Статья «Повышение мотивации учащихся к изучению истории через применение картографического материала»
Повышение мотивации учащихся к изучению истории через применение картографического материала
Часто педагог сталкивается с проблемой: учащиеся не очень охотно работают на уроке, заметно отсутствие интереса к предмету, отдельные учащиеся просто до ужаса не любят предмет, который мы преподаем. Возникает закономерный вопрос, а как же поступить при столкновении с такой проблемой? Ответ на поставленный вопрос можно найти, если разобраться с причиной того, почему ученикам вдруг стало скучно и неинтересно.
Наиболее частая, на мой взгляд, причина – это упущенные ранее знания. Учащийся в такой ситуации просто не может работать наравне с другими, его пробел в знаниях становится постоянно растущей «ямой». Решить такую проблему можно, дав ученику поверить в себя, нужно умышленно вернуться к уровню знаний ученика, дать задачу, которую он может решить сам, при этом постепенно усложнять задания, объясняя некоторые особенности и таким образом устраняя пробел знаний.
Проблема отсутствия интереса к предмету решается в каждом конкретном случае индивидуально. Необходимо учитывать, о какой учебной дисциплине идет речь (математика, физика, история, обществоведение, русский язык или литература и т.д.). Если мы видим во многих предметах отсутствие мотивации, которое может быть устранено тем, что ребенок должен поверить в себя, то на устных предметах, в частности истории, возникает проблема другого рода. Многие ученики особенно на современном этапе развития видят в истории только набор сухих фактов, им не интересно то, что было, они не замечают закономерности, а как результат учить этот предмет им скучно.
Исходя из практики, можно заметить, что ученикам будет куда интереснее изучать историю, если вооружить их инструментарием для «открытия», маленького локального открытия. Позволить им стать первооткрывателями, найти информацию, которую до них не публиковали ни в одном сборнике. В рамках изучения истории Беларуси (по программе обучения в Республике Беларусь) предусмотрены часы на тему «Наш край». Это то время, когда ученик может за 45 минут занятия, пройдя по определенным этапам (маршрутному листу), найти уникальный материал, положить его в основу своего дальнейшего самообучения, а возможно и написания исследовательской работы. Если ученик успешно справляется с задачей, то как правило им становится интереснее. Они видят, что в истории есть место их открытию, их новаторству, а значит они сами становятся частью этой истории.
Использование исторических карт – ключ к победе данного вопроса на уроках истории. Зачастую даже мы с вами знаем не все об истории нашей местности. Для того, чтобы ученик стал новатором, я предлагаю ему готовый маршрутный лист и заранее отобранный фрагмент карт (исторической и современной), некоторые документы. А далее в работу включается фантазия ученика, он строит гипотезы, он проверяет их и формирует выводы. Ключевая задача при данной работе сделать так, чтобы каждый ученик добился положительного результата за 45 минут.
Предлагаю рассмотреть фрагмент одного из реальных уроков истории по теме «Наш край»
Придя впервые на урок с такой темой, я задаю учащимся несколько вопросов: как Вы думаете, можно ли провести за 45 минут 2-3 исследовательские работы и сделать историческое открытие? Что Вы знаете о нашем городе? А почему наш город называется Марьина Горка, а станция железной дороги в нашем городе называется Пуховичи? Эти вопросы на занятии приводят к дискуссии. Мнения на первый вопрос делятся на два лагеря «да» и «нет» (за годы работы замечено, что учеников, которые не верят в возможность проведения 3 исследований за урок больше). На вопрос о нашем городе традиционно вспоминают 2-3 легенды, статьи о названии часто публикуется в СМИ. Наиболее распространена версия о том, что станция железной дороги должна была пройти в другом месте (местечко Пуховичи, что в нескольких километрах от города), но министр внутренних дел Российской империи Лев Савич Маков использовал свое служебное положение, чтобы станция железной дороги прошла через его имение Подблонь. Все эти данные остаются висеть в воздухе и на некоторое время мы их забываем, вернемся мы к ним только в конце урока.
Следующий этап. Класс делится на две большие группы.
Первая группа класса, работая в парах, знакомится с документом относительно деревни, которая расположена в нескольких км от нашего города, им предложен один вопрос: когда появилась деревня? В документе приводятся следующие данные: «Шиманов Кут – деревня в Дукорском сельском совете. В 36 км на Западе от Марьиной Горки, 51 км. от Минска, 13 км от железнодорожной станции Руденск на линии Минск –Осиповичи. 6 хозяйств, 7 жителей (2012).
Основана в 1920-ые годы. В 1926 году поселок, 12 дворов, 51 житель. В Великую Отечественную войну …». (фрагмент из книги «Память. Пуховичский район» основной автор – Пранович А.А.).
Можно заметить, что согласно документу деревня появилась в 1920-ые годы. Информации о том, что деревня существовала ранее, нет. Следовательно, деревня Шиманов Кут была образована советской властью.
