохранения природы, быть ответственным за нее. Эвристические беседы, вовлечение в различные природоохранные мероприятия, выполнение проектных работ с их последующей защитой помогают включить учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды и в тоже время способствуют углублению языковой базы, развитию навыков и умений устного общения по данной теме. В старшей школе задания подбираются с учетом экологической направленности  и используются для различных дискуссий и бесед, для воспитания ответственного и гуманного отношения к животным и природе.

Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Поэтому важно уделять внимание формированию познавательного интереса к предмету.

Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Анализ требований, которые предъявляются ФГОС к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся и, если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей.

Так, формат применения технологии проектного и исследовательского обучения английскому языку может быть различным, именно это и определяет индивидуализацию процесса, построение учеником своей собственной образовательной траектории и достижение им значимых результатов. Учебно-познавательная деятельность обучающихся может быть различной:

это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок;

факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;

проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или проекта. Это может быть урок-исследование, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок — рассказ об ученых, урок — защита исследовательского проекта и т.д.;

школьное ученическое научно-исследовательское общество. Эта форма учебной деятельности, сочетающая работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других образовательных учреждений;

участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это — учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, форумы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников.

Важно отметить, что для формирования устойчивого познавательного интереса важно выбирать личностно значимые для учащихся темы исследований, наиболее полно использовать этнокультурный потенциал малой Родины и всей страны в целом. Предметная составляющая такой социокультурной составляющей учебной деятельности тесно связана с развитием личности учащегося, достижением им личностных результатов: ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию, формирование мотивации к обучению и познанию.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки на детей и о реализации требований стандарта, необходимо задуматься о таких формах организации учебной деятельности, которые позволили бы учитывать запросы всех участников образовательных отношений, вовлекать каждого в этот увлекательный мир. Для решения этой задачи в своей педагогической деятельности стараюсь наиболее полно реализовать межпредметные связи. Так применение анализа иноязычных текстов по методике Блума (составление различных вопросов) позволяет познакомить обучающихся 8 класса в нетрадиционной форме, в том числе во внеурочной деятельности, с жизнью и достижениями Исаака Ньютона, Екатерины Великой, Михаила Ломоносова и многих других выдающихся людей. Немаловажен и факт, что это также способствует и решению задачи по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Таким образом, достигается конечный результат формирования у учащихся целостной картины мира (предметное содержание) в логической связи с личностными результатами на основе продуктивных способов деятельности.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.