Статья на тему «О подготовке специалистов среднего профессионального медицинского образования»
О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Нурмухаметова Н.Ф.,
преподаватель анатомии и физиологии
ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж»
e-mail: nnf65@rambler.ru, тел.: 8(8552)34-60-66
Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют нас на осуществление подготовки специалистов, реализуя федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Основными требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы является способность выпускника успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (профессиональная компетенция) и при решении задач общего рода, также в определенной широкой области (общая компетенция).
Компетентностный подход направлен на реализацию развивающих целей в процессе обучения и предполагает становление компетентности через специально организованный процесс развития умений. Чтобы достичь развития умений до компетенций и компетенции, необходимо предусмотреть строгую последовательность этапов:
-формирование знаний и умений;
- выполнение операций, в основе которых лежат сформированные знания и умения;
- организация умений в действия по алгоритму (на основе «внешних» целей);
- организация умений в действия в условиях ситуации неопределенности (при условии перевода «внешних» целей во «внутренние»), что соотносится с понятием «компетенция»;
- организация действий в деятельность на основе доминирующих потребностей личности обучающихся (при условии подчинения «внешних» целей «внутренним»), что соотносится с понятием компетентность. [1, 110].
Для выполнения любых видов деятельности можно выделить когнитивные, коммуникативные и рефлексивные базовые компетенции, поскольку действовать в ситуации неопределенности требует соотнесения своих поступков со своими возможностями (через когнитивные умения и действия), с нормами и ценностями социума (через коммуникативные умения и действия), с личностными нормами и ценностями (через рефлексивные умения и действия).
Необходимым условием формирования профессиональной компетентности, таким образом, становится организация образовательного процесса, где в качестве основных субъектов деятельности выступают педагог и студент. Главная задача педагога в таких условиях – сориентировать студента на самостоятельную работу, научить его рассуждать, мыслить, применять умения и навыки в дальнейшей практической деятельности. Однако, знания, полученные только при помощи преподавателя, не могут в полной мере обеспечить базу творческого мышления студента. Важно изыскивать резервы умственного развития студентов, формировать способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение в потоке нарастающей с каждым годом информации, обучать самих себя, чтобы не отстать от жизни [3, 307].
За многие годы практически со всеми лечебно-профилактическими учреждениями города у колледжа сложились здоровые партнерские отношения. Важнейшей составляющей подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности является профессиональная (производственная) практика, которая имеет своей целью закрепление и углубление знаний, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности. Взаимодействующие, сменяющие друг друга виды практики образуют целостный процесс, направленный на создание условий для становления среднего медицинского работника, что позволяет создать «экспериментальную площадку» для проведения и научно-практических работ студентов во время прохождения разделов производственной практики. Процесс совместной деятельности студентов и преподавателя, при максимальной самостоятельности первых, и, под общим направляющим руководством последних, позволяет поэтапно, шаг за шагом приближаться к поставленной цели. Во время производственной практики студенты имеют возможность обсудить полученные данные с непосредственными руководителями, которыми являются практикующие врачи и медицинские сестры, тем создавая единое образовательное пространство внутри лечебно-профилактических учреждений, приближая науку к практике. Это сложный процесс и, думаю, мы еще в начале его, многое предстоит сделать. Хотя уже сейчас есть и некоторые результаты:
- преподаватели колледжа в содержании лекций используют методы сравнительного анализа рассматриваемых проблем, устанавливают причинно-следственных зависимости явлений, изучают вариативные точки зрения, применяют системы позиционного обучения. Это стало возможным благодаря включению, прежде всего, преподавателей в научно-исследовательскую деятельность, перестройке педагогического мышления самих преподавателей;
- значительно вырос научный уровень студенческих работ;
- стали традиционными совместные конференции преподавателей, студентов, практикующих медицинских сестер.
Идти в ногу со временем, менять условия обучения, включать студентов и преподавателей колледжа в научно-исследовательскую работу – этого мало, необходимо, чтобы в этот процесс вовлекалась и передовая часть практикующих врачей, медицинских сестер.
Ценностный характер современного образовательного процесса заключается в том, что это процесс взаимных воздействий, взаимных влияний и взаимных изменений его субъектов [2,16].
Литература
Кузнецова Е.Г., Возможности педагогической технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» в реализации компетентностного подхода в образовании // Материалы IV Международной заочной научно-практической конференции «Современная педагогика: методология, теории, практика», г. Чебоксары, 15 октября 2012г.
Морозова Ж.В. Формирование компетенций и выявление уровней сформированности // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», 2011, №6.
Нурмухаметова Н.Ф. О роли интеграции науки, образования и производства как условия обеспечения качества подготовки компетентных специалистов // Материалы докладов и выступлений участников Региональной научно-практической конференции»Качество профессиональной подготовки компетентных специалистов: мониторинг, диагностика, обеспечение», г. Казань, 7 апреля 2011г.