Выступление «Внеурочная деятельность обучающихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса»

0
0
Материал опубликован 2 October 2022

«Внеурочная деятельность обучающихся как фактор повышения

эффективности образовательного процесса.

Центр «Точка роста».


Организация внеурочной деятельности обучающихся является важнейшим механизмом повышения качества образования.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. и осуществляется через внеурочные учебные занятия. К ним относятся предметные кружки, факультативные занятия, индивидуальные занятия по предмету.

В материалах сопровождения ФГОС (в частности основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность в нашей школе реализуется через модель «Площадка». При этом площадками являются специализированные кабинеты, библиотека, спортивные залы (спортивные площадки и комплексы), музеи, игровые комнаты и другие помещения, а также организации культуры, спорта, искусства поселка. Модель «Проектов» основанный на реализации разнообразных по своей практической результативности тематических проектов. Проекты реализуются в рамках разработанных и утвержденных совместных программ.

Благодаря этому каждый ребенок в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится на добровольной основе.

Внеурочные учебные занятия реализуются в рамках Программ внеурочной деятельности по следующим направлениям:

Спортивно-оздоровительное

Спортивно-игровая секция

Общая физическая подготовка

Духовно-нравственное

Истоки

Я – гражданин России

Музей в твоем классе

Социальное

Школа общения

Общеинтеллектуальное

Умницы и умники

Учись учиться

Информатика

Веселая грамматика

Осваиваю французский язык

Программирование

В мире книг

Изучаю обществознание


Внеурочной деятельностью охвачены 100% обучающихся программами и такими формами, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, КТД и др

Так, например, из последних КТД мы можем выделить День воссоединения Крыма с Россией, День здоровья, День Космонавтики

На базе центра Точка роста развиваются проектная деятельность обучающихся школы и Программы технической направленности.

п/п

Форматы мероприятий ТР

Механизмы реализации мероприятий

1.

Конкурсные мероприятия, турниры и олимпиады для обучающихся.

Встраивание модулей по технологии, обж, информатике в школьные, муниципальные, региональные олимпиады и конкурсы.

Все этапы ВСОШ прошли на базе центра

2.

Организация турниров и интеллектуальных конкурсов

Открытые уроки по предметам из предметных областей «Естественно-научные предметы», «Технология».

3.

Демонстрация результатов обучающихся

Проведение защиты творческих и интеллектуальных проектов обучающихся, в том числе в дистанционном формате.

Обучающиеся защищали работы в муниципальных конференциях Старт в науку, Первые шаги в науку

4.

Демонстрация результатов педагогов

Очные и дистанционные мастер-классы педагогических работников;

Участие в практических конференциях по презентации опыта педагогических работников и педагогических проектов.

Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах для педагогических работников.

На базе ТР учитель принимала участие в конкурсе «Педагогический триумф – 2022»

5

Информационная открытость

Обеспечение своевременного создания и регулярного обновления информации. Проведение дней открытых дверей. Проведение конкурсов по выявлению лучших практик медиасопровождения образовательной деятельности центра «Точка роста».

Участвовали в онлайн флешмобе ТР


В 2021-2022 учебном году в школе представлен широкий спектр программ дополнительного образования. Сюда же включены программы кадетской составляющей (в это году 3 кадетских класса: 5, 6, 8).

Направленность

Название

Возраст, класс

Дошкольное отделение

Физкультурно - спортивная

«Оранжевый мяч»

6-7 лет

Физкультурно - спортивная

«Ритмическая гимнастика»

6-7 лет

Социально - гуманитарная

«Светофорчик»

6-7 лет

Социально - гуманитарная

«Тропинки к своему Я»

5-6 лет

Техническая

«Пиктомир»

6-7 лет

Художественная

«Оч.умелые ручки»

5-6 лет

Школа

Художественная

Вальс

9,11 кл.

Кадетский хор

Кадетские классы

Основы ритмики и танца для кадет

Кадетские классы

Оч.умелые ручки

4-5 кл.

Музыкально-игровой фольклор

5-11 кл.

Акварелька

1-3 кл.

Ансамбль «Надежда»

1-11 кл.

Народный календарь

5-9 кл.

Социально - гуманитарная

Финансовая грамотность

5,6,7,8 кл.

ЮИД

5-11 кл.

Школьная газета

5-11 кл.

Юные пожарные

8 кл.

Твой выбор

9 кл.

Техническая

Легоконструирование

1-5 кл.

Школьная фотостудия

5-11 кл.

Учусь создавать мультфильмы

3 кл.

Школьная телестудия

5-11 кл.

Физкультурно-спортивная

Шахматы

5-11 кл.

Баскетбол

5-11 кл.

Волейбол

5-11 кл.

Гимнастика

7-11 кл.

От Центра развития образования

Социально-гуманитарная

Волонтерское движение

5-11 кл

Социально-гуманитарная

Человек в современном обществе

11 кл.

Социально-гуманитарная

Человек в судьбе России

3 кл.

Естественно-научная

Эколята

2-3 кл.

Туристско-краеведческая

Основы музейного дела

7 кл.

Социально-гуманитарная

История кадетства

8 кл

Социально-гуманитарная

Юнармеец

8 кл

Художественная

Рисуем вместе

1-9 кл

Художественная

Живые ремесла

5-9 кл.

В данный момент дополнительным образованием заняты 97,8 % обучающихся. Всего реализуется 36 программ.

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструирование с элементами робототехники»

Робототехника – это всегда про прогресс. И кто знает, возможно, занятия робототехникой станут первой ступенькой в становлении будущего технаря, инженера, конструктора.

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Учимся создавать мультфильм»

Как создаются мульфильмы, кто это делает, как самому сделать мультик? На все эти и многие другие вопросы ребята найдут ответы на занятиях в Мультстудии. Попробуют себя в роли режиссеров, операторов, сценаристов, художников-аниматоров, и даже авторов.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»

Шахматы – это спорт, спорт в первую очередь интеллектуальный, развивающий логику и тактическое мышление. Через занятие шахматами ребенок приобретает усидчивость, стремление к победе.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Рисуем вместе»

Студия декоративно-прикладного творчества приглашает на занятия по воплощению самых смелых и креативных       идей в жизнь. На занятиях мы изучим и попробуем самые разные виды творчества. Это и аппликации из разных материалов, и работа с природным материалом, и квилинг, и скрапбукинг, и декупаж, и бисероплетение, и декорирование предметов интерьера и многое другое. Дети учатся творчески мыслить, находить нестандартные решения проблем.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

В программе не только общая физическая подготовка, но и технико-тактическая составляющая. Ребята учатся преодолевать трудности, закаляют характер, учатся стратегически мыслить и быстро принимать решение.

И т.д.

В детские общественные организации вступаем целыми классами для реализации программ социально-гуманитарной направленности . Так на базе школы развиты такие общественные объединения как РДШ (151 человек) Программа «Твой выбор», «Школьная газета», Юнармия (28 октября 2021 года на базе школы был открыт Дом Юнармии) – 104 человека, ЮИД – 35 человек, Эколята – 40 человек, Юные пожарные – 14 человек.

Ценность ДОД состоит в том, что оно способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Оно расширяет возможности ребёнка и способствует развитию личности, являясь в современных условиях неотъемлемой составляющей качественного общего образования.

Исходя из современных задач образования, становится совершенно очевидным: ДОД должно стать составной частью непрерывного образования и естественным партнером общеобразовательной школы, предоставляющей возможность каждому ребенку свободный выбор образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Оно представлено в школе путем создания сети кружков, клубов, секций, а также расширения связей с организациями дополнительного образования: МБУК «Феникс», МБУС «Авиатор», Федотовская детская школа искусств, ЦРО.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности основаны на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности (Таблица 1). Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики школы.


Уровень результатов

Приобретение социальных знаний (первые уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности торой уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень)


1. Спортивно-оздоровительная деятельность

Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах



Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции


Спортивные оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме


2. Познавательная (предметные кружки)







3. Художественное творчество узыкальные кружки, театральная студия)

Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады



Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»


Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции, интеллектуальные марафоны и др.), школьный музей

Занятия объединений художественного творчества



Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.


Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень более сложными, третий уровень самыми сложными формами внеурочной деятельности.

На слайд

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

1. Первый предмет диагностики – это личность самого воспитанника (это наблюдение, анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.

2. Второй предмет диагностики это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика(изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).

3. Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика.

Формы и инструментарий фиксации результатов во внеурочной деятельности:


Направления, курсы

Формы и инструментарий оценивания результатов

Общеинтеллектуальное

- уровневая таблица мониторинга результатов;

- карты самооценки;

- дипломы призёров олимпиад;

- уровневая карта развития самооценки;

Проектная деятельность

- анкета вовлечённости обучающихся

в исследовательскую и проектную деятельность.

- научные конференции;

- листы рефлексии

- дипломы призёров конференций;

Социальное

- анкета участия родителей (законных представителей) в проведении занятий курсов внеурочной деятельности (стартовая и итоговая);

- общая рефлексивная карта курса внеурочной деятельности.

- трудовая деятельность;

- карта рефлексии, мониторинговая карта

- методика «Какой у нас коллектив», составленную А.Н.Лутошкиным

- методика социометрии

Спортивно – оздоровительное

- лист индивидуального развития;

- рефлексивная карта

- карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности «Грация и пластика»


Рефлексивная карта ученика _______ класса ФИ________________________________________ курса внеурочной деятельности «___________________________________»


1. Чему я научился на занятиях?


2. Буду ли продолжать занятия в следующем году?


3.Над чем ещё надо поработать?


4. Где пригодятся знания?


5.В полную ли силу занимался?


6.За что можешь себя похвалить?


Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности «__________________________________» ученика ____ класса Ф.И._______________________________________________


Метапредметные результаты

Да

Нет

Высокая мотивация к …..



Проявляет настойчивость в достижении цели.



Применяет методы наблюдения.



Оценивает ….



Обсуждает проблемные вопросы с учителем.



Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.



Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.



Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.



Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;



Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.



Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.



Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.




Оценивание деятельности обучающихся, посещающих кружки дополнительного образования в школе

1. Освоение обучающимися содержания дополнительной образовательной программы по следующим показателям: степень усвоения содержания; степень применения знаний на практике; умение анализировать; характер участия в образовательном процессе; качество детских творческих «продуктов»; стабильность практических достижений обучающихся.

2. Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе и изучаемой

образовательной области. Показателями устойчивости интереса к деятельности и коллективу можно считать:

текущая и перспективная сохранность контингента, наполняемость объединения;

положительные мотивы посещения занятий;

осознание обучающимися социальной значимости и полезности предмета (деятельности и коллектива) для себя;

оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике;

наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.

3. Личностные достижения обучающихся. Направленность динамики личностных изменений. Здесь показателями являются:

характер изменения личностных качеств;

направленность позиции ребенка в жизни и деятельности;

адекватность мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту.

Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности).

Уровень воспитательных воздействий проявляется через показатели:

характер отношений между педагогом и ребенком, между членами детского коллектива,

микроклимат в группе;

характер ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом,

культура поведения обучающегося;

адекватность поведения, выбора обучающимися позиций в отношениях и решений в различных ситуациях;

освоение обучающимися культурных ценностей.

Творческая активность и самостоятельность обучающихся.

Показатели степени творческой активности:

владение технологиями поисковой, изобретательской, творческой деятельности;

настроение и позиция ребенка в творческой деятельности (желание – нежелание,

удовлетворенность – неудовлетворенность);

эмоциональный комфорт (или дискомфорт) в творческой работе;

способы выражения собственного мнения, точки зрения;

количество и качество выдвигаемых идей, замыслов, нестандартных вариантов

решений;

желание освоить материал сверх программы или сверх временных границ курса

обучения;

степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом;

разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности,


Таким образом, необходимо гармоничное соединение внеурочной деятельности и дополнительного образования с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации