Рабочая программа по трудовому обучению для детей с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью на уровне основного общего образования для учащихся 6 класса

0
0
Материал опубликован 18 March 2018
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МС МОУ Козьмодемьяновской СОШ

_____ /_Бутенко Л.В. /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 200__г.

 

«Утверждено»

Директор МОУ Козьмодемьяновской СОШ

_____ /__Данчина Т.С. /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 200__г.

РАБОЧАЯ ПРОРАММА

По трудовому обучению

Для детей с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью

на уровне основного общего образования

для учащихся 6 классов.

Байда Сергея Геннадьевича,

учителя 1 квалификационной категории

с. Козьмодемьяновка.

2017- 2018 год.

Рабочая программа по трудовому обучению для детей с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью 6 класса составлена на основании следующих нормативных документов: Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29 2065 – П. « Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Владос» 2000 год. При разработке рабочей программы учтены следующие нормативные документы: Закон «Об образовании в РФ » от 29.12.10 2012№273-ФЗ. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Учебный план МОУ Козьмодемьяновская СОШ. на 2016 -2017 учебный год.

Рабочая программа по трудовому обучению, предназначена для обучения детей с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью учащихся 6 классов средней общеобразовательной школы.

В школе трудовое обучение - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение предмета предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит учащимся приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Главной целью предмета является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

Изучение предмета на базовом уровне направлено на достижение следующих ц е л е й:

освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Достижение этих целей предусматривает решение следующих з а д а ч:

приобретение ребенком знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;

создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;

развитие творческих способностей, формирование профессионально значимых качеств;

достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;

формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;

развитие потребности в трудовой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением трудового обучения в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область трудовое обучение является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ науки.

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению трудовое обучение предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

культура и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование информации;

элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

проектная деятельность;

история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовыми для программы являются разделы «Обработка древесины», «Обработка металлов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Народные художественные промыслы», «Современное производство и профессиональное образование».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа реализуется в соответствии с обязательной частью учебного плана и расчитана на 70 часов по 4 часа в неделю с ноября по март. Универсальность трудового обучения как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Трудовое обучение является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Ценностные ориентиры содержания предмета.

В результате обучения учащиеся овладеют:

трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

 

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:

с основными технологическими понятиями и характеристиками;

с назначением и технологическими свойствами материалов;

с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;

находить необходимую информацию в различных источниках;

применять конструкторскую и технологическую документацию;

составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

находить необходимую техническую информацию;

проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

распределять работу при коллективной деятельности;

Метапредметные результаты освоения курса является формирование УУД.
 

Личностные УУД.

проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

планирование образовательной и профессиональной карьеры;

осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


Познавательные УУД.

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

планирование технологического процесса и процесса труда;

подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

расчет себестоимости продукта труда;

примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

Регулятивыные УУД.
 

оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

осознание ответственности за качество результатов труда;

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.


Коммуникативные УУД.

формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• умение слушать и слышать собеседника, учителя;

умение работать в группе;

умение работать с источниками информации;

уметь аргументировать свое мнение в коллективной работе;

умение оценивать результаты проэктов в ходе их презентации;

Предметными результатами освоения учащимися с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью на уровне основной школы являются:

в познавательной сфере:

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

в трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда;

подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

расчет себестоимости продукта труда;

примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

в мотивационной сфере:

оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

осознание ответственности за качество результатов труда;

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

в эстетической сфере:

дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

в коммуникативной сфере:

формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

разработка вариантов рекламных образов, логанов и лейблов;

потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

в физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ в конце каждого года обучения

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по обработке разных материалов, знакомятся с влиянием их свойств на выбор способа обработки; изучают специальные термины и обозначения, термины конструирования.

Умения и навыки по конструированию и моделированию позволяют учащимся самостоятельно изготавливать предметы быта, развивают интерес, эстетический вкус и творческие способности учащихся.

Знакомство с историей позволяет проследить за историей различных национальных промыслов своего края, воспитывает любовь к своим историческим корням. Коллективные занятия позволяют воспитывать творчество, взаимовыручку и взаимопроверку практических навыков.

Раздел основы малярных работ, основы штукатурных работ, знакомит учащихся с многообразием работ, типичных для сельского жителя, дают необходимые знания, умения и навыки по изготовлению строительных конструкций из древесины, строительству индивидуального сельского дома, обустройству приусадебного хозяйства.

Программой предусмотрено систематическое знакомство с миром профессий, что поможет учащимся в выборе своего жизненного пути. Для этого используются материалы литературы и Интернет ресурсы в виде презентации и прямых выходов в Интернет.

По каждой теме программы определено содержание теории и практических работ, приведены источники методической и дидактической литературы.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

- полностью освоил учебный материал;

- умеет изложить его своими словами;

- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

- подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

- не усвоил существенную часть учебного материала;

- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

- слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

- творчески планирует выполнение работы;

- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

- правильно и аккуратно выполняет задание;

- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

- правильно планирует выполнение работы;

- самостоятельно использует знания программного материала;

- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

- допускает ошибки при планировании выполнения работы;

- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средств

 

Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта

1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

Практическим занятиям отводится ведущая роль в программе – это 75-80 % времени урока. Разные методы работы позволяют повысить эффективность урока, развивать трудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе.

Планирование составлено на основе программ: «Сельский дом и семья Москва Просвещение 2001 г; «Трудовое обучение. Технология для сельских школ». М. Просвещение. 1998 г.; «Технология. Трудовое обучение». М. Просвещение. 2006 г.

Количество часов 4 в неделю в 6 классах всего 70 часов в год.

6 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Проектные

Обработка древесины

28

8

16

4

Обработка металла.

16

4

8

4

Народные промыслы

20

4

12

4

Защита проекта

6

   

6

Итого

68

16

24

30

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

6 класс

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. (28ч)

Организация труда. (4ч)

Основные теоретические сведения. Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.

Практические работы.

1 «Организация рабочего места для столярных работ »

Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (20ч)

Основные теоретические сведения

Основные узлы и соединения деревянных конструкций. Разметка и запиливание шипов и проушин. Заточка деревообрабатывающих инструментов. Механическая обработка древесины электрофицированными инструментами. Назначение электродрели, электролобзика, электрофуганка. Основные узлы токарного станка( статина, передняя и задняя бабки, подручник с кареткой, электродвигатель), принципы его работы, выполняемые операции. Резцы для черного и чистого точения древесины. Измерительные инструменты( контроциркуль, нутромер, штангециркуль, линейка). Подготовка станка к работе.

Практические работы.

2 « Подбор древесины для токарной обработки »; № 3 « Подготовка заготовок для точения »;

4 «Крепление на шпиндель » ; № 5 « Изготовление деталей с коническими и фасонными поверхностями » № 6 « Приемы вшлифования покрытие лаком и морения».

Проектная деятельность. (4 часа)

Разделочные доски , швабры. указки, рейки, сувениры, подсвечники.

Планируемые результаты.

Личностныепроявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию обработки древесины; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Ученик научится:

Самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила ТБ и последовательность изготовления изделий из древесины. Правила и приемы пользования различными электрическими инструментами и материалами, знать основные узлы токарного станка , резцы и измерительные инструменты санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы

Ученик получит возможность научиться:

Рационально организовать рабочее место соблюдая правила ТБ и личной гигиены. Осуществлять наладку смазку и сборку деталей станка , регулировку токарного станка на заданную форму и размеры. Читать простейшие технические рисунки и чертежи, разрабатывать технологические карты находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее. Определять виды экологического загрязнения природных ресурсов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ. (16ч)

Организация труда (2ч)

Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Технология изготовления изделия из проволоки и тонколистового металла (10ч)

Основные теоретические сведения.

Черные металлы-стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструктивные стали. Сортовый прокат. Цветные металлы( медь, алюминий, цинк) и их сплавы(латунь,бронза,дюралюминий). Основные свойства металлов(прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность, упругость, возможность соединения пайков, свариваемость). Основные части напильника и ножовки. Виды напильников и формы насечек. Приемы разметки и работы по разметке, резанию ножокой и опиливанию. Приемы работы зубилом. Устройство штангециркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приемы измерений штангециркулем.

Практические работы.

7 « Рабочее место слесаря устройство слесарного верстака и тисков» №8 «Резка ножницами, рубка металла в тисках и на плите » №9 « Сверление отверстий, соединение на заклепках. Гибка в тисках и на оправке »

Проэктные работы.(4часов)

Совки, кольца для штор, кронштейн, кашпо, скоба, оконный угольник.

Планируемые результаты.

Личностные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из сортового проката . различного оборудования и приспособлений, приборов для разметки изделий; следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.


