12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лапина Татьяна Владимировна76
Имею высшее педагогическое образование. Работаю учителем начальных классов 14 лет. Люблю свою работу. Нравиться учиться самой, узнавать новое и применять это на практике.
Россия, Московская обл., г.о Красногорск деревня Путилково
1

Статья на тему «Повышение познавательного интереса младших школьников к математике»

Повышение познавательного интереса

младших школьников к математике в урочное и внеурочное время

Математика занимает особое место среди школьных предметов, так как она является основой умственного развития. Знания, приобретенные на уроках математики, используются при изучении других школьных дисциплин: физики, информатики, алгебры, геометрии. Поэтому, изучая математику, ребенок должен прилагать немало умственных усилий, концентрации внимания. Нам, учителям, постоянно нужно развивать у учащихся познавательный интерес к этому предмету. А сделать это можно при помощи включения различных видов упражнений.

Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение, так как она активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание, память, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции. Нельзя не отметить и важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению. Учащиеся, которые владеют прочными навыками устного счета, легче справляются с такими заданиями, в которых составной частью являются вычисления. Именно в начальных классах закладываются основы обучения математике.

Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Учебная работа даже слабых учеников проходит продуктивно под влиянием познавательного интереса. Активизировать познавательную деятельность ученика, не развивая его познавательный интерес, трудно. Формируется познавательный интерес в деятельности, в учении.

Работая по программе развивающего обучения, убеждаюсь в том, что обучение можно назвать развивающим только тогда, когда оно формирует мышление ребенка. А благотворным воздействием на мышление математика обладает, если ее содержание насыщено математическими идеями.

В развивающем обучении материал никогда не излагается традиционно, то есть в виде навязанных ответов на вопросы, что дает возможность младшим школьникам окунуться в мир серьёзной математики. Главное в развивающем обучении математике – ориентация на включение учащихся в творческую деятельность, осознание учениками процесса учения.

Как же дать младшим школьникам возможность погрузиться в мир серьёзной математики? На мой взгляд, таким средством является решение занимательных задач, которое организовано в состязательной и игровой форме. Это могут быть занимательные или нестандартные задачи, у которых неожиданное решения, то есть решение не лежит на поверхности. Или задачи с простым решением, но непривычной формулировкой. Например, «Какое трехзначное число задумано, если от него отнять 7, то оно разделится на 7, если отнять 8, разделится на 8, если отнять 9, разделится на 9?». Или задачи, для решения которых нужно применить средства, не входящие в школьную программу. Например, «Все ученики спортивного класса занимаются в кружках: шахматном, фото и плавания. Сколько учеников в этом классе, если известно, что шахматами занимается 7 человек, фото – 9, а плаванием – 10? Кроме того, известно, что 3 человека занимаются шахматами и фото, 5 человек – фото и плаванием, 4 человека – плаванием и шахматами, а один человек во всех трех кружках». Познакомившись с кругами Эйлера во внеурочное время, дети легко справляются с такими задачами.

 

Преимущество использования таких занимательных задач в том, что их решение связано с игрой, с состязанием. Включая в содержание урока такие формы работы, как математические состязания, усиливается его развивающий потенциал. В соревновании ребенок самоутверждается, формирует представление о своих возможностях, учится рисковать.

Важно также понимать, что такие математические состязания предусматривают групповую работу учащихся, в которой они приобретают коммуникативные навыки, получают возможность работать в зоне ближайшего развития.

Еще одним преимуществом использования занимательных задач является продуктивность мышления. Ведь учащиеся сами выдвигают гипотезы, ищут способ решения, используя для этого все знакомые им методы.

Перед педагогом, который решил использовать в своей работе занимательные задачи, рано или поздно возникает вопрос о том, где взять задачи и как их составлять. В первую очередь стоит задействовать тот банк накоплений, который создали разработчики учебников математики для начальной школы. Это Э.И. Александрова, Л.Г. Петерсон и другие. Но для того, чтобы работа была систематической, этого недостаточно. Поэтому предлагаю небольшой список пособий (см. Список литературы). Не стоит упускать возможность использовать интернет ресурсы.

Учитель, накопив достаточно опыта в подборе материала, может попробовать сам составлять похожие задачи. Для этого советую обратиться к книге М.Ю. Шуба «Занимательные задания в обучении математики» 1994 г.

Список литературы:

Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика: Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с.

Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников: Б.А. Вахновецкий. – М.: Поматур, 2004.

Математика и логика: сб. нестандартных упражнений по математике (1-3 кл.) / сост. Л.В. Овсянникова – Челябинск: Дом печати, 1994.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.