Рисунок 1. Фрагмент из книги «Память». Пуховичский район
Мы запоминаем эти данные, а ребята начинают работать над картами. Я предлагаю им два фрагмента карт: фрагмент военно-топографической карты Минской Губернии (1860-ые) и фрагмент современной карты Пуховичского района. При этом учащиеся должны их проанализировать и соотнести название деревень с первого и второго фрагмента. Заранее оговаривается, что карты немного отличны по масштабу. Лучше, когда над этим заданием работают сразу несколько ребят.
Таблица 1. Результат сравнения названия деревень двух карт
Внимательно рассмотрите 2 карты и найдите соответствия | |
Дер. Коробовичи | Коробовица |
Дер. Сетча | Седча |
Дер. Скрыль | Скрыль |
Дер. Люти | Люция |
Дер. Жолондь | Жолундзь |
Дер. Русаковичи | Русаковичи |
Дер. Цитва | Цитва |
Дер. Шиманов Кут | Фольварк Анапров |
КАРТА 1 | КАРТА 2 |
Когда таблица заполнена, я задаю учащимся первой группы уточняющие вопросы: какой период соответствует карте 2? (1860-ые), а когда появилось поселение на месте деревни согласно документу? (1920-ые). Как это объяснить? Учащиеся начинают строить гипотезы, приходят к выводу, что поселение было задолго до этого, а в сборнике допущена ошибка.
Рисунок 2 Фрагмент современной карты Пуховичского райна
Рисунок 3 Фрагмент Военно-топографической карты Минской губернии 1860-ых гг.
Группа 2 работает с этими же картами, но рассматривает на ней не деревни, а русло реки Титовка.
Что же они видят на этих картах?
На современной карте река проходит практически от деревни Русаковичи вдоль деревни Люти и далее. А на старой карте реки в этом месте нет.
Ребятам предлагается подумать: почему так? Вариантов ответа всегда несколько: от обычного – масштаб карты не совпадает и, значит, ее просто не нанесли – до удивительного, а именно: река изменила свое русло из-за природных явлений.
Тогда ребятам предлагается исторический документ 1870-х гг., где они знакомятся с некоторыми фактами.
Учащиеся читают документ и узнают, что фрагмент реки был выкопан искусственно, людьми, для осушения болот.
Когда я впервые приходил на занятия с подобными заданиями, дети были удивлены, но уже позже довольно активно принимали участие в подобных головоломках, успешно строили гипотезы и находили доказательства им либо опровержения.
На этом можно было бы завершить статью, ведь результат достигнут два мини исследования очень быстро проведены, ребята с ними справились. Но мне всегда хочется пойти дальше. И напоследок классу задается еще один вопрос на внимательность. Дети, как называется станция нашей железной дороги? А почему (обсуждали в начале урока)? А как называется станция в этом документе? (Марьина Горка). На основе данных строим вывод, что станция была переименована позже. Значит легенда названия себя не оправдала и требует дополнительной проверки.
На момент подведения итогов занятия я подчеркиваю: на уроке проведено три исследования, которые не отображены в научных и исторических сборниках по району. Отмечаю, что учащиеся, работая с картами, смогли сделать собственные открытия относительно данной темы. И предлагаю продолжить поиск информации по вновь открывшимся данным.
Результат применения данного метода на уроке (локальный результат) описан абзацем выше, но есть финал более значимый:
Учащиеся стали активнее на уроках;
Многие учащиеся стали участниками конкурсов исследовательских работ и их победителями. Только на базе этих двух фрагментов карты при дальнейшем изучении темы учащиеся смогли доказать и заметить следующее:
поселение на месте деревни Шиманов Кут существовало уже в 16 веке;
восстановили несколько колен дворянских родов, которые владели этой местностью;
узнали о том, что в этом месте происходили интереснейшие факты революций;
смогли восстановить и устранить неточность в описании сохранившегося здания (считалось, что была паровая мельница, а оказалось – винокурня);
нашли документы с указанием оборудования винокурни, численности работников и объемов производства, узнали много сопутствующих фактов, которые ранее были нам неизвестны;
восстановили историю реки и канал «Цитовка», что раньше также было неизвестно местным краеведам.
Учащиеся стали победителями международных и республиканских, областных и районных конкурсов, создали отдельный сайт, посвященный истории нашего района, где собирают огромный пласт исторических данных.
Можно ли сказать, что данный опыт успешен? Несомненно. И надеюсь, это только начало их творческого пути в истории и залог дальнейшего успеха. Забегая немного вперед, отмечу, что, работая с этими же фрагментами уже в этом году (2020) был обнаружен еще один интересный факт, который изучается и готовится к публикации.
Кривошей Д.А.
Результат проверки на авторство
Сафина Гузалия Минахматовна
Дмитрий Александрович Кривошей
Прасолова Марина Валерьевна
Дмитрий Александрович Кривошей