 


 

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: понимать назначение различных инструментов, основные операции изготовления различных проектов и качества их выполнения.


 

Ученик научится:

Рубить металл, резать металл ножовкой по металлу, пользоваться различным инструментом (разметочным, ударным и режущим) изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования различные проектные работы, соблюдать ТБ.

Ученик получит возможность научиться:

определять виды металлов и сплавов ; исследовать свойства металлов; читать и составлять технологические карты выбранных проектов, самостоятельно размечать по чертежу разметочным инструментом; владеть различными навыками обращения с инструментом.


 

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (20ч)

Технологии в декоротивно-прикладном искусстве (16 ч)

Основные теоретические сведения.

Организация рабочего места резчика. Материалы, инструменты и приспособления. Понятия об орнаменте. Его роль в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов. Знакомство с трактовкой орнаментальных символов. Способ построения орнаментов. Технология украшения орнаментов предметов быта. Технология ажурного выпиливания лобзиком.

Практические работы.

10 «Подготовка заготовок для выпиливания и выжигания» №11 « Закрепление пилок в лобзике» № 12 « Выжигание по контуру». №13 « Сборка изделий на гвоздях и клею» № 14 « Отделка поверхностей изделий » № 15 « Полировка и лакировка поверхности »

Проектные работы.(4часов). Подставка под карандаши . Игрушки, сувени

 

Планируемые результаты.

Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять

 

- познавательные: осознавать; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы.

 - регулятивные:  строить чертеж простых изделий; выбирать модель с учетом особенностей строения и текстуры материала, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Ученик научится:

изготовлять с помощью ручных инструментов простые по конструкции модели различных изде­лий, пользуясь технологической документацией; выполнять окраску и отделку изделия.

Ученик получит возможность научиться:

выполнять несложные приёмы выпиливания и выжигания согласно местным традициям и культуре народа. Творчески подходить к технологии изготовления изделий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАСС.

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен

знать/понимать:

что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

общее устройство слесарного верстака, правила и приемы пользования им при выполнении слесарных операций;

назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; основные правила пользования ими при выполнении соответствующих операций;

основные виды механизмов по выполняемым им функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

уметь:

рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении указанных работ;

осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечить требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

разрабатывать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении технологических работ;

находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее;

читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

выполнять шиповые столярные соединения;

шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

выявлять и использовать на практике простейшие способы технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками)

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебные пособия

Технология. Технический труд: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 192с.

Технология. Технический труд: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.

Технология. Технический труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.

Технология. Технический труд: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М: Вентана-Граф, 2009. – 208с.

Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. // Школа и производство, 2008. - № 8. – С. 10-15.

Оборудование

 

 

Слесарные инструменты: ( молотки, напильники, слесарные ножовки, слесарный уголок и т.д.).

Сверлильный станок, токарный станок, фрезерный станок, электролобзик, электродрель, плакаты.

Столярные инструменты: ( рубанки, киянки, ножовки, стамески, верстаки, разметочное оборудование).

Дидактический материал

Инструкционные карты:

Самолет катапульта, катер с резиномотором, разделочная доска, совок, снеговая лопата, швабра, изготовление носилок, ящичные соединения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основной

Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. // Школа и производство, 2006. - № 1. – С. 10-1

Стандарт основного общего образования по технологии. // Школа и производство, 2004. - № 4. – С. 10-15.

Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2006. – 240с.

Дополнительной (для учителя)

1 .Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 5-8 классов . Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенцев. 2-е изд ., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989 .

2. Коваленко В.И. Обьекты труда. 5-8 классы. Обработка древесины и металла : посбие для учителя. В.И.Коваленко. В.В. Кулененок.- Просвещение,1990.

3. Сайт социальных работников.

4. Интернет ресурсы:

http://www.openclass.ru/user

http://www/it-n.ru

http://eidos.ru

http://www.cnso.ru/tehn

http://files.school-collection.edu.ru

http://trud.rkc-74.ru

http://tehnologia.59442 http://www.domovodstvo.fatal.ru

http://tehnologiya.narod.ru

http://new.teacher.fio.ru

Дополнительной (для учащихся)

1. Рихвик, Э. Мастерим из древесины : книга для учащихся 5-8 кл. Э. В . Рихвик .- М.: Просвещение, 1988.-128 с.

2. Леонтьев, Д. П. Сделай сам. Детская литература,1978 .

19

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации