Повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов за счёт применения элементов процессного подхода

3
0
Материал опубликован 25 April 2022 в группе

УДК 378.1

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА СЧЁТ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА


Е.А. Ларченко

1 Забайкальский институт железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ «Иркутский государственный университет путей сообщения»

672040 Забайкальский край, г. Чита, ул. магистральная, 11

Len0Lar@mail.ru


АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития инженерного образования, предложены современные подходы к управлению качеством предметного, традиционного обучения при внедрении процессного подхода в систему образования. В процессе анализа подготовки будущих специалистов было выявлено, что обеспечение качества подготовки не соответствует современным условиям и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. В настоящее время требуемые компетенции к молодому специалисту у работодателя не соответствуют преподаваемым профессиональным компетенциям ВУЗа по этой же специальности. По мнению преподавателей, основным фактором, которое влияет на качество обучение – это отсутствие целостности и системности в организационной работе в профессиональной подготовки в Вузе

В статье приводится анализ используемых методов и форм обучения, был произведён сравнительный анализ функционального и процессного подхода. Разработано предложение внедрения процессного подхода в систему образования, который поможет упорядочить возникающие связи между отделами, кафедрами, и других функциональных звеньев для слаженной работы по осуществлению качественного образовательного процесса при подготовки будущих специалистов.

Теоретической новизной работы является необходимость применения процессного подхода при формировании образовательного процесса в высшем учебном заведении в целом, в соответствии с предъявляемыми современными компетенциями к будущим специалистам.

Ключевые слова:

процессный подход, функциональный подход, качество обучения, высшее образование, будущий специалист, стандарты, организация работы.

Введение

В связи с переходом на новые методики преподавания в высшей школе, актуальной проблемой организации подготовки будущих специалистов стало масштабное применение традиционного функционального подхода в образовательном учреждении, в котором практически отсутствует у обучающихся формирование интереса к изучению дисциплин, нет выбора тех или иных технологий в обучении самими студентами, также плохо сформирована сама система организации образовательного процесса [1].

Целью данного исследования является проведение сравнительного анализа между функциональным и процессным подходом в организации подготовки будущих специалистов в высшем учебном учреждении, а также возможности внедрения процессного подхода в образовательный процесс и моделирования процессов в информационной системе Вуза [2].

В процессе работы был проведён анализ взаимоотношений между функциональными отделами, которые отвечают за организацию работы Вуза.

Отдельным блоком были рассмотрены применяемые методы и формы обучения, которые направлены на совместное решения задач между преподавателем и студентом. Например, словесные методы обучения, такие как дискуссия, формирует у студента самостоятельное мышление, где он в ходе дискуссии может высказать своё мнение. Конспектирование научно-практической лекции формирует у студента познавательную и мыслительную деятельность [3].

Наглядные методы обучения помогают студенту визуализировать образы, которые ведут к полному пониманию изучаемого текста и помогают зафиксировать их в памяти

Методы практического обучения, например такие как решение индивидуально-творческих заданий или выполнение лабораторных или курсовых работ, помогают обучающимся на практике закрепить полученный теоретический материал. [4]. Студенты самостоятельно на практике пользуются учебным оборудованием, делают выводы, основанные на полученных исследований.

В настоящее время в современном образовании стали больше уделять методам проблемного обучения [5]. Обучающимся предлагают выполнить на практике кейс задачи, где включается активное мышление студентов, проявляется их индивидуальность. Очень часто при этом методе обучения студентов ставят в проблемную ситуацию, где они должны найти неизвестный способ решения этой проблемы.

Эти методы иногда невозможно реализовать на практике, из-за плохой организации материально технической базы и несогласованности технического персонала.

Обзор литературы

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что высшее образование, как начальное и среднее претерпевает большие изменения в последние годы. Преподаватели ВУЗов, как и учителя в школе, переходят к новым способам, методикам обучения и даже обучению в онлайн системе.

В последние годы было распространено традиционное обучение в ВУЗе, где работа преподавателя была сконцентрирована только на передачу знаний уже в готовом виде и это обучение сводилось только к усвоению преподаваемых дисциплин [6].

В традиционном высшем образовании формируется постоянная группа студентов по направлению специалитета, которая сохраняется на весь период обучения. Эта группа студентов работает по утверждённой программе, графику обучения согласно строгому расписанию. Основной единицей занятий является пара, и эта пара посвящена одному учебному предмету, теме, где студенты работают над одним и тем же материалом, не смотря, что способности у всех разные. Учебные материалы в основном используются для домашней работы.

Недостаток традиционного образования, состоит в том, что студент ориентируется в основном на свою память, а не на мышление, очень мало техник в обучении, которые способствуют развитию профессиональных способностей, самостоятельности принимаемых правильных решений, в основном в традиционном образовании даются уже готовые ответы, где студент должен из представленного списка выбрать правильный.

Обеспечение качества подготовки будущего специалиста не соответствует современным условиям. В настоящее время требуемые компетенции к молодому специалисту у работодателя не соответствуют преподаваемым профессиональным компетенциям ВУЗа по этой же специальности [7].

В исследованиях по педагогике, психологии, менеджменту таких авторов, как Т.Ю. Базарова, Г.М. Мануйлова, К. Прахалада, В.А. Сластенина, П.Р. Сперроу, Дж.П. Ходкинсон и др. даётся хaрaктeристикa сoврeмeннoй кoмпeтeнтнoй oбрaзoвaтeльнoй oргaнизaции, которую характеризуют компетентность всех её сотрудников в регулярном приобретении и усвоении ими новых знаний, а также фoрмирoвaниe и рaзвитиe oргaнизaциoннoй культуры в высшем учебном заведении [8].

Прoaнaлизирoвав психолого−педагогическую литeрaтуру пo прoблeмaм oргaнизaции кoнтрoля уровня сформированности компетенций студентов таких авторов, как И.Ф. Бережной, О.В. Галустяна, Н.И. Вьюнова, В.И. Загвязинского, А.В. Нестерова, С.Д. Смирнова, В. Чернилевского, L.B. Ainsworth, L. Balzer, A. Frey, L. Kaplan, U. Renold, D.J. Viegut, H. Wottawa и др. пришли к выводу [9], что внедрение процессного подхода в систему образования будет ориентирована на конечного потребителя, где будет устанавливаться взаимосвязь формирования компетенций к будущим специалистам.

Материалы и методы

В иccледовaнии иcпoльзoвaны cлeдующиe мeтoды: aнaлиз нaучнo-пeдaгoгичeских иccлeдoвaний пo oбoзнaчeннoй прoблeмe, изучeниe и oбoбщeниe, экcпeримeнт.

Изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения системы менеджмента качества и процессного подхода в образовательные учреждения позволяет выделить следующие модели:

1. модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM);

2. соответствующая стандартам и директивам Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA);

3. модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды);

4. модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU) и др [10].

Переход на новый уровень подготовки будущих специалистов требует больших изменений не только в организации образовательной деятельности, методик преподавания, но и в обучающих подходах и оценки качества образования.

Результаты исследований

В настоящее время существует постановление, где высшим учебным заведениям предлагается внедрить систему менеджмента качества, в соответствии с требованиями международных стандартов ISO серии 9000, 9001, где одним из основополагающим принципом является процессный подход.

Процесс – это строгая последовательность выполняемых работ, которые имеют начало, конец и чётко установленные требования к входу и выходу [11].

Сущность внедрения процессного подхода в высшее образование заключается в том, что Вуз рассматривается как комплекс совокупных взаимосвязанных процессов, а правление образовательной организацией реализовывается посредством управления этими процессами.

Процессный подход направлен не на традиционную, функциональную организационную структуру образовательной деятельности, а на сам процесс обучения и её организацию в процессно-ориентированной системе [12]. Схема процессного управления в высшем учебном заведении представлена на рисунке 1.


t1650856596aa.png

Рисунок 1 – Схема процессного управления в ВУЗе


На выходе процесса обучения будет предоставленная услуга получения образования, то есть полученные знания. Оказание образовательной услуги как правило требует индивидуализированного подхода, и её нельзя потрогать или посмотреть. Образовательная услуга отличается от других услуг тем, что имеется сложность подбора критериев оценки полученных результатов и чтоб они совпадали с требованиями заказчиков и потребителей [13].

В процессном управлении важно уметь различать основные процессы от вспомогательных (обеспечивающих) (рис. 2). Процессы управления относят к вспомогательным процессам. Процесс управления осуществляют с помощью автоматизированных систем управления, к которым предъявляют требования к показателям качества, ещё их называют KPI (Key Performance Indicators) [14]. Показатели качества зависят от принятых в образовательном учреждении систем, критерий качества. Здесь большую роль играет уровень компетенции руководителей, отвечающий за принятую в образовательной организации методической системы обучения, форм и средств проведения учебного процесса.

У каждого основного процесса должна быть своя цель, чёткие критерии к входу и выходу учебного процесса, где должен быть определен владелец процесса, нормативные документы, требуемые ресурсы, показатели эффективности и результативности. Владелец процесса должен обеспечивать процесс всем необходимым и отвечать за результат работы, а также принимать решения по улучшению процесса.


t1650856596ab.png

Рисунок 2 – Основные и вспомогательные процессы в образовательной организации


Кратко рассмотрим основные процессы в высшем учебном заведении, в которую входят такие этапы, как разработка образовательной программы, проведение приёмной компании абитуриентов. В вузе отдельным блоком выступает учебная, воспитательная, научно-исследовательская деятельность студентов. В современном вузе большое значение имеет дополнительное образование и трудоустройство студентов [15].

Для обеспечения контроля за реализуемыми процессами каждый год в образовательной организации должен проводится внутренний аудит или самообследование. На основе аудита проверяется состав основных и вспомогательных процессов, и на основе выявленный несоответствий, они могут пересматриваться в соответствии с новыми требованиями потребителей или регламентирующих документов [16].

Также при аудите процессов должна осуществляться проверка соответствия установленных шагов и критерий от входа в процесс до его выхода (рис. 3).


t1650856596ac.png

Рисунок 3 - Проверка соответствия установленных шагов от входа в процесс до выхода


В ходе проверки должны проверятся все компоненты: от квалификации сотрудников, оснащения, лабораторной базы, учебного оборудования, используемых учебных методов, форм, материалов и т.д. [17]. На основе собранных материалов должен проводится анализ возникающих проблем (рис.4) и внедрятся корректирующие и предупреждающие мероприятия.


t1650856596ad.png

Рисунок 4 - Анализ возникающих проблем


Обсуждение и заключение

Для того, чтобы сделать образовательную систему эффективной, необходимо внедрить процессный подход, который позволит объединить в единое целое всю систему профессиональной подготовки в Вузе [18]. Также процессный подход поможет упорядочить возникающие связи между отделами, кафедрами, и других функциональных звеньев для слаженной работы по осуществлению качественного образовательного процесса.

Процессный подход исключит дублирование действий персонала, устранит барьеры между отделами и кафедрами, что приведёт к сокращению временных и материальных затрат.

Управление образовательным процессом в процессном подходе позволит охватить все стадии жизненного цикла от разработки обучающих программ и приёма абитуриентов до результата выпуска будущих специалистов. В рамках процессного подхода образовательный процесс рассматривается с другими обеспечивающими процессами, например «Управление персоналом», «Научно-методическая работа» в одной цепочке. Это позволяет улучшить работу горизонтальных связей между этими подразделениями, так как сам процесс зависит от проделанной работы другого процесса [19].

Управление процессом в Вузе позволяет точно знать «кто и за что отвечает», и как каждая деятельность влияет на конечный результат. Процессный подход позволит правильно планировать, организовывать и оценивать работу персонала и педагогического коллектива в Вузе.

На основе проведённого анализа и выявленных проблем, образовательным организациям необходимо внедрить автоматизированную систему управления или создать особую платформу «электронного Вуза» [20], где с помощью программы можно разрабатывать корректирующие и предупреждающие мероприятия, правильно организовать работу Вуза в целом, а также поможет внедрять процедуры и механизмы устранения выявленных проблем, которые повысят качество и эффективность организации обучения в высшем учебном заведении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Борисенков В.П. Качество образования и проблемы подготовки педагогических кадров // Образование и наука. 2015. № 3. С. 4–27.

2. Ларченко Е.А., Ларченко А.В. Оценка системы менеджмента качества в образовательном процессе // В сборнике: Образование - Наука – Производство // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чита. 2018. С. 222-225.

3. Бурганова, Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. С.160

4. Корчинская, Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций // Проблемы и перспективы развития экономики и управления. Новосибирск: Изд. «Априори», 2019. С 228

5. Антонова, Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. № 4. 2018, С. 1-9.

6. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С 169.

7. Кузнецова Ю.С., Тенищева В.Ф., Цыганко Е.Н. Интегративно–контекстный модуль формирования профессиональной компетенции // Вестник Адыгейского гос. университета. Серия 3: Педагогика и психология. № 3 (143). 2014. С. 47–52.

8. Донина И.А. Концепция и маркетинговая стратегия развития школы как общеобразовательной организации: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2015. С.41

9. Нагорнова А.Ю. Инновации в современной системе образования: подходы и решения: коллективная монография / Ульяновск: Зебра, 2016. С 494.

10. Булаева, С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2018. С. 128

11. Davenport Т. Process Innovation: Reengeneering Work through Information Technology.Boston, MA.: Harvard Business School Press, 1993, 200 р

12. Ларченко Е.А., Еременко А.А. Процессный подход в системе менеджмента качества в управлении организацией. В сборнике: Образование - наука – производство. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Чита, 2019. С. 46-51

13. Тенищева В.Ф., Кузнецова Ю.С., Цыганко Е.Н. Профессиональные контексты как средство мониторинга процесса формирования компетенций // Вестник Северо–Кавказского федерального университета. № 5 (50). 2015. С. 193–196.

14. Кириллов А.Г. Процессный подход в управлении современным вузом // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2013. №1 С. 77.

15. Гарькина, И.А., Данилов, А.М. Системный подход к повышению качества образования / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2017. № 4. Т. 19. С. 4-7.

16. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения /О.М. Горева, Л.Б. Осипова//Современные проблемы науки и образования. Т 1, 2019, С.150.

17. Соловова Н.В. Процессный подход к управлению методической работой в вузе // Сибирский педагогический журнал. №14, 2018. C. 20-28.

18. Савиных Г. Функциональный подход в организации внутренней системы оценки качества образования // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. №1 (11).

19. Силкина Н.В., Ваганова Н.О. Особенности образовательной среды в сетевом взаимодействии образовательной организации с производством / Н.В. Силкина, Н.О. Ваганова // Образование и наука. 2015. № 6. С. 63–76

20. Горшков, М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М., 2018. С. 352.



IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS THROUGH THE APPLICATION OF THE ELEMENTS OF THE PROCESS APPROACH


E.A. Larchenko1 , A.A. Eremenko2, D.A. Kartezhnikov3

1 Trans-Baikal Institute of Railway Transport - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution "Irkutsk State University of Railway Transport"

672040 Trans-Baikal Territory, Chita, st. main, 11

Len0Lar@mail.ru

2 Trans-Baikal Institute of Railway Transport - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution "Irkutsk State University of Railway Transport"

672040 Trans-Baikal Territory, Chita, st. main, 11

peo1975@mail.ru

3 Trans-Baikal Institute of Railway Transport - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution "Irkutsk State University of Railway Transport"

672040 Trans-Baikal Territory, Chita, st. main, 11

75126@bk.ru


ABSTRACT

The article deals with the problems and prospects for the development of engineering education, proposes modern approaches to managing the quality of subject, traditional education when introducing a process approach into the education system. In the process of analyzing the training of future specialists, it was revealed that ensuring the quality of training does not meet modern conditions and the requirements of the Federal State Educational Standards. Currently, the required competencies for a young specialist from the employer do not correspond to the professional competencies taught by the university in the same specialty. According to teachers, the main factor that affects the quality of education is the lack of integrity and consistency in organizational work in professional training at the university.

The article provides an analysis of the methods and forms of training used, a comparative analysis of the functional and process approach was made. A proposal has been developed to introduce a process approach into the education system, which will help streamline the emerging relationships between departments, departments, and other functional links for coordinated work on the implementation of a high-quality educational process in the preparation of future specialists.

The theoretical novelty of the work is the need to apply a process approach in the formation of the educational process in a higher educational institution as a whole, in accordance with the modern competencies required of future specialists

Keywords: process approach, functional approach, quality of education, higher education, future specialist, standards, organization of work.

REFERENCES


1. Borisenkov V.P. The quality of education and problems of training of pedagogical staff. Education and science, 2015. no 3, 4–27 pp.

2. Larchenko E.A., Larchenko A.V. Evaluation of the quality management system in the educational process. In the collection: Education - Science - Production Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Chita. 2018, 222-225 pp.

3. Burganova, L. A. Management Theory: Textbook. M.: NITs INFRA-M, 2019, 160 p.

4. Korchinskaya, T.I. Features of management of a modern educational institution: methods of management and types of management functions. Problems and prospects for the development of economics and management. Novosibirsk: Ed. "Apriori", 2019. 228 p

5. Antonova, L.N. Public organizations and governing councils of schools in the education of the Moscow region Bulletin of the Moscow State Regional University, 2018, no 4, 1-9 pp.

6. Bordovsky, G.A., Nesterov, A.A., Trapitsyn, S.Yu. Educational process quality management: Monograph. St. Petersburg: Russian State Pedagogical University im. A.I. Herzen, 2019, 169 p.

7. Kuznetsova Yu.S., Tenishcheva V.F., Tsyganko E.N. Integrative-contextual module of formation of professional competence Bulletin of the Adyghe state. university. Series 3: Pedagogy and psychology. 2014, no 3 (143), 47–52 pp.

8. Donina I.A. The concept and marketing strategy for the development of the school as a general educational organization: author. dis. cand. ped. Sciences: 13.00.01. Veliky Novgorod, 2015, 41 p.

9. Nagorno A.Yu Innovations in the modern system of education: approaches and solutions: collective monograph Ulyanovsk: Zebra, 2016, 494 p.

10. Bulaeva, S.V., Isaeva, O.N. World education system: current development trends. Ryazan, 2018, 128 p.

11. Davenport T. Process Innovation: Reengineering Work through Information Technology. Boston, MA: Harvard Business School Press, 1993, 200 р

12. Larchenko E.A., Eremenko A.A. Process approach in the quality management system in the management of the organization. In the collection: Education - science - production. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Chita, 2019. S. 46-51

13. Tenishcheva V.F., Kuznetsova Yu.S., Tsyganko E.N. Professional contexts as a means of monitoring the process of formation of competencies Bulletin of the North Caucasian Federal University. 2015, no. 5 (50). 193–196 pp.

14. Kirillov A.G. Process approach in the management of a modern university Bulletin of the Chechen State Pedagogical University. AND I. Yakovlev, 2013. no. 1, 77 р.

15. Garkina, I.A., Danilov, A.M. A systematic approach to improving the quality of education Bulletin of the Kazan State University. ON THE. Nekrasov. 2017, vol 19, no 4, 4-7 pp

16. Goreva, O.M., Osipova, L.B. Management of the education system in terms of improving the quality of education Modern problems of science and education. 2019. no 1, 150 p.

17. Solovova N.V. Process approach to the management of methodological work at the university. Siberian Pedagogical Journal. 2018. no 14, 20-25 pp

18. Savinykh G. Functional approach to the organization of the internal system for assessing the quality of education Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series “Psychology. Pedagogy. Education". 2018, no 1 (11).

19. Silkina N.V., Vaganova N.O. Features of the educational environment in the network interaction of an educational organization with production. Education and science. 2015, no 6. 63–76 pp

20. Gorshkov, M.K. Modernization of Russian education: problems and prospects. M., 2018, 352 p.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации