12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна106

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ МОДУЛЕЙ МОНТЕССОРИ

В статье рассматривается проблема низкого уровня социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Представлен опыт работы по использованию модулей развития М.Монтессори на уроках социально-бытовой ориентировки.


Введение. В современных условиях основной задачей специального образования является формирование личности, обладающей большой жизненной компетенцией и необходимыми практическими умениями для самостоятельной жизни.

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с особенностями психофизического развития направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию и интеграцию в обществе, сделать интеграцию максимально успешной и благополучной.

Если речь идет о детях с интеллектуальной недостаточностью, то она обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Низкая мотивация к учебной деятельности не позволяет полноценно подготовить школьников к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе.

Таким образом, противоречие между реальной жизнью настоящего времени и социальными качествами учащихся с интеллектуальной недостаточностью определяет актуальность проблемы- поиск путей и средств, повышающих эффективность социализации таких детей в условиях образовательной интеграции.

Основная часть. В рамках школьного обучения учащиеся с интеллектуальной недостаточностью изучают предмет «Социально-бытовая ориентировка». В связи с этим, можно сделать вывод, что именно на таких уроках, используя один их развивающих модулей Монтессори, можно добиться поставленной цели.

Что представляет собой данный модуль? Это специально-оборудованная зона в кабинете учителя-дефектолога, в которой собраны материалы, с помощью которых дети учатся ухаживать за собой, своим внешним видом. Здесь учащиеся упражняются в пересыпании, приготовлении пищи, классификации и сортировке, уходе за собой, своим телом. Ребенок чистит при помощи щетки, крема и бархотки обувь. Он по-настоящему стирает и полощет салфетки, полотенца, а затем сушит и гладит их.

Все это реализуется на уроках социально-бытовой ориентировки.

Весь развивающий модуль можно разделить на следующие части:

Мелкий материал: бусинки, прищепки, крупы разной величины, мелкие предметы.

Рамки с большими и маленькими застежками, молниями, пряжками, крючками, шнуровки, банты. Здесь же имеется настенный бизиборд.

Предметы личной гигиены: мыло, полотенце, расческа, зубная щетка, зубная паста, носовой платок.

Материалы для овладения детьми навыков приготовления пищи: чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.

Это овощи, фрукты; тарелки, ложки, вилки, салфетки, стол.

Предметы, помогающие заботиться об окружающем мире: мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение одежды, чистка обуви, чистка зеркала.

Это тазик, стиральный порошок, мыло, утюг, щетка для обуви, крем.

Стоит отметить, что в целом развивающий модуль по развитию практических навыков обладает динамичностью. Он постоянно дополняется предметами окружающего мира, мелкими деталями и другими материалами.

В работе используются следующие методы: демонстрация, объяснение, упражнение, экскурсия, моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевая игра.

Весь процесс обучения на уроках социально-бытовой ориентировки с использованием развивающих модулей проходит в 3 этапа:

Начальный этап. Я назвала этот этап «Для чего я это делаю?»

Педагог проводит беседу, в ходе которой выявляет уже имеющиеся знания по определенной теме. Этот этап проходит в определенной части развивающего модуля, например, предметов личной гигиены. Педагог предлагает ребенку набор определенных предметов. Дети рассматривают их, ощупывают. Далее возникает вопрос: для чего они нужны? Что с ними можно сделать? Также педагог предлагает поразмышлять: Что будет, если этих предметов не станет? Что будет с человеком, если он не будет мыть руки? Как будет выглядить человек, у которого развязаны шнурки? Сможет ли он ходить?

На этом этапе важно активизировать познавательную активность ребенка для его дальнейшей деятельности.

Следующий этап «Как я это сделаю?»

Этот этап совместной работы педагога и ребенка. Педагог знакомит учащихся с алгоритмом действий для выполнения определенной операции. Для этого используются памятки, в которых поэтапно раскрыт каждый шаг.

Ребенок в результате многократного повторения усваивает алгоритм действий и воспроизводит их в той последовательности, которая была задана при изучении.

3. Заключительный этап «Я это делаю сам!»

Это этап непосредственно самого выполнения практического действия ребенком. Учащийся самостоятельно моет руки, пришивает пуговицу, стирает салфетку, сервирует стол.

Заключение:

Использование развивающих модулей, во всем их многообразии отличает эту технологию от других. Детям с интеллектуальной недостаточностью важно все потрогать своими руками, получить сенсорный опыт, выполнить какое-либо действие самому. Это гораздо эффективнее чем, например, рассматривать иллюстрации или просто беседовать по изучаемой теме. Такие уроки нравятся детям, они раскрываются эмоционально, приносят им радость, вселяют уверенность, обогащают социальный опыт. При этом, стоит отметить важность словесной похвалы. Педагог обязательно должен похвалить, подбодрить и вселить уверенность в то, что все получится.

Учащимся с интеллектуальной недостаточностью сложно социализироваться в условиях современного общества. Такие дети испытывают ряд трудностей в быту, гигиене, правилах поведения, общественном транспорте. В рамках школьного обучения работу по формированию, развитию и повышению уровня социализации проводит учитель-дефектолог на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Однако широкий круг жизненно значимых социально-бытовых умений, которые необходимо сформировать у учащихся, и ограничение возможностей учителей фактором времени (2 урока в неделю) не позволяют им осуществлять полноценное закрепление многих, первоначально формируемых на уроках умений. Поэтому успешность педагогической работы по социально-бытовой ориентировке учащихся зависит от взаимодействия учителя, воспитателя, классного руководителя (а еще лучше и родителей): согласованности их действий, информированности о работе друг друга и ее результатах, скоординированности планов работы. В результате такой интеграции педагогических усилий обеспечивается целостность и системность процесса социализации.